Опсосов в России всё меньше, а проникновение сотовой связи — 161 процент

Число пользователей сотовой связи в России не растёт взрывообразными темпами — все и так ходят с кучей мобильников. Увеличение абонентской базы даст только рынок M2M и «вторые-третьи» SIM-карты в мобильных модемах. А вот число опсосов — уменьшается.

Мелкие компании в сотовой связи, в отличие от фиксированного ШПД, не выживают — спустя десять лет после начала гонки «стройки за МКАД» в России из нескольких десятков «сотовиков» разного калибра остается только пять крупных провайдеров мобильной связи — МТС, «ВымпелКом», «МегаФон», Tele2 и «Ростелеком». Причём самый быстрый рост показала Tele2, которая смогла «выстрелить» буквально за пятилетку и набрать себе 22 млн более-менее живых абонентов, бОльшая часть из которых была отобрана у «Большой тройки». Вот ведь сколько недовольных клиентов оказалось у наших «жирных котов». У остальных лидирующие позиции на рынке — это «достижения прошлых лет».

Кстати, «Ростелеком», который в итоговом рейтинге аналитиков AC&M Consulting находится на почётном пятом месте с 13,5 млн абонентов, — далеко не единая компания. Это осколки сотовых активов МРК «Связьинвеста», разбавленные региональным отделениями «Скай Линка», чей бренд больше не используется и был уничтожен в 2012 году. Так что если первая четвёрка опсосов — это более-менее монолитные компании, то «Ростелеку» ею только предстоит стать.

Самый очаровательный показатель на сотовом рынке страны — это уровень проникновения сотовой связи. По итогам 2012-го он составляет 161 процент — то есть на каждых десять жителей страны, включая младенцев, приходится по 16 более-менее действующих SIMок. И это явно не предел. В Москве этот показатель составляет 201 процент, а в Питере — аж 205,6 процента! Но и это совсем не потолок: уже сейчас у пользователя может быть минимум 2-3 SIM-карты (смартфон, планшет, модем), а в будущем модули передачи данных всё чаще будут инсталлировать в навигаторы, фотоаппараты и т.д. Надо же учитывать ещё банкоматы, POS-терминалы для приёма карточек, видеокамеры с трансляцией по Сети, сигнализации (в том числе автомобильные) и много других устройств, передающих информацию по Сети с помощью «мобильной беспроводки».

Локальный российский лидер пока не изменился — это компания МТС с 71,2 млн клиентов, из которых 14 млн находится в столичной лицензионной зоне. Первенство логичное и вполне убедительное, ибо у «номера 2» российского рынка, компании «МегаФон», клиентов куда как меньше — 62,5 млн, из которых в Москве 9,8 млн пользователей. И третье место — конечно, «ВымпелКом», у которого в России 56 млн клиентов (в Москве 13,1 млн); правда, он теряет их постоянно. Например, за последние три месяца 2012 года — минус 70 тыс. клиентов. И всё из-за плохого покрытия городов, а также весьма слабого 3G в регионах. Кстати, за тот же период времени МТС нарастило число своих пользователей на 500 тыс., а Tele2 добавило 374 тыс. новых пользователей. Кстати, есть потери и больше «билайновских». «МегаФон» потерял аж 236 тыс. клиентов (интересно, акционеры после IPO обратят на это внимание??) за три крайних месяца 2012 года. Догнать МТС такими темпами у компании нет никаких шансов, только в том случае, если получится прикупить Tele2 после «рокировки руководителей», которая случилась там недавно. Вот тогда суммарная российская база опсоса увеличится до 85 млн клиентов (если взять только итоги 2012 года) и можно будет громко рапортовать о громадных успехах на «практически развитом телеком-рынке РФ». И неважно, сколько это будет стоить. Главное — «грохнуть» конкурента и одним махом выбиться в лидеры «по головам» клиентов; инвестфонды и аналитики должны оценить красоту комбинации.

Правда, на Tele2 есть и другие претенденты — речь идёт о «Ростелекоме». Если Tele2 будет присоединена к «национальному монстрику», то абонентская база будет равна 36,2 млн пользователей. Но вот эта сделка пока вряд ли возможна из-за чехарды в самом «Ростелеке», и особенно в связи с неопределённостью его сотовых активов. Странная ситуация: лицензий у компании чуть ли не больше всех на рынке, а понимания того, как же строить и где, до сих пор нет. А там, где оно присутствует, — огромная коррупция вместе с провалом сроков введения в строй «мобильного Ростелекома».

Ещё более показательны «новогодние продажи» — привлечение новых пользователей. Например, в регионах, кроме Санкт-Петербурга и Москвы, доминирует Tele2 — 83 процента новых подключений по всей стране пришлись на её долю (у этой компании и других, конечно, больше подключений, но есть и существенный отток). Кроме того, весьма значительные показатели и у МТС, но в основном за счёт двух столиц: 68 процентов прироста в Москве и 80 в Питере. Похоже, что рост у «Большой тройки» постепенно замедляется: новых клиентов, даже «двойных-тройных» (пересечения клиентской базы на рынке, кстати, давно уже больше 30 процентов), маловато. А дополнительные «точки роста» (например, установка SIM-карт в датчики с телеметрией и т.д.) операторам развивать откровенно лень: проще монетизировать (особенно с помощью всевозможных «подстав» на рынке VAS) то, что уже достигнуто.

Стоит взглянуть ещё и на рыночные доли опсосов. Столица поделена ими окончательно и бесповоротно — олигополия налицо: примерно по трети рынка столицы у каждого игрока «Большой тройки» (38 процентов у МТС, 35 у «ВымпелКома» и 26 у «МегаФона») и никого больше они сюда пускать не хотят. «Ростелеком» со своим 1 процентом скорее исключение — наследие «Скай Линк». А вот в Питере, куда прорвалась Tele2, ситуация иная. Компания смогла отвоевать себе аж 18 процентов рынка (пусть он и меньше столичного, но мегаполис!) и увеличивать рост даже без лицензии 3G: только на выгодных тарифах «на голос» и SMS. По всей стране такая же олигополия. Кстати, Tele2 держит примерно 10 процентов российского рынка. При таком резком уменьшении числа независимых игроков компанию точно кто-то в этом году купит. Всё-таки развивать 3G ей уже поздно (лицензию в 2007-м не дали), а LTE делать в диапазоне 1800 МГц, скорее всего, так просто не позволят. А голос — падает. Чувствую, к середине 2013-го года будет у нас «Большая четвёрка», не больше.

P.S. Про Смартс и Мотив говорить как-то неудобно даже. 2,3 млн и 1,9 млн пользователей — это очень мало для российского рынка. И пусть каждая компания рисует «бумажный плюс» своих клиентов, в реальности это мало что изменит. Даже получив разрешение на стройку LTE (а вдруг!), эти два оператора обречены на медленное умирание. Их можно только покупать, полностью или частями. Но вот клиентам там точно делать уже нечего, только если покупать дешёвую внутрисеть, не больше.

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях