Станислав Лагун, Magru: вскоре в России перестанут “стесняться” платить за контент в интернете

Согласно прогнозам аналитиков РБК.Research, электронные публикации к окончанию 2013 года завоюют не менее 16 процентов в мировой структуре рынка выпускаемой литературы. В России электронные версии бумажных изданий выкладывают многие сайты, лидер среди которых — Либрусек. Однако подобные сервисы выкладывают либо классику, либо произведения авторов, готовых бесплатно распространять своё произведение в интернете. Для тех, кто хочет получить за публикацию вознаграждение, на российском рынке инструментов почти нет. Восполнить этот пробел решили основатели проекта Magru, который, по замыслу разработчиков, должен позволить владельцам статей и художественных произведений придать своим документам в электронном формате изящный вид «настоящей книги» и продать их читателям за адекватную цену.

О перспективах рынка e-publishing и о том, готова ли российская интернет-аудитория платить за электронные версии книг, мы поговорили с софаундером Magru Станиславом Лагуном.

Стас, расскажите, как возникла такая идея. Рынок электронных публикаций, честно говоря, не выглядит чем-то неизведанным и совсем необычным. В чём уникальность идеи, и почему думаете, что «выстрелит»?

Путь к возникновению этой идеи, на самом деле, был довольно витиеватым. Мы начали заниматься первой версией Magru ещё в далёком 2008-м (я учился в ВШЭ и имел опыт нескольких проектов в интернете), когда решили разработать платформу для электронных публикаций и помочь периодическим изданиям «выходить в Интернет». Кстати, «мы» — это я и мой коллега, Дмитрий Рудченко.

Опыта было дико мало, пришлось учиться по ходу дела буквально всему. Сейчас, читая где-нибудь очередные «10 заповедей стартапера”, вижу, что сделали всё точно так, как делать не рекомендуют. Всё закончилось «никак» и парой набитых шишек…

Потом мы вернулись к проекту и решили сделать из него «you-tube для документов», но нам просто было неинтересно заниматься такой идеей и мы от неё отказались. Хотелось сделать что-то, чем сами хотели бы пользоваться, что интересно было бы реализовать — что-то более-менее уникальное в своём роде. В итоге решили создать открытый рынок электронных публикаций и соединить напрямую частных авторов и мини-издательства со своими читателями.

Мы сами любим читать, и особенно приятно всегда было находить что-то стоящее из «непопсового чтива», а остальное прилагается. Во многом разобраться с тем, как правильно строить стартап, помогло нам участие в различных образовательных программах. В 2011 году мы принимали участие в выездном бизнес-инкубаторе в Испании – Spanish Village, завязав знакомства в котором, в итоге узнали о MassChallange. В прошлом году подали заявку, прошли отбор, выиграли российский этап и отправились на несколько месяцев в Бостон. Менторы очень помогли нам «прокачать» проект, мы определились с самой концепцией и бизнес-моделью сервиса; тогда же в проекте появился технический директор — и мы начали активно развиваться.

Уникальность идеи в том, что мы не хотим выступать прямым посредником между автором / правообладателем работы и читателем. Мы не хотим перепродавать работы, играть в игру «лицензиар-лицензиат» и выступать как интернет-магазин.

Все права на работу остаются исключительно за авторами или правообладателями, они управляют всеми процессами, мы только организуем их прямое взаимодействии с читателями.

Почему выстрелит? Потому что наш формат работы в сто раз проще и быстрее, чем любая другая из существующих на рынке моделей с кучей бумажек, договоров, агентских и прочих формальностей. Пора уже что-то по-настоящему менять на этом рынке.


Как работает Magru сейчас? Расскажите о технологии.

Всё просто. По сути, каждый автор или небольшое издательство получает в своё распоряжение свой личный интернет-магазин электронных публикаций, который встроен в общую сеть проекта Magru для удобства поиска читателями. Размещаемые публикации попадают в общий каталог, где читатели могут найти их без особого труда.

Автор публикует свою работу и указывает свой личный счёт в одной из электронных платёжных систем, куда и получает платежи непосредственно от читателя за купленную работу.

То есть для читателя всё выглядит как обычный интернет-магазин?

Да, с интерфейсом мы не стали ничего выдумывать. Для читателя всё выглядит привычно — скорее, сайт работает как социальная сеть с каталогом публикаций и каталогом авторов, где каждый может читать бесплатные и платные публикации, собирать электронную библиотеку, подписываться на того или иного автора и следить за появлением у него новых работ. Для автора всё практически в том же духе, за исключением того, что они могут загружать свои работы в каталог и продавать их читателям.


Как думаете, в чём главная проблема сервисов-стыковщиков, подобных вашему? Вы как-то уже ощутили специфику?

Главная проблема здесь — с привлечением аудитории, это проблема «курицы и яйца». Мы долго пытались понять, как её решить, и всё-таки пришли к выводу, что авторы для нас сейчас важнее — не только из-за того, что они производят контент, но и потому, что мы надеемся на их поддержку. У многих авторов уже есть читатели, которых они могут пригласить в свой интернет-магазин публикаций, а мы им изо всех сил будем помогать приводить новых. Ну и к тому же помогать осуществлять кросс-продажи между ними. Надеемся, в ближайшее время читатели будут подтягиваться.


