Михаил Альперович (Digital Design) о неигрушечном применении iPad

Директор центра разработки на планшетных устройствах компании Digital Design рассказывает о создании корпоративных приложений для iPad.

— Почему именно iPad? Не проще ли посмотреть на устройства под Windows или Android?

— Мы начали работать с этими (мне понравилось выражение Стива Джобса) PostPC-девайсами именно с iPad, потому что это первый планшет хорошего качества, который приятно взять в руки и с которым удобно работать.

— Давно вы уже смотрели в сторону рынка планшетов?

— Как только они появились — это был год примерно 2002, если не раньше. Смотрели мы в основном со стороны, была попытка более плотно с ними познакомиться в конце 2008 года — у нас готовилось решение для руководства компаний с dashboard (информационными досками), и мы думали, что хорошо бы его сделать на планшете. Но подходящих устройств на рынке не было. Когда Джобс показал iPad, стало интуитивно понятно: это то, что нужно. Продукты сравнимого качества пока не пошли в массы, и вопрос выбора платформы не стоит.

— Но сейчас устройства появляются. Планируете ли вы разрабатывать решения для них?

— Строго говоря — их пока нет в России. Вышел планшет Motorola, который мы ещё в руках не держали. Более ранние устройства были не доработаны. Samsung GalaxyTab мы купили — у него есть минусы и плюсы, о которых немало написано в различных обзорах. Он меньше размерами, и его можно спрятать в карман пиджака. С другой стороны, это является недостатком. Пользователю планшет нужен как средство работы с документами. На маленьком экране это делать сложнее.

— То есть вы позиционируете планшет не как некое мобильное устройство, а как полноценный девайс для работы с документами?

— Совершенно верно, это устройство для работы руководителя с документами. Его можно использовать вместо папки — посмотреть документ, поставить резолюцию, дать задание сотрудникам (в том числе в голосовом режиме) и так далее. Нетрудно заметить, что, например, на любое совещание Дмитрий Анатольевич Медведев приходит с iPad.

— Сейчас HP показала новую платформу сравнимого качества — WebOS. Вы планируете разрабатывать софт под неё?

— Об этой платформе говорить рано — толком её никто не видел. Здесь ситуация почти такая же, как и с планшетом Motorola.

— Но если появятся другие устройства сравнимого качества, то вы будете писать софт под них?

— Нужно посмотреть, каким будет рынок этих устройств. Рынок iPad уже сложился, и, по мнению многих аналитиков, iPad 2 станет ещё популярней. Многие не покупали первую версию планшета, поскольку ждали более мощное устройство с камерой и прочим.

Мы начали разработку под другие платформы, поскольку здесь может быть всплеск интереса потребителей. Я думаю, что количественно он будет меньше — если iPad за 9 месяцев продали 15 миллионов штук, то устройства на Android 3.0 вряд ли возьмут эту планку. Но даже если их продадут 5 млн штук, это уже кое-что, и мы должны отнестись к этому серьёзно. В Digital Design уже сделаны определённые шаги в данном направлении: мы ведём разработки, создаем прототипы и так далее. Когда устройства на базе Android появятся на рынке, мы будем готовы показывать заказчикам свои решения.

— Какие из платформ для планшетов вы считаете наиболее перспективными?

— Наиболее перспективной платформой мы считаем iOS, за ней идет Android, а третьей — Windows 7. В Android проще, чем в iPad, встроить российские средства криптозащиты, электронную цифровую подпись и т.д. Это может быть критично для некоторых государственных заказчиков. Кто-то предпочтёт Windows, поскольку здесь можно запустить полноценный Microsoft Office и другие привычные пользователям программы.

Кроме того, Microsoft портирует Windows на платформу ARM, и Windows 8, которая появится через год, может произвести ещё одну революцию на рынке. В ней должны появиться средства для работы пальцем — всё-таки Windows 7 рассчитана на мышь, пользователю приходится работать с множеством мелких элементов интерфейса. Что касается прочих платформ, то выстрелить может любая из них, но здесь мы будем более консервативными. Если есть какой-то конкретный запрос от заказчика, на него можно оперативно отреагировать. Например, многие глобальные компании имеют офисы в России и используют Blackberry. Если они завезут сюда определённое количество этих устройств и им потребуется софт для российской специфики — почему бы и нет?

— В чем преимущество планшета для руководителя перед нетбуками и прочими мобильными решениями?

— Это вопрос достаточно тонкий. Если рассуждать механистически, то, может быть, его и нет. С другой стороны, почему такой всплеск интереса к планшетам? Нетбуки не могут так быстро совершать переход в спящий режим и выход из него, планшет можно использовать как папку с документами, не выпадая из процесса. Очевидно одно: пользователям (в том числе и корпоративным) планшеты нравятся. Почему? Не важно.

Мы рады, что есть покупатели, которые хотят видеть на iPad не только персональные приложения, но и корпоративные. Я убежден, что это не мода, а долговременная тенденция. Например, в немецком Бундестаге депутатам запрещено приносить на заседания ноутбуки, а с планшетом ходить можно — у него нет крышки, которая отгораживает тебя от собеседника. Второй момент — то, что называется «just in time»: я шёл, открыл его на ходу и посмотрел, что нужно. С нетбуком такое не получится. Это ниша, которой раньше не было. И она очень ёмкая: в 2009 году аналитики предсказывали появление планшетов, но тренд опередил все возможные прогнозы и применение планшетов в корпоративном секторе было только вопросом времени.

— Но сама компания Apple не позиционирует устройство как корпоративное?

— Тут есть один очень тонкий момент. Мы стремимся разрабатывать приложения под клиента, на заказ. Apple заинтересована в пропаганде того, что можно на AppStore купить.

