Метаморфозы мобильного рынка: останутся только… двое или трое?

В то время как Microsoft готовится выйти на рынок планшетов с собственной аппаратной разработкой (Surface) и укрепляет своё присутствие в сфере смартфонов, небезынтересно взглянуть, как менялся рынок мобильных устройств и операционных систем на протяжении последних двух лет. Изменения произошли радикальные и довольно неожиданные: несколько крупных игроков «сорвались с утёса» — и как минимум один, похоже, насмерть.

Распластанной на камнях оказалась компания Research In Motion — разработчик смартфонов BlackBerry. Ещё пять лет назад название BlackBerry в США было синонимично понятию «смартфон». Сейчас, после того как релиз новой операционной системы BB10 задвинут на будущий год, а новый CEO Yahoo Марисса Мэйер объявила, что её компания отказывается от технической поддержки BlackBerry как корпоративного смартфона, ведётся немало разговоров о том, что Research In Motion либо вылетит в трубу начисто, либо будет кем-то поглощена; в любом случае, конец близок.

С 1998 года Nokia была крупнейшим мировым поставщиком мобильных телефонов. Однако с 2007 года начался спад, и к началу 2012 года акции компании подешевели с сорока долларов в 2007-м до всего лишь трёх. В 2011 году Nokia заключила «стратегический альянс» с Microsoft и стала выпускать смартфоны исключительно под Windows Phone. Учитывая, что доля платформы Windows Phone в мире не то чтобы очень велика, неизвестно, к чему это всё приведёт: Nokia остаётся только уповать, что Windows Phone 8 «выстрелит» погромче, чем Windows Phone 7. Потому что если этого не произойдёт, то Microsoft-то выживет, а вот Nokia?

Крайне неважно идут дела, как выясняется, и у тайваньского производителя смартфонов и планшетов HTC. Пока ещё не катастрофично, но сейчас HTC довольно сильно упал: чистая прибыль компании в третьем финансовом квартале составила около 133 млн долларов, что на 79 процентов меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Аналитики ожидали бОльших объёмов доходов, а не оправдать таких ожиданий для любой компании автоматически означает потерять в весе акций. Ну а акции и сами дешевеют: за этот год цена на них упала на 46 процентов. В то же самое время доля HTC в мировых продажах упала с 10,7 процента до 5,8 процента, несмотря на причастность к выпуску устройств на Android, чья доля растёт, как на дрожжах.

В августовском письме коллективу HTC глава компании Питер Чоу написал, что главная её проблема — в излишней бюрократизации: «Люди у нас собираются на встречи и говорят, и говорят, но не принимают никаких решений, не выбирают стратегических направлений и не чувствуют, что время поджимает». Прямо по Маяковскому.

Проблема, видимо, как раз и заключается в том, что ответственные лица в HTC (а также в Nokia и в RIM) упустили момент в ту пору, когда надо было вести себя активно и агрессивно.

Давайте взглянем на нижеприведённые графики (источник — блог ASYMCO). Они, конечно, не слишком свежи (всё заканчивается четвёртым кварталом 2011 года), но на них видно то, что не очевидно конечным пользователям, но очевидно аналитикам и руководителям компаний:

Доходы поставщиков мобильных устройств в США
Распределение чистых прибылей

На первом графике — распределение доходов (revenue) между вендорами операционных систем, на втором — распределение чистой прибыли (proft — доход минус все надлежащие выплаты, налоги и прочие расходы).

Как видим, в конце 2011 года львиная доля доходов досталась Apple, одновременно существенно подрос Samsung (хоть затем его доля и сократилась). Взглянем на ещё один график:

Распределение телефонов по производителям (слева) и смартфонов по платформам (справа) в США

Это уже количественное распределение смартфонов (по операционным системам), используемых в США. Что мы видим? Во-первых, что доля смартфонов на Android превышает количество iPhone, а во-вторых, что они вдвоём жесточайшим образом «сплющивают» всех остальных. График заканчивается на июне, но никаких признаков резких перемен в общей динамике не наблюдается и поныне: рынок «попилили» между собой iOS и Android, платформа Nokia webOs и BlackBerry канули чуть ли не в одночасье.

Касательно катастрофы RIM/Blackberry, один из авторов аналитического блога ASYMCO — Хорас Дедью — пишет, что уже в 2008 году были признаки несостоятельности долгосрочной стратегии RIM. Компания вроде бы процветала потом ещё три года, но в начале 2011 года в буквальном смысле обрушилась — сначала по объёмам поставок и операционной марже, а затем и по всем остальным показателям.

«Происходящее очень напоминало ситуацию с Nokia. Она тоже выглядела — на бумаге — достаточно сильной и устойчивой, но только до начала 2011 года, когда стало понятно, что ей волей-неволей придётся падать в пропасть.

Этот характер диспропорционального падения зеркально отражает диспропорциональный рост Apple», — пишет Дедью, указывая, что это даже не аномалия: в IT-секторе рынка вообще не бывает спокойствия. «Бессмысленно изучать протяжённые показатели, такие, как доходы и прибыли. Я наблюдал только резкие расширения и резкие спады. И никогда не видел поступательного движения и малоподвижных рынков в технологической области».

Какие из этого можно сделать выводы? Во-первых, что HTC со всеми её смартфонами и планшетами как раз переживает такое типовое резкое падение; его вполне отчётливо выталкивают с рынка (сразу по нескольким фронтам) расширяющиеся Apple и производители устройств на базе Android. В первую очередь Samsung, который к тому же,похоже, не против ещё большего сближения с Google. Во-вторых, что у Microsoft будут двойные проблемы с планируемым вторжением на рынок планшетов. Понадобятся «тротиловые» мощности для того, чтобы просто втиснуться между двумя раздувающимися величинами и отхватить у них хотя бы минимальную долю рынка.

P.S. В ТЦ «Гагаринский» рядом со входом располагался фирменный магазин Sony. До недавних пор. Потому что теперь там квартирует Samsung. Само по себе это ни о чём не говорит, конечно, но некий символизм в этом всё равно невольно усматривается.

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях