SpaceX показала испытания прототипа ракеты многоразового использования

автор: Андрей Васильков  06 ноября 2012

Компания SpaceX провела вторые успешные испытания модуля ракеты многоразового использования «Кузнечик» (Grasshopper) собственной разработки. В ходе теста тридцатидвухметровая конструкция поднялась на высоту около двух метров и вертикально опустилась на четыре опоры – смотрите видео.

Сегодняшние многоступенчатые ракеты-носители являются одноразовыми, что негативно влияет на темп развития и стоимость космических программ. Выполнив свою задачу, отработанные ступени падают в безлюдные районы вблизи места запуска, сгорают в атмосфере или остаются на орбите в качестве мусора.

Схема ракеты-носителя Falcon-9 с модулем Dragon

Первая ступень является наиболее затратной и проблемной частью. В ней установлены несколько маршевых двигателей (шесть у «Протона-М», девять у Falcon-9) и содержится многотонный запас топлива.

В зоне её падения происходит загрязнение почвы или океана токсичными компонентами ракетного топлива, остаточное количество которого может превышать тонну.

Инициатива компании SpaceX направлена на более рациональное использование ракет-носителей. Возможность повторного применения снизит как стоимость самого запуска, так и мероприятий по устранению его экологических последствий.

По сути «Кузнечик» представляет собой модифицированную первую ступень ракеты Falcon 9, успешный запуск которой впервые состоялся в июне 2010 года.

Помимо собственно резервуара первой ступени и нового двигателя Merlin-1D, «Кузнечик» содержит довольно сложную систему приземления. Его видимая часть состоит из четырёх стальных опор, приводимых в движение сжатым газом и конструктивно напоминающих паучьи лапы.

Более сложная часть системы касается алгоритмов управления двигателями, контроля ориентации в пространстве и скорости снижения. Подробнее концепция ракет, все компоненты которых предполагают многоразовое использование, представлена в этом видеоролике.

До её реализации пока ещё далеко, но у частной компании SpaceX определённо есть шансы осуществить то, что не под силу государственным космическим агентствам. Успех Dragon – лишнее тому подтверждение.

Поделиться
Поделиться
Tweet
Google
 
Читайте также
  • qaz

    Интересно, как проблему бокового ветра будут решать.

  • Вадим

    Чем им интересно не нравиться схема парашутной посадки в атлантике….

  • dmitriy

    SpaceX всерьез ввязалась в космическую гонку. Не то что наше космическое агенство.

  • Ктулху

    Где-то хорошо обсуждали достоинства одноразовых ракет против многоразовых спускаемых аппаратов. Как раз стоимость, обслуживание и развитие оказывалось не в пользу многоразовых.

    • astrola.ru

      Тут бесценен практический опыт посадки для отрабатывания систем многоразовых челночных полётов "планета — орбита" для Луны и Марса.

    • Doomer

      "Многоразовых спускаемых аппаратов" — не "многоразовых ракет"!
      Элон Маск (глава SpaceX) упоминал об этом в недавнем интервью. У шаттлов возвращаются только ускорители, да и те требуют серьезного ремонта. Так что особого выигрыша в сравнении с одноразовыми ракетами не получается — как если бы для каждого полета нужно было бы строить новый самолет. Cудя по всему, Grasshopper — истинно многоразовая система.

  • Станислав

    Подождем, пока из-за сбоя оборудования такая зажигательная бомба прилетит кому-нибудь на голову

  • фывап

    фывапролд

  • astrola.ru

    Да, с точки зрения железа это проще и экономичнее, чем наши проекты с авиационными двигателями и крыльями на носителях. Потянут ли математику?

  • _Alex_

    Посадке с высоты 2 метров очень далеко до посадки ступени после реального запуска. К земле-то первая ступень летит со скоростью километров 400 в час, к тому же беспорядочно кувыркаясь. И тут самый интересный вопрос, а сколько топлива понадобится, чтобы стабилизировать полет и погасить скорость? (Уж не говоря про то, как при этом пройдет запуск двигателя.) И не лучше ли было потратить это топливо на вывод в космос полезной нагрузки?
    Опять же, управление при полных баках проще, чем когда там беспорядочно плещутся остатки топлива. Так что задача очень непростая.

  • Денис

    Схема возврата ускорителей Энергии, которым посадка на воду была недоступна ввиду отсутствия океанов вблизи Байконура, включала в себя парашюты, опоры (ускоритель садился горизонтально) и, емнип, тормозные двигатели для гашения скорости на последних метрах. Это куда более адекватно и реализуемо выглядит, чем тут изображенное. Несмотря на то, что проекту уже скоро 30 лет будет…

  • !!!

    Государству то это под силу! Вот нужно ли это при сегодняшнем уровне развития химических двигателей. И ещё одно никакая частная космонавтика бы не заработала без огромного государственного научно-технического фундамента и прочих гиганских НИОКР, именно государственных! ИБО ЧАСТНИКУ ЛИШЬ ПРИБЫЛЬ ВАЖНА! А этот ролик лишь реклама, а без неё ни как

  • Олег

    Состряпали идейную копию Союза, которому уже почитай 40 лет, а когда поняли, что дешевле не получается, начали изобретать еще одно колесо. Ну-ну, посмотрим что получится.

    • Влад

      мне столько не выпить. Можно еще объявить, что Дракон это идейная копия Аполлона, ту нужно опьянение средней тяжести

      • Олег

        Ах, ну если бы уважаемый алкоголезависимый комментатор внимательно прочитал пост, то обнаружил бы, что относить его к КК Дракон бестолково, он относится к РН Фалькон 9. Но, то что Дракон еще не дотягивает даже до Аполлонов, при помощи коих наши "партнеры" подсмотрели у нас, что и в космосе можно ходить в туалет цивилизованно, а не в памперсы, то это чистая правда.

Хостинг "ИТ-ГРАД"
© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2017
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.
«Партнер Рамблера» Почта защищена сервером "СПАМОРЕЗ" Хостинг "Fornex"