Если мы возьмем опубликованные на сайте компании кейсы, описывающие корпоративное применение iPad,то увидим, что там используется несколько встроенных приложений и пара приложений из AppStore ценой в пять-десять долларов. Я думаю, что это часть их политики: производитель показывает, что планшет пригоден для корпоративного применения как он есть.

— При этом легально (без взлома планшета) установить на iPad корпоративный софт не из AppStore было возможно изначально.

— Совершенно верно, но Apple, естественно, не будет активно говорить о каких-то заказных вещах. Кому нужно, тот и так о них знает. В продвижении продукта производитель ориентируется прежде всего на конечного пользователя.

— Какого рода решения вы разрабатываете?

— В основном мы делаем средства для интеграции iPad в корпоративный документооборот — это главная задача.

— Много ли желающих? Оцените перспективы рынка?

— Мы считаем, что достаточно. Интерес есть, но о каких-то конкретных цифрах говорить рано. Среди наших проектов можно назвать проект для Правительства Мурманской области, мы объявили о нём ещё до нового года.

— Кроме Правительства Мурманской области, вы можете назвать других корпоративных заказчиков продуктов для iPad?

— ОАО «Российские железные дороги». Имена других заказчиков мы, к сожалению, пока не можем назвать. Всего в настоящее время ведутся проекты в пяти компаниях.

— Что за продукты внедрены в Мурманской области?

— В Правительстве Мурманской области внедряется «Мобильное рабочее место руководителя» в СЭДО на платформе DocsVision. Это решение позволит губернатору, шести вице-губернаторам и нескольким десяткам руководителей исполнительных органов государственной власти удалённо работать с системой электронного документооборота и повесткой дня с использованием планшетных компьютеров.

— Какие сложности при внедрении и поддержке решения существуют?

— Не все пользователи имеют опыт работы с данным типом устройств и с этой платформой. Поэтому у некоторых заказчиков невольно появляется желание, чтобы решение для iPad было похоже на то, с чем они уже сталкивались, — на решения для Windows-устройств. Отсюда в изначальных запросах иногда появляются пожелания «закрывать окошки крестиком», использовать множество мелких элементов. Но в результате переговоров нам удаётся найти взаимопонимание с заказчиком, объяснить, что ему будет удобнее, если интерфейс корпоративного приложения будет реализован в общей парадигме интерфейсов устройств Apple.

— Каковы отзывы заказчика и рядовых пользователей, которые работают с продуктами?

— Только положительные. Можно также отметить следующий эффект: привлекательность мобильного приложения подвигает высокопоставленных пользователей более активно использовать системы, с которым оно интегрировано, в частности систему электронного документооборота.

— Каковы типичные проблемы разработки софта под iPad?

— Из технических не то чтобы проблем, а отличий данной платформы могу назвать её закрытость и меньшие возможности по взаимодействию с функциями операционной системы на низком уровне. Почти нет возможностей по интеграции приложений. Многого из того, что в Windows естественно (скажем, можно из Word вызвать Excel, посчитать что-то в нём и вернуть данные в редактор), здесь нет. Но мы не считаем это большой проблемой; нужно строить решения так, чтобы обходить эти вещи или понимать, что есть вещи, обойти которые невозможно.

— Это сильно мешает разрабатывать приложения?

— Не скажу, что мешает. Просто и нам, и пользователям нужно осознавать такие ограничения. Обычно серьёзных сложностей с этим нет: если пользователям говоришь, что такая функция (например, вызвать электронную таблицу из нашего приложения) отсутствует — «ну нет, значит нет». Все уже знают и понимают, что iPad — это другая платформа.

— Насколько легко войти с iPad’ами в госсектор? Из-за политики Apple есть сложности с внедрением сюда наших криптографических технологий?

— Эта проблема есть, и она мешает войти в государственные контракты более широко. В определенном аспекте проблема решается: есть электронная цифровая подпись, российские стандарты шифрования, включение HTTPS и так далее. Кстати, с устройствами на Android ситуация сходная. Слава богу, наши ведущие разработчики в области средств криптозащиты не сидят сложа руки. В стадии бета-версии мы уже с несколькими решениями для iPad работали — например, ПО «Крипто-про» и «InfoTeCS» тестировали на совместимость с нашими приложениями.

— А преимущества у подобной политики Apple есть?

— На самом деле, это просто факт — у него есть и отрицательные и положительные стороны. Труднее сделать какое-то комплексное приложение, но зато платформа стабильна, надёжна, и в плане её поддержки системным администраторам приходится производить меньше действий.

— Наверное, не только системным администраторам? Вам проще поддерживать решения для iPad?

— Конечно, эта платформа гораздо стабильнее поддерживается разработчиком устройства, она преемственна и более стабильна сама по себе. Здесь меньше вариантов внесения изменений, значит, меньше головной боли, когда что-то не работает. Если приложение не работает, ты знаешь, что дело именно в нём, а не в окружении.

— Разработка под iPad обходится дешевле?

— Разработка и тестирование ПО под другие платформы обойдется дороже — там больше факторов, влияющих на работоспособность приложения. Начиная с того, что приходится учитывать специфику очень разных устройств и различных версий прошивок. Я думаю, что грамотные ИТ-менеджеры, внедряя планшеты на Windows или Android, также пойдут по пути стандартизации — они оценят разные устройства и скажут, что у нас будет применяться, например, Samsung определённой модели с третьим Android’ом, и всё. Потому что тестировать софт под весь зоопарк устройств нереально.

— То есть все преимущества платформы iOS являются прямым следствием её недостатков?

— Безусловно.

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях