Издательский бизнес библиотек

В своём открытом письме Gрезиденту РФ писатели и издатели гневно критикуют право библиотек бесплатно оцифровывать книги. Взгляд с позиций протестующих изложен Юрием Ильиным в статье «И снова про книги… и ГК РФ«. Эта позиция не обязательно наиболее конструктивна…

История учит, что невозможно остановить прогресс, значительно сокращающий финансовые, социальные или управленческие издержки. Более того, практически всегда получаемая экономия оборачивается новыми возможностями извлечения прибыли. Описываемая ситуация — не исключение.

Книгоиздателям, если они хотят выжить, не стоит чересчур увлекаться стенаниями о попранных авторских правах. Бессмысленно и оспаривать закон, лишь отражающий смену технологий. Напротив, надо торопиться открывать собственные «библиотеки новой волны», распространяющие издания с динамически встраиваемой рекламой.

Представьте себе такую схему работы: заказываешь книжку в удобном электронном формате, но непосредственно перед отсылкой файла в него внедряется N «страниц» рекламы. Вначале для быстрого старта «рекламные площади» продаются по старинке на некоторый срок в определённых (или всех) «изданиях».

Затем предлагается необременительная регистрация-подписка на сайте библиотеки-издательства. С одной стороны, подписчик может запросить уведомления о новых книгах любимых авторов или выпусках журналов. С другой — указать предпочтительность более крупного шрифта или иных цветов фона и букв в получаемых изданиях. Кроме того, читатель получит возможность хранить список ранее закачанных книг и периодики, чтобы их можно было восстановить в другом или новом устройстве. Да мало ли может быть удобств.

Взамен, стоит только издателю начать запоминать индивидуальные книжные предпочтения подписчика, как получится неплохой рекламный таргетинг. А как известно, за возможность обратиться к целевой аудитории рекламодатель всегда платит заметно больше.

Качество и «читабельность» электронных версий, созданных издательством из оригинальных файлов, будут выше библиотечной оцифровки. Вспомните, например, каково читать .djvu формат или слепленные из картинок pdf-ы в сравнении с тем же pdf с текстовым слоем и «книжными» форматами FB2, LRF, ePub и т.д.

Простота получения нужного формата, индивидуальность настроек и качество электронных книг и журналов станут ключевыми стимулами чтения именно издательских версий.

Что интересно, если количество рекламы не будет запредельным, а объём файла не станет увеличиваться из-за этого на порядок, с известной частью читательской аудитории получится даже заключить своеобразный «социальный договор». Справедливое утверждение: «реклама в нынешних изданиях позволит получить новые книги в будущем» — не вызовет массового отторжения.

Безусловно, в Сети будет циркулировать некоторый процент книг с «вычищенной» рекламой. Однако сложности поиска индивидуально приемлемого формата, отставание ассортимента, невнятные опасения брать книги из «левого» источника и многие другие факторы позволят издателям контролировать подавляющую часть рынка. В особенности это будет справедливо для свежих изданий, приносящих львиную долю доходов.

Кстати, с обычными библиотеками вопрос «утрясётся» сам собой: им — минус расходы на оцифровку, издательству — возможность периодически присылать версии книг с обновлённой рекламой. Все довольны…

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях