Астрономы-любители открыли первую экзопланету в системе четырёх звёзд

В октябре 2012 года была обнаружена первая экзопланета в системе четырёх звёзд. Паковать чемоданы и планировать экзотический отпуск пока рано. Здесь количество звёзд не указывает на рейтинг и уровень обслуживания. Всё гораздо прозаичнее – планета принадлежит бинарной звёздной системе KIC 4862625, которая сама обращается вокруг другой пары звёзд.

Планета в системе четырёх звёзд (художественное представление)

Крайне редкий космический феномен обсуждался на ежегодном совещании Отдела планетарных наук Американского астрономического общества в Рино, штат Невада. На момент доклада было известно только шесть экзопланет в системах двойных звёзд и ни одной другой планеты с четырьмя солнцами.

Различные варианты демонстрации планеты, включающие исходный снимок и художественное представление, можно посмотреть на этом видео.

Своё рабочее название PH1 планета получила в честь первой успешной находки группы «Охотники за планетами» (Planet Hunters). Коллектив насчитывает сотни тысяч волонтёров. Его основная работа заключается в анализе массивов данных, получаемых с космического телескопа «Кеплер».

Проект объединяет исследователей из Йельского университета с участниками некоммерческой инициативы Zooniverse, призванной помочь развитию астрономии и климатологии за счёт добровольцев.

Орбитальная обсерватория «Кеплер» была создана именно с целью поиска экзопланет и приступила к работе в 2009 году. При помощи составной матрицы с эффективным разрешением 95 мегапикселей она позволяет одновременно наблюдать свыше ста тысяч звёзд.

Составная CCD матрица орбитального телескопа Kepler

Открытие PH1 было сделано двумя добровольцами группы Planet Hunters – Кианом Йеком (Kian Jek) из Сан-Франциско и Робертом Гэглиано (Robert Gagliano) из Аризоны. Анализируя снимки, они определили слабое падение света звезды. Такой эффект, называемый транзитом, возникает в тот момент, когда для наблюдателя с Земли экзопланета частично закрывает свою звезду.

Для проверки профессиональные астрономы использовали телескопы Keck обсерватории Мауна-Кеа (Гавайи). Они подтвердили обнаружение планеты и определили её класс. PH1 оказалась газовым гигантом, чей радиус приблизительно в 6,2 раза, а масса – в 170 раз превосходит земную.