Необычайно яркую комету C/2011 L4 (Pan-STARRS) можно увидеть в марте даже без оптики

Редкую комету C/2011 L4 (Pan-STARRS) можно наблюдать до конца марта 2013 года. Она уже достигла максимальной яркости и будет отчётливо видна как минимум до 14 марта. Астрофизику NASA Фреду Эспенаку (Fred Espenak) удалось запечатлеть гостью из Облака Оорта на серии фотографий и смонтировать покадровое видео.

Наблюдаемая комета относится к классу долгопериодических и нечасто сближается с Солнцем. Её следующий визит можно ожидать примерно через сто тысяч лет.

(фото: Roger Groom)

К середине марта на территории России комета стала видна даже невооружённым глазом в первые часы после захода Солнца. Она выглядит как движущийся низко над горизонтом объект второй звёздной величины. Столь яркую комету последний раз наблюдали весной 1997 года.

Вид кометы C/2011 L4 (Pan-STARRS) в разные дни

C/2011 L4 была открыта летом 2011 года с помощью находящейся на этапе доработки системы телескопов панорамного обзора Pan-STARRS. Её название нашло отражение в обозначении небесного тела как примечание. К сожалению, некоторые СМИ спутали название кометы и автоматической обсерватории. Многочисленные сообщения о пролетающих по небу многотонных телескопах Pan-STARRS повергают в шок до сих пор, наводя на мысль о теракте.

Телескоп PS1 системы Pan-STARRS (фото: redorbit.com)

Возможно, увлечённым астрофотографией будет интересно узнать, что все снимки в представленном видео были сделаны отнюдь не специализированным оборудованием. Фред использовал фотоаппарат среднего класса Nikon D90 с распространённым объективом NIKON AF-S 18-200 f/3.5-5.6.

Были выбраны максимально доступное фокусное расстояние (200 мм), полностью открытая диафрагма и выдержка 2 с при светочувствительности ISO 800.

Сами телескопы Pan-STARRS снимают большие участки неба с огромным разрешением (по 1,4 Гп каждый) на выдержке 30 с. Это позволяет выявлять кометные ядра и крупные астероиды, а также оценивать угрозу их столкновения с Землёй. Впрочем, гарантированно засечь объекты, подобные челябинскому болиду, будут не в силах даже они.