Вы будете делать ставку на b2b или на b2c? Ваша целевая аудитория — частные авторы или издательства?

Сегодня мы делаем ставку главным образом на частных авторов, а на небольшие издательства смотрим во вторую очередь. Мы тут, скорее, расставляем приоритеты, чем выделяем одну из групп. В данный момент мы работаем над привлечением именно частных авторов на наш рынок публикаций, надеюсь, что и до издательств дойдут руки.

Принято считать, что в последние годы люди «избаловались» интернетом: бесплатные фильмы, бесплатные книги, нелицензионное ПО… Почему вы считаете, что с помощью вашего сервиса люди будут хотеть платить? Не боитесь столкнуться с консерватизмом?

Согласен, есть такой риск. Хотя сегодня я сам вижу, как мои друзья перестают «стесняться» платить за приложения в телефоне, перестают взламывать apps, предпочитая покупать их, — при этом всё чаще звучат фразы типа «так быстрее», «так удобнее», «да там всего 1 доллар». Я солидарен с ними: если сделать качественный сервис, быстрый поиск и доступ к публикациям, к тому же по вполне доступной цене, — это будет удобно. А за это у нас, к счастью, готовы платить всё больше и больше людей.

Любовь к нелегальному контенту — специфика России?

Да, у нас с этой любовью как-то особенно всё грустно — до того она крепкая… Но, я повторюсь, мы надеемся, что тенденции тех проявлений, которые мы наблюдаем в узких кругах, всё же станут трендами на российском рынке. На Западе ведь это уже норма.

Конечно, культура платить за контент, да и сама платёжеспособность западной аудитории выше — тут не стоит спорить с фактами. В дальнейшем мы планируем выходить на западный рынок, но мы приняли решение начать с России.

Вы уверены, что российские хакеры не найдут способа «украсть» выложенную публикацию, вместо того чтобы платить за неё? Какие у вас механизмы защиты публикаций?

Я уверен, что российские хакеры легко найдут много способов это сделать. Наши программисты — одни из самых незаурядных и пытливых умов на планете и ради спортивного интереса готовы украсть что угодно. Но это именно ради ради удовольствия, «славы и признания», но никак не ради двух долларов, которые автор просит за свою работу, то есть я хочу этим сказать, что случай «взлома» — один на тысячи.

Именно поэтому мы не заостряем наше внимание на этом. Да, конечно, мы используем стандартные способы защиты и привлекаем для этих задач отличных специалистов в области веб-безопасности и уязвимостей. Однако лишь до того момента, пока это имеет смысл.

Вы работаете по транзакционной модели?

Да, совершенно верно, в наших планах — брать процент от продаж, но тут есть крайне важное отличие от типичных «транзакционных моделей»: мы не будем брать себе часть с каждой транзакции за покупку публикации. Дело в том, что мы вовсе не принимаем участия в процессе купли-продажи публикаций, мы лишь знаем, сколько публикаций продал автор и по какой цене.

Фактически мы предоставляем авторам в пользование только нашу техническую базу — их личный интернет-магазин публикаций, где они сами всем распоряжаются. За пользование этим магазином мы будем еженедельно предлагать оплачивать членский взнос, на основе суммы продаж за прошедшую неделю.

На какой стадии проект сейчас?

Проект начал работу в его текущем виде сравнительно недавно, не больше месяца назад, поэтому сейчас и в ближайшее время мы определяемся с точными вариантами его монетизации. На текущей стадии мы работаем в статусе типичной беты. Активно привлекаем аудиторию, общаемся с ней, одновременно с этим дорабатываем сервис — как с точки зрения техники, так и с точки зрения бизнес-модели.

Много вложили в проект? Это исключительно собственные деньги?

Уже давно не сосчитать. Мы в какой-то момент просто перестали это делать, как бы опрометчиво и нерасчётливо это ни было.

Сам продукт мы создавали и на собственные средства, и на посевные инвестиции от инвестора с рынка. На самом же деле многие нам помогали частными деньгами, и эту помощь порой трудно адекватно оценить.

Вы претендуете на уникальность?

Сейчас в России мне не известно ни одного рынка электронных публикаций, который работал бы по схожей с нами схеме. Проектов, которые работают в e-publishing, в России много, но это лишь доказывает, что рынок развивается и что работать в этом направлении перспективно. Думаю, «бояться конкуренции — в стартаперы не ходить».
Если мы говорим об интернет-стартапах, то совершенно уникальные идеи появляются здесь редко. А значит, дело в качественности продукта и в темпах развития проекта. На этом мы и планируем сфокусироваться в ближайшее время.

Планируете привлекать инвестиции?
Сейчас мы на этапе привлечения аудитории и проверки бизнес-модели. Думаю, только когда мы получим подтверждение того, что «это работает», начнем активно общаться с фондами. Я вижу во многих стартапах проблему «распыления» основателей сразу на большой круг задач, которые кажутся важными для проекта. Уверен, стартап нужно строить «шаг за шагом», так что пока мы сосредоточены именно на стягивании к проекту авторов и читателей, а также на монетизации.

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях