Виндофоны Nokia: сейчас или никогда!

Происходящее в сегменте смартфонов всё больше напоминает военные действия. Протяжённый фронт поделён между четырьмя лагерями и царившее здесь почти девятимесячное затишье разрывает канонада артподготовки перед новым масштабным сражением.

Запуск iPhone 4S (см. «Пятёрки не будет. Кук»), представление Android 4 Ice Cream Sandwich, анонс RIM BBX (см. «С чем подают Android 4?») были дополнены на этой неделе оглушительным грохотом орудий альянса Nokia и Microsoft. В среду, в Лондоне, глава финского телефонного гиганта Стивен Элоп показал первые смартфоны Nokia под управлением Windows Phone.

Семейство Lumia, состоящее из двух моделей — Lumia 800 за 420 евро и Lumia 710 за 270 — не только первый WP-опыт Nokia, но и одно из первых на рынке вообще с предустановленной операционной системой Windows Phone 7.5 Mango. Уже в ноябре оно появится на западноевропейских прилавках, а до конца года в России и Азии, охватив таким образом все регионы планеты, где брэнд Nokia особенно силён. В Соединённые Штаты именно эти модели поставляться не будут; там, в начале следующего года, компания готовит запуск нескольких смартфонов, адаптированных под местные стандарты.

Не касаясь электронной начинки Lumia (средненько: одноядерный процессор, сравнительно мало памяти, сравнительно невысокое графическое разрешение и т.п.), необходимо отметить внешность. Очевидно поставив задачу добиться максимальной простоты, но при том не потерять оригинальности, Nokia переработала пользовательский интерфейс Windows Phone и замечательно потрудилась над дизайном корпусов. Пожалуй, никто из видевших Lumia вблизи, не удержался от лестных восклицаний по поводу их внешнего вида.

Семейство Lumia с его поликарбонатным корпусом (наследство N9), насыщенными цветами, поистине эротическими изгибами дисплея, свежим интерфейсом — просто праздник для глаз. Не без изъянов (нет передней камеры, процессор слабоват и пр.), зато продажи стартуют почти одновременно с презентацией, а уже после Нового года Nokia обещает следующую порцию, более совершенных WP-моделей.

Но смартфоны не только смотрятся необычно, они ещё и необычно работают: тайловый интерфейс Metro творчески переосмыслен финскими дизайнерами, главным образом ради ускоренного доступа к необходимым функциям (как всегда, лучше один раз увидеть). В сочетании со стандартными возможностями WP 7.5 — управление голосом, автоматическое распознавание объектов на снимках с камеры, связь с социальными сетями, «облачный» накопитель — и собственным навигатором (Nokia владеет геоинформационным титаном Navteq) получается впечатляющий набор.

Исторический союз Microsoft и Nokia был заключён в феврале. Финны отказались от собственных софтверных амбиций (приговорены Symbian OS и MeeGo), пообещав сделать акцент на Windows Phone. Взамен американская сторона предоставила льготный доступ к своим наработкам (в частности, дешёвая лицензия на WP и, похоже, большая свобода модификации) и дала слово всемерно содействовать продвижению новых смартфонов, в том числе через личные обширные партнёрские связи. В результате альянс должен принести пользу обеим компаниям. Lumia — его первые плоды.

Что касается Nokia, для неё прямой доступ к (потенциально) одной из самых мощных мобильных операционных систем означает возможность вернуть звание лидера. Она уступила первенство Apple и Google, проморгав поворот на «мультитач». С момента рождения семейства iPhone, финский гигант потерял больше 60 миллиардов евро рыночной капитализации, а доля компании на рынке усохла с одной второй до одной пятой.

Nokia не отказывается и от производства простых мобильных телефонов (вроде семейства Asha под управлением Series 40, показанного там же, в Лондоне), ещё надеясь подключить через них к Интернету следующий миллиард жителей третьего мира.

Что касается Microsoft, для неё финский партнёр служит тяжёлой артиллерией. Смартфоны под управлением Windows Phone на рынке уже почти год, однако мировая доля этой платформы по-прежнему колеблется на уровне одного-двух процентов. Опыт Nokia и признание покупателями её способности делать качественные телефоны должны помочь Windows Phone вырваться из полосы мёртвого штиля. Сторонние аналитики моментальной реакции не ждут, предполагая, что пройдут квартал или два, прежде чем публика распробует Виндофоны Nokia. Но после этого и этому благодаря, WP станет (по крайней мере в Западной Европе) самой быстрорастущей мобильной платформой, отвоевав до конца следующего года десять и более процентов рынка.

Подстегнуть интерес планируется беспрецедентной рекламной кампанией. Одна Nokia планирует истратить на рекламу и продвижение своих WP-разработок втрое больше обычного. Не останется ни одного щита, ни одного телеканала или веб-сайта, где не засветятся Lumia. Десятки тысяч смартфонов раздадут блоггерам, только чтобы заставить публику о них говорить. Терять нечего и ждать тоже больше нельзя: для Nokia и Windows Phone это критический момент. Если не удастся переломить даунтренд сейчас, то, вероятно, не удастся уже никогда.

Уникальность сложившейся ситуации в том, что рынок смартфонов не просто велик, но продолжает расти (на следующий год Gartner обещает плюс 40% в масштабах планеты). Не нужно лишь совершать очевидных глупостей — и тогда отхватить кусочек поднимающегося пирога сможет каждый желающий. Бывалые вояки, Microsoft и её финский партнёр, естественно, надеются даже на большее. Вот только мало кто из наблюдателей, искренне восторгающихся Lumia и отдающих должное прелестям Windows Phone, верит, что этим продуктам уготовано большое будущее.

С февраля акции Nokia подешевели почти вдвое, отражая крайний пессимизм инвесторов. И лондонская презентация едва ли что-то принципиально изменила. Действительно, смартфоны — растущий рынок с высокой маржой. Но если вы следите за происходящим (см. «Эволюция мобильных ОС»), то заметили и крен в сторону дешёвых моделей.

Nokia, по крайней мере пока, никак на это не прореагировала: Lumia 710, предлагаемый за 270 евро, вряд ли можно считать конкурентом многочисленным бюджетным «Андроидам». Тем временем конкуренция крепчает: выпуск недорогой версии iPhone считается только вопросом времени, а Research In Motion уже осваивает сегмент low-end.

Впрочем, стоит ли загадывать? Важно, что Nokia с Microsoft успели к главному сражению уходящего года. Предрождественская лихорадка вот-вот начнётся. А когда отгремят постновогодние распродажи и осядет рекламная пыль, можно будет разглядеть победителей и побеждённых.

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях