Кардинальная реформа образования: с чего начать и где поставить точку

Колонка
автор : Василий Щепетнёв  03 августа  2013

В одной сетевой статье прочитал: в Детройте лишь семь процентов школьников умеют бегло читать. Ну, семь так семь. Близко к пяти. Правда, ссылки на солидный источник не было, как не было и подробностей. А подробности важны: школьники-выпускники — одно, первоклашки — другое. Хотя, помнится, к концу первого класса мы читали весьма бойко. Все, кроме двух человек (а в классе нас было тридцать два). То есть если верить на слово, советская сельская школа шестидесятых годов прошлого века давала больше знаний, чем детройтская городская второго десятилетия века нынешнего.

Почему бы, собственно говоря, и не поверить? Не даёт знаний, потому что они, знания, жителям Детройта ни к чему. Смотреть телевизор, получать всякие пособия, подметать улицы, развозить пиццу или даже стать лидером фракции в парламенте возможно и без знаний географии, химии или алгебры с тригонометрией. Тому мы тьму примеров слышим по обе стороны Атлантики. Тут не абстрактные знания важны, а практические навыки. Правда, Детройт до ручки дошёл, но, может, так и было задумано?

Иными словами, следует определиться: является ли сегодня всеобщая образованность граждан необходимым фактором благополучного существования государства? Или от неё, от образованности, одни неприятности, да и казне убытки? Быть может, стоит пересмотреть сами принципы казённого обучения? Укрепить основы, затянуть гайки и минимизировать расходы, памятуя, что во многом знании многие печали?

Да, прогресс. Движение вперед. Новый смартфон имеет экран на четверть дюйма больше, нежели предыдущая модель (или меньше, как уж решат маркетологи), и миллионы потребителей выстраиваются в очередь, чтобы не прослыть отсталыми или бедными. А то — холодильник с вмонтированным в дверцу телевизором, тоже хорошо. Но эти и прочие необходимые вещи изобретают не миллиарды, не миллионы даже, а тысячи человек. С наладчиками, испытателями, инженерами второго эшелона — сотни тысяч, пусть даже семь миллионов, десятая доля процента населения планеты. Конечно, вокруг них — а чаще над ними — располагаются менеджеры всех сортов и видов, прочий управленческий люд, но управленцам всякую физику и кибернетику знать не обязательно, даже вредно. Им нужны знания человека: где следует надавить, где — погладить, кому дать билет на бейсбол, а кому — и волчий билет, кого обмануть сегодня, а кто потерпит и до завтра. Но эти знания в школах не преподают. Жаль. За них, не задумываясь, отдам и таблицу Менделеева, и бином Ньютона.

Собственно учёных, изобретателей и просто хороших инженеров, повторю, нужно мало — иначе не обращались бы с ними так, как обращались на седьмой части суши. Помните:

— Эй, наука, бумажная скука, а где твоя польза?
— Моя польза — в борозде поползать, вот где моя польза!

Эту песню «Ивасей» распевали младшие и старшие научные сотрудники, возглавляемые доцентами и кандидатами по дороге на колхозные поля, где их ждали картофель, капуста, веточный корм и прочие приоритетные для страны объекты. А зимой — в овощехранилища.

А смысл? А смысл тратить казённые деньги на подобную науку? Учить в начальной школе, в школе средней, университете, аспирантуре, чтобы делать работу, которую сделает любая неграмотная баба пятнадцатого века? Поди, баба и лучше сделает, особенно если будет знать: не выполнит урок по заготовке веточного корма — выпорют.

Нет, образование, в принципе, нужно. И здесь, и за границей. Но должно ли образование быть всеобщим и коробчатым — или селективным и пирамидальным? Сегодня, при отсутствии форс-мажорных обстоятельств, из тысячи поступивших в первый класс тысяча же поступит и в пятый: это есть коробчатое образование. А при пирамидальном из тысячи во второй класс перейдет человек девятьсот, в третий — восемьсот, в четвертый — семьсот, а в десятый — хорошо, если сто. Ладно, ладно, пусть пять классов учатся все: государство осилит такую трату. Осилит и большее — сегодня. Можно продолжительность обучения вывести из ай-кью. Ай-кью семьдесят — учиться тебе семь лет. Ай-кью девятносто — девять лет. Сто тридцать — тринадцать. Можно. Но нужно ли? И детишек мучить, и взрослых? Какая в том необходимость — сегодня?

Наше время — время политкорректности. Провозгласили либерте, эгалите, фратерните, и сыграть задний ход на словах теперь трудно. На деле же его, задний ход, играть и не нужно, поскольку вперёд мы не особенно и продвинулись. Нечего отыгрывать. Насколько хорошо знают иностранные языки ученики уездных и волостных школ? Да и с русским… Порой читаешь, что в школах теперь не учат, а натаскивают на сдачу ЕГЭ. Но знакомые учителя возражают по существу: а как же не натаскивать? Если не натаскивать, не подсказывать, не пользоваться бумажными и электронными шпаргалками, то число двоечников составит двадцать процентов от числа выпускников. Или пятьдесят. Или, если взять критерии гимназии тысяча девятьсот тринадцатого года, все восемьдесят пять. Эй, правительство, ты готово платить учителям зарплату за восемьдесят пять процентов двоечников на выходе? Готово — или будешь топать ногами и брызгать слюной, требуя повысить, усилить, превозмочь?

Ответ очевиден. Политкорректность проклятая. Желаем, чтобы наша губерния была не хуже других.
А другие точно та кже оглядываются на нас — детройты, бирмингемы, марсели…

Всеобщее образование — фикция. И всегда было фикцией. Только прежде это была фикция полезная, а сегодня полезность ставится под сомнение.

К тому же прогресс здорово облегчает жизнь для малограмотных, была бы смекалка в объёме детского сада и практические навыки, которых за партой не получишь. Пятьдесят лет назад для работы с ЭВМ на уровне пользователя требовались специальные знания. Двадцать лет назад — умение читать и писать. Десять лет назад — читать. А сегодня достаточно пальчиком коснуться картинки с патефоном — и будет тебе музыка, картинки с кинотеатром — и будет тебе кино, картинки с бананом — и будет тебе банан. То же и на панелях управления холодильника, микроволновки и т. д. Никаких особых знаний для того, чтобы разогреть купленные в супермаркете продукты, организовать стол и запечатлеть за ним милую сердцу компанию новейшим фотоаппаратом, не требуется: нужно лишь нажимать на нужные картинки. Обещают передать компьютеру управление автомобилем, тогда совсем здорово станет.

Постоянно вспыхивают скандалы: у такого-то докторский диплом поддельный, у сякого-то — настоящий, но работа — чистый плагиат, ни одного своего слова. Третий и вовсе «проффесор». Но скандалы эти (за отсутствием реакции их и скандалами-то назвать трудно) развития не имеют. И возникают они исключительно из повышенной любознательности охотников за «проффесорами», а не из-за очевидной некомпетентности обладателя докторского диплома. Какая компетентность, что вы? Никто не ждёт профессиональных знаний ни от министра, ни от директора. Начальник должен быть преданным патрону — раз, подбирать подчиненных по признакам личной преданности — два. Тогда за начальника можно не беспокоиться, пусть падают ракеты, тонут подлодки и распродаются по дешёвке полигоны. Можно быть министром атомной промышленности и не знать место урана в таблице Менделеева. Министр сельского хозяйства порой в живую не видел свиней, а о министре обороны и вспоминать не хочется — комедия абсурда со счастливым концом: «Всем спасибо, все свободны, в наградном отделе распишитесь за ордена».

И ведь никаких волнений: и армия ходит по струнке, и врачи что-то лечат, и в каждой семье по телевизору и смартфону. Вот со свиньями — да, со свиньями у нас в губернии плохо. Африканская чума. Но министра она не коснётся. Вряд ли.

Полагаю, что для поддержания функционирования цивилизации двадцать первого века достаточно пяти процентов высокообразованных людей, а для остальных девяноста пяти довольно будет и четырёх классов начальной школы. Но хороших классов, честных, чтобы если отличник — так отличник, а двоечник — так двоечник. Без обмана.

Значит, всё? Значит, пришло время объявить всеобщее образование устаревшим пережитком и заблуждением наряду с коротковолновыми приемниками, нормативами застройки улиц и обобществлением кур? Да. Пришло. Какая экономия на учителях, на школах, на вузах! А за деньги, коммерческой тропой к диплому, — хоть век учи таблицу умножения.

Представим: сбылось, пятьдесят лет селективно-пирамидальной системы образования позади. Что вокруг?

Тут два сценария — тучный и тощий. Если возобладает тучный, то есть цены на сырьё останутся высокими, особых отличий от дня нынешнего мы не увидим. Дети по-прежнему будут ходить в школу, где основными предметами станут любовь к власти и почитание начальников, а уж через литературу это будет подаваться, через Закон Божий или с помощью лепки и рисования — не важно. Обучение может занимать и три года, и все десять — зависит от бюджета. Выпускники будут сдавать экзамены по любви к власти и почитанию начальников, а всякие формулы, логарифмы и даты революций и народных восстаний отметут за ненадобностью. Ту же литературу будут преподавать на слух: голографический артист с выражением прочитает избранные отрывки «Войны и мира» Толстого или что-нибудь из Симонова, Роулинг и Джамбула. Ну а потом, после третьего класса или после десятого, — долгожданное распределение. Кто лучше любит власть, того поближе к корыту, кто похуже — не обессудь. С наукой же будет полный порядок. Каждый первый мелкий начальник будет кандидатом наук, каждый первый средний — доктором, а крупный — разумеется, академиком. Шкала научных степеней останется суверенной, рейтинг университетов — тоже.

При «тощем» же варианте учить будут дома. Чему сумеют. Кого хворостиной, кого ремнём, в зависимости от национальных традиций. И — на землю. Пахать, сеять, полоть, отгонять ворон. С утра до ночи, чтобы не хватало времени на всякие глупости. Тяжёлая работа есть отличная прививка от вольнодумства. Чтобы пришёл в землянку, похлебал варево — и в глухой сон до рассвета.
А в результате…

Читать (а чаще слушать) будут только высокопатриотические произведения, одобренные государственным педагогическим уложением. Чтобы после прочтения поэмы сердце наполнялось любовью к Отечеству и ненавистью к противникам Нашего Пути. И никакого свободомыслия. Как этого добиться? Автор должен замечательно владеть пером? Хорошо, но не то. Издатель должен провести щедрую рекламную кампанию? Ещё лучше, но опять не то. Не буду мучить, отвечу сразу: других, непатриотичных авторов не должно быть в природе! Отобрать двадцать лучших, и каждый пусть пишет или наговаривает по книге в год. И довольно. Остальных же писателей в общину, к земле поближе.

И так со всеми. Инженерами, композиторами, архитекторами. Оставить вернейших. Ради укрепления. От образованности одна смута. Нет, образованность — тяжкое бремя, посильное лишь элите, а мы и так проживём очень даже неплохо.

Оглянитесь: много ли сегодняшней работы требует знания таблицы Менделеева и бинома Ньютона? То-то же. Впустую, значит, время тратили. Нужно жить проще, опираясь на повседневную практику.

Врачи будут назначать таблетки от головы, от живота и от зубной боли. Вместе с постельным режимом и куриным бульоном процент выздоровления, к примеру, при гриппе будет близок к сегодняшнему. Компьютерные ремонтники посоветуют не морочить голову ни себе, ни им, а купить новый планшет. Компьютеризированные самолёты будут летать, теплоходы — плавать, поезда — отправляться и прибывать по расписанию лучше, чем сегодня. Обязанностью машиниста, лётчика или капитана дальнего плавания станет наблюдение за лампочками. Один работник — три лампочки. Зелёная горит — всё хорошо. Жёлтая — придётся вызвать ремонтника (хотя вызов, конечно, будет продублирован автоматикой). Ремонтник придёт, посмотрит внимательно и на ходу заменит неисправный блок исправным (все блоки дублированы). Главное — ничего не перепутать. Но перепутать сложно: блоки будут делиться на кубические и цилиндрические.

А перепутает — тогда загорится красная лампочка, включится скрытая, недоступная в полевых условиях резервная линия. Автомобиль съедет на обочину, теплоход пойдёт в ближайший порт, а самолет приземлится на нарочно для того созданный аэродром и застынет в ожидании квалифицированного ремонтника. И никаких трагедий. Трагедии идут от полузнайства, а если знайства вообще никакого, откуда же им взяться?

Поделиться
Поделиться
Tweet
Google
 
Читайте также
  • дед Пихто

    да и так уже после развала СССР минимизировали и примитивизировали. процесс и дальше идёт. уровень среднего образования скатился с 2-3 места (уж не знаю, кто был на первом) до 35-37 и катится дальше, под горочку. чем больше необразованных, тем больше общество становится потребительским и откровенно тупым. пример? новости посмотрите: то ракеты падают, то самолеты недоконструированные (это при 14 мульярдах потраченых долларов и французскими движками) продавать начинают.

    • Andrew Poloyan

      Количество переходит в качество в обе стороны, а не только вверх. Когда аморфная масса дремучих леммингов перевешивает прогрессивный импульс образованного меньшинства, за этим неизбежно следует сползание общества в целом на низший уровень — организованности, науки, производства, безопасности, здравоохранения, как следствие — инфраструктуры и качества жизни в целом. И все, закрутилась спираль вниз, выйти из штопора можно только ценой неимоверных усилий, непопулярных у леммингов мер, мобилизации, жертв.

      • kue

        От одного пука ракета не взлетит. Точнее, взлетит, но недалеко. Тут нужен не пук, а постоянная тяга, а потом уже и ускорение, только с целью. А то один тут двадцать лет назад ускорился.. помним, ждем.

        • Ramarren

          Правильно, на Соловках и Колыме им самое место!

      • unk32

        Да, но судя по всему такое положение вещей очень даже устраивает.

    • unk32

      Зато большие начальники не так выделяются своей тупостью на фоне подчиненных.

    • пМВ

      По PISA — малость ниже, в пятом десятке…

  • jno

    «»»
    Будет жить и не съест червь его
    Тучное научное дерево.
    Укрепит союз серпа с молотом
    Прикладное чистое золото.
    «»»

    да.
    давно и неправда.

    • пМВ

      А вчера видел спившегося инженера, пристававшего к окружающим с уверениями, что может взять производную от икс-квадрат…

      • jno

        мало выпил.
        бухнул бы как следует — дифференцировал бы экспоненту :)

  • Dmitry Konstantinov

    Грустно как-то… Хотя справедливо во многом

    • unk32

      По идее должно быть и вправду грустно, но видимо я понял это так давно что устал испытывать по этому поводу эмоции.

  • Максим Новгородцев

    Пусть тупеют. Нам, умным, будет преимущество :)) (скромно шаркая ножкой). Это уже наблюдается на опыте. Правда, не во всех сферах. Мы вот рассылаем по работе некие бумажки…. Даже платили деньги людям за это. Люди брали у нас список из 2000 позиций и ручкой заполняли ФИО, адреса… Да да, в 2013 году от РХ!. В итоге послали этих товарищей, я беру табличку экселевскую, в ворде инструмент «слияние», за час работы принтера готова стопка из 2000 листов. Пример простой, но кое-о чем говорит (я, к слову, совсем даже гуманитарий и юрист, а не сисадмин или что-то такое)

    • jno

      вот-вот!
      главное — ёксель и слияние!
      тогда и умным — преимущество.

      • Максим Новгородцев

        я к тому, что даже такие тупые офисные средства БОЛЬШИНСТВУ недоступны. можно конечно и SQL поднять, и формы на XML захерачить, но зачем?

        • jno

          не надо XML херачить!
          в текущем дискурсе SQL от ворда отличий не имеет.

          • Максим Новгородцев

            От заполнения ручкой, видимо, тоже не имеет отличий?

          • kue

            Это Вы человеку, который пишет на самом Фортране ? Быстренько извинитесь ! ))

    • Василий Щепетнев

      А мне вот интересно, куда послали прежних товарищей?

      • Максим Новгородцев

        Ну, видимо, они заполняют бланки от руки для кого-то другого :)) Сие мне неизвестно :)

      • unk32

        Пошли на повышение, а умник теперь привязан к принтеру и экселю.

        • kue

          У нас один юрист на собачьем форуме по падонкофски пишет — видно, такая релаксация у него ((

          • unk32

            Насколько я знаю юристов, адвокатов, прокуроров и судей клепают в одном месте — юракадемиях. Думаю падонкофский (или ментовский) это его родной.

          • kue

            Нет-нет — это было бы оскорбительно и несправедливо. Я говорю про конкретного экземпляра. Но, согласитесь, писать целый день бумаги на речекряке с русского все же напряженнее для мозга, чем десятки «ifthen»

  • Ксения Африкантова

    Как не страшна эта статья, но глядя даже на свою группу полностью соглашаюсь. Хватает разума — иди учись. Нет — иди в пту, приноси пользу на рабочей специальности, не мучь себя, преподавателей и родителей.
    Половина из одногруппников (информационные системы и технологии в управлении) к 3му курсу не знала, что такое роутер, не могло грамотно написать предложение сложнее «Я хочу есть».

    На меня, работавшей к 5му курсу веб-мастером и получающую 15ку смотрели как на дуру с 2мя комментариями: «Нам на заводе на конвейере платят больше» и «Баба в ИТ? Фу!»

    • Numenori

      Тут проблема чуть в другом.
      Почему люди, получающие высшее образование не знают мат.часть? Всё просто — нынешнее высшее образование фактически исключает контакт студента с практической стороной изучаемой специальности.
      До сих пор вспоминаю, как ко мне на практику пришли будущие инженеры-проектировщики с 5-го курса местного строительного института и с круглыми глазами смотрели на задвижку на трубопроводе.
      Качественно обучить специалиста можно только последовательным средне-специальным, и только затем — профильным высшим образованием. И те, кто может написать только «Я хочу есть» отсеются уже после первой ступени.

      • Василий Щепетнев

        Порой и в медвузе человек может закончить цикл, к примеру, дерматовенерологии, не видя ни одного больного сифилисом.

        • kue

          А его трогать обязательно? А на мониторе с картинками?

          • В.П.(W_P_)

            И исцеление по фотографии ))

          • kue

            Вы меня смущаете, но Ватсону я покажу именно по монитору Т.е. показал бы — прошу понять правильно, я серьезно

        • пМВ

          А что местные медики, кончавшие нормальные институты, говорят о выпускниках медфака в бывшем политехе — ООО!!!

      • пМВ

        Приятель бросил профессорствовать, когда списали последний сварочный аппарат, и студентов начали учить по «виртуальным лабораторным работам»…

    • пМВ

      Ну, у меня прихожанка (программируя известный жёлтенький отечественный продукт) в губернском городе к 30 годам за двухкомнатную квартиру полностью расплатилась, и сейчас на довольно большой новенькой машине заезжала… Но — кроме основной бралась и берётся за любую работу.

  • kue

    В одной стране когда-то, не будем называть,
    Пожил у принца доктор, лет десять или пять.
    Он умный был и хитрый, гонял тайком дворян,
    Устраивал реформы, ну, в общем был смутьян.

    Но так как принц коварен и не был он совком,
    Решил сыграть он шутку с проказником тайком.
    И вместе с королевой он выполнил свой план —
    Привел в парламент дога, а доктора — в чулан.

    Сидит проказник доктор, в сенате лает дог,
    Народ все процветает, и в чем же тут подлог ?
    Я долго тут в раздумьях, хожу как в полутьме:
    -Быть может коллективный подскажет разум мне?

    • unk32

      Вообще-то моя прабабка родом из Дании. Так себе была страна, холера, туберкулез, вечная сырость, плоская как стол. Возможно причина нынешнего процветания в скандинавской модели социализма и в том что как говорят шведы «мы проиграли войну за империю, и это позволило нам заняться собственной страной».

      • kue

        А еще они считают отлично. Все лучшие системы учета именно скандинавские или, по-крайне мере, не хуже немецких. Территория маленькая, выживать надо. Еще мне у Мессира нравилось когда он описывал Германию времен раздробленности )

  • unk32

    На самом деле образование должно сводиться к арифметике (подсчет профита) и словесности (вешать лапшу на уши). Ибо сложному в школе не научиш (я вот тут решил OepnGL поучить, мозги плавятся) — сложное учат самоучки. А после короткого шахер-махера можно этих самоучек набрать за копейки, посадить как селедку в бочке — и профит твой они начнут преумножать.

  • В.П.(W_P_)

    Ну да, нет никакого «эгалите», и не было никогда. Морок. Неравенство естественным образом коренится в природе вещей, как и система иерархий.
    Только не ложится естественный порядок на свободу, равенство, братство.. Вот и выходят карикатуры, а что еще получится может?

    • kue

      Демотиваторы?

      • В.П.(W_P_)

        Ууу, еще какие.. Давайте посчитаем, сколько в тексте статьи наберется? ))

        • kue

          Да там в каждой строчке по спойлеру ! Доктор он такой доктор )

    • unk32

      Да я вот тоже как-то был очарован идеей анархии: вроде есть нормальные люди, их много, могут трудиться сообща на общее благо. Но вот как только соберутся вместе так начинается «где два украинца там три гетьмана» — автоматом создаются иерархические социальные системы, куда всплывает всё что не тонет … и выходит «как всегда».

      • В.П.(W_P_)

        Ну а чего бы не всплывать. Против природы не попрёшь. А карикатура получается, потому как «естественный базис» ловко и незаметно лишили принципа, вернее даже Принципа. Природа сама в себе достаточного основания не имеет.

  • Айрат Ягудин

    Для общества полезнее поголовное среднее образование. Даже если из сотни «дураков» один в итоге станет толковым инженером, то отдача от одного инженера с лихвой покроет затраты на школьное обучение сотни лоботрясов.

    А бесплатное высшее образование для всех желающих учиться действительно большого смысла не имеет. Затраты на обучение в институте гораздо выше затрат на школьное обучение, и институты будут напрасно переводить деньги на обучение людей, которым такие знания в жизни не пригодятся.
    Собственно говоря, именно такая система сейчас и сложилась, так что не все так плохо.

    • Василий Щепетнев

      А если этот один из ста плюнет и уедет туда, где лучше платят? Оставив нам остальных?

      • unk32

        Не уедет: есть прописка, на границе задержат и скажут «а у вас задолженность 3 рубля за отопление». Наконец можно крепостное право вернуть.
        Хотя я вот слушаю про Зворыкина, Сикорского …

  • barbarella

    1. Чем будут заниматься эти 95%, если все автоматизировано? Сходить с ума, бухать, устраивать религиозные войны, плодиться, и сидеть на шее у 5%.
    2. Талантыум не всегда перепадают детям от родителей, как вы будете относиться к тому, что ваша сестрабрат попадут в 95% быдла, их выгонят из школы и тд? Будете пытаться их вытянуть из «болота», либо чувствовать себя как белый господин у которого в качестве личного раба — близкий родственник.
    3.
    Интеллектуальная работа бывает разная, фундаментальной наукой занимаются единицы, а программируютразбираются в электронике и тд — куча народу средне-одарённого мозгами, и ничего справляются. Т.е даже те двоечникираздолбаи прогуливающие лекции и тд оказываются нужны. Я по себе сужу, звезд с неба не хватал, но программистом работаю и вроде как получается.

    • unk32

      1. Ходить на работу. Уже сейчас 80% занято непроизводительным трудом.
      2. Понятия условны как и их оценка. Скажем снова назовут «трудовой интеллигенцией», сразу статус повысится.
      3. Программирование давно перестало быть искусством (точнее некоторые еще могут, но теперь важнее советское «выдали на гора»).

      • barbarella

        1. Мне кажется, с мотивацией этих 80% возникнут проблемы. Они и сейчас есть, но сейчас профессиональная компетенция размазана между сотрудниками. И нужность или ненужность тех или иных людей не так бросается в глаза.
        2. Одно дело когда кто-то плавно выпадает из социума, сознательно скатывается в низы, как это происходит с нынешним образованием. Другое дело когда малейшая ошибка — и ты не в той касте.
        3. Инженерыпрограммисты всех мастей еще долго будут востребованы (наверно, пока ИИ не изобретут). А то, что это не искусство, а ремесло — может угнетать ученого, а не простого выпускника-троечника.

        Резюмируя, я хочу сказать, что людей нужно тянуть к знаниям, настолько насколько это возможно. Либо на выходе будет очередная утопическая тирания, завязанная на религиюидеологиюобязательные наркотики или еще что-нибудь.

        • unk32

          Мотивация элементарная: надо на что-то жить.

          Да, будет тирания. Но кто музыку заказывает то? Мы ж «реформы сверху» обсуждаем.

  • Numenori

    Перспектива ясна, и наиболее вероятным видится в нашей странной державе «тощий» вариант.
    Потому, что ресурсы нашей земли кончатся очень скоро, а кроме них ничто не будет нас кормить в обозримом времени.

    • kue

      Доктор гуманен и не стал будировать упоминанием «Москва-2042», за что ему отдельное спасибо )

    • Una di tante

      В глобальном обществе потребления ценится каждый потребитель. Наша страна имеет огромный потребительский ресурс. Подобно тому, как Катон писал о выгодности производства рабов по сравнению с прочими сельхозпроизводствами,, следует перенести эту мысль на современную ниву и производить потребителей организованным способом, разделяя их на категории, классы, виды и типы. Сделать табель о рангах. При разумной индустриальной организации процесса обеспечен «жирный» сценарий. Следует для запуска обеспечить занятость на уровне потребления в соответствии с категорией потребителя. Как все, однако, ловко устраивается в мире! Поэтапный переход уже давно идет. Можно будет пасти «мирные народы».

    • Denis Fed

      Фокус в том что если ресурсы кончатся в нашей стране то и в других странах будет сходная ситуация …

      А посему это будет уже глобальная проблема.

  • Junker

    Ой, как я любил в детстве китайские фильмы про всяких Хонгильдонов. Почти все они начинаются так: приходит, значит, чушкан к Мастеру, мол, типа, научи, а то Васю хочу замочить негодяя, а Мастер давай его юзать в хвост и в гриву — дрова наруби, полы помой, кашу свари и так год другой, пока детка не озвереет и незавопиет: «О, Учитель! Я пришел к тебе постигать истину, а не мыть сортиры! &*^$%^$&^(&^!!!!!!!!» Мораль такова, что в образовании очень важно сперва пробудить сильное желание к обучению, а не просто продержать за партой отведенное время.

    • unk32

      — О, мастер, я уже 40 лет мою у тебя полы! Зачем? Когда учить будеш?
      — Не мне ж им мыть, грязные. А учиться тебе уже поздно, старый стал.

  • Алексей Климов

    Я ща поперек батьки …

    Не единожды помянутые таблица Менделеева и что-то имени
    Ньютона для школьников имеют тоже значение, что, например, гантели и прыгалки
    для боксера. Это — снаряды для тренировки [интеллектуальной] мышцЫ. Ну, на ринге кто пользуется гантелью или прыгалками?! Обычные боксеры – нет, не пользуются, но вопросов тренерам по этим снарядам не задают. Нужны для ОФП. Так и химия с математикой – для тренировки мозговой силы и выносливости.

  • Сергей Зыкин

    Автор забыл еще об одной тенденции. Современные дети считают, что им образование не нужно. Вот так. Они не понимаюн/не хотят понимать зачем им нужно учиться. Есть желание сидеть на ж… ровно и получать много.

    Те кто знают/помнят наблюдение за естественными и искусственными нейросетями должны помнить, что такая сеть не программируется, а обучается. Причем эффективность работы нейросети прямо пропорциональна объему заложенного обучения. Помню описание экспериментов когда в нейросеть закладывали, к примеру математику, потом учили химии. После этого нейросеть лучше решала математические задачи.

    Снижение уровня знаний (за 20 лет по субъективной оценке школьная программа урезана на 40%) приведет к деградации поколения… До уровня «здрав будь боярин! Чаво табе надобно?»…

  • Cerafim1

    хорошо сказано но это бестолково и не практично, от знаний только больше пользы… не было бы тогда юных изобретателей, поэтов, композиторов, художников и остальных… как правило они проявляются в первые 10 лет жизни. а это надо знать и помнить

Хостинг "ИТ-ГРАД"
© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2018
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.
--> --> --> --> --> --> --> --> --> -->