Помочь найти экзопланету может каждый

Года три назад в Сети появился странный научный проект — Galaxy Zoo. Пользователям сервиса предлагалось заняться странным делом: классификацией галактик на цифровых обзорах неба. Спиральная галактика или эллиптическая? Если спиральная, то в какую стороны повёрнуты её рукава? В рамках проекта было совершено несколько открытий. После него были и другие подобные, и вот теперь та же команда просит обывателей помочь учёным искать экзопланеты. Новое начинание называется Planet Hunters.

В ходе этого проекта будут использоваться данные, полученные космическим телескопом «Кеплер», как раз и предназначенным для поиска экзопланет (в регионе созвездия Лебедя). Учёные, работающие с телескопом, обнаруживают так называемые «проходящие» планеты. Эти тела проходят перед своим светилом, таким образом затемняя его свет.

Конечно, прежде всего данные, полученные «Кеплером», обрабатываются компьютерами, но ЭВМ не способны замечать нечто неординарное и выполняют лишь те действия, для которых они запрограммированы. Человеческий мозг же же способен выделять неоднозначное и странное, лежащее за пределами того, что можно научить компьютер распознавать.

Planet Hunters пока что работает в Safari, Firefox, Chrome и Opera, но в начале 2011 года появится и поддержка IE. Пользователям, зарегистрировавшимся на сайте, будет выдана «пробная» диаграмма затемнения звезды. Испытуемому придётся изучить её и выделить область изменения яркости светила (мышкой), которая указывает на наличие планеты.

Не стоит думать, что если какой-нибудь пользователь внесёт существенный вклад в какое-нибудь открытие, то он останется незамеченным. Вот, например, «Вурверп Хани», огромное межгалактическое облако газа, обнаружил именно пользователь Galaxy Zoo, чем и прославился. Так что вперёд!