Джерри Янг: краткая история Yahoo в 18 шагах

6 ноября 1968 года родился Джерри Янг, который вместе со своим товарищем Дэвидом Фило основал корпорацию Yahoо. Хороший повод, чтобы оглянуться на историю интернет-гиганта. Ведь её путь связан с путём Web, во многом это и есть история интернета. Итак, краткая биография корпорации Yahoo в 18 датах.

1994

Два студента Стэнфордского университета Джерри Янг и Дэвид Фило запускают собственный сайт «Jerry and David’s Guide to the World Wide Web», представляющий собой иерархически организованный каталог ссылок на их любимые ресурсы и поиск по ним. Дэвид и Янг не преследовали никаких далекоидущих целей: это было их хобби. Сайт стал набирать известность и неожиданно превратился в один из самых популярных для своего времени.

1995

Осознав коммерческий потенциал своего детища, друзья бросают учёбу, чтобы заниматься только сайтом. Они переименовывают его в Yahoo.com. Название происходит от сленгового словечка времён студенчества Дэвида: так звали выходцев с юга США, подразумевая простых и неотёсанных парней. Впрочем, есть и другая версия: «Yahoo» — это акроним от «Yet Another Hierarchical Officious Oracle». Как бы то ни было, Янг и Фило привлекают $2 млн инвестиций и основывают корпорацию Yahoo. CЕО корпорации становится Тим Кугл.

1996

Запуск «MyYahoo» и персонализированной стартовой страницы, что отображает новости, погоду, биржевые сводки и прочее, основываясь на интересах пользователя. Теперь Yahoo не просто поисковик: сайт превращается в портал, стартовую страницу для миллионов пользователей, с которой они начинают посещение Сети. Корпорация выходит на биржу, мгновенно сделав своих владельцев мультимиллионерами. В сентябре открывается первое представительство — в Великобритании.

1998

Yahoo покупает электронную почту Rocketmail и на её основе создаёт свою почтовую службу Yahoo Mail.

1999

На пике бума доткомов рыночная стоимость корпорации достигает $100 млрд. Yahoo становится самой дорогой интернет-компанией в мире, превращается в синонимом успеха и блестящего будущего Сети. Yahoo является одним из самых популярных поисковиков в сети и веб-каталогов. Однако корпорация не разрабатывает поисковых алгоритмов самостоятельно: Yahoo Search использует технологии сторонних разработчиков — в частности провайдера поисковых услуг Inktomi. В истории корпорации начинается эпоха беспорядочных покупок. В 1999 году она приобретает за $4,6 млрд GeоСities — хостинг-платформу для персональных сайтов, этакую предтечу нынешних социальных сетей. И это первый пример печально известной стратегии Yahoo — купить проект и ничего с ним не делать. С тех пор GeoCities медленно деградировала, постепенно превращаясь в помойку на задворках Веба, пока в 2009 году не прекратила своё существование, унеся с собой около 7 миллионов страниц.

2000

Yahoo решает прекратить развитие собственного поисковика и лицензирует на 4 года поиск от Google. В результате пользователи всё чаше обращаются напрямую к поиску Google — в обход Yahoo, и корпорация постепенно теряет славу поисковой машины и аудиторию. В этом же году Yahoo упускает возможность купить eBay. Стоит ли говорить, что в компании об этом не раз пожалели…

2001

Крах доткомов. Стоимость Yahoo падает до $10 млрд. Тим Кугл уходит с поста CEO, а на его место приходит Терри Симил, человек из Голливуда.

2003

Yahoo запускает множество новых сервисов. На сайте как грибы после дождя появляются карты, телефонные книжки, чаты и прочее. Yahoo старается под завязку набить свои страницы контентом для привлечения пользователей и не гнушается услугами блогеров и самодеятельных журналистов. Терри Симил бросает все силы на развитие контекстной интернет-рекламы, пытаясь убедить бизнес, что эта штука действительно работает. Кончается партнёрское соглашение с Google, и Yahoo вновь берётся за собственный поиск, без разбора приобретая разработчиков в этой области. В 2002 она покупает Inktomi, а в 2003-м — Overture Services, Inc., владельца поисковых движков AlltheWeb и AltaVista. На их основе Yahoo создаёт собственного поискового робота Yahoo Slurp.

2004

Yahoo успешно внедряет систему контекстной рекламы, основанной на принципах «behavioral targeting», то есть связывает показ рекламы с поисковыми запросами и вкусами пользователя. Корпорация запускает отдельные новостные, развлекательные, спортивные сайты, буквально пытаясь подменить собой весь интернет..

2005

Yahoo запускает Yahoo Music, музыкальный сервис, и Yahoo 360, блогер-платформу, пытаясь развиваться во всех направлениях сразу. Компания приобретает Flickr, в то время главный фотосайт. Перейдя под управление Yahoo, сайт стремительно теряет популярность. Руководство умудряется настроить против себя даже самых ярых его поклонников. За Yahoo постепенно закрепляется репутация убийцы интернет-проектов. Та же судьба, что и Flickr, ждала Delicious, Konfabulator и многих других. Само её имя становится нарицательным:

— Что с ним случилось?
— Yahoo.

2006

Yahoo продолжает развивать рынок «умной» рекламы, всё плотнее и плотнее конкурируя в этом сегменте с Google. Один удар следует за другим: в 2006 году срывается сделка покупки Facebook, а Google уводит из-под носа YouTube. Yahoo объявляет о серьёзной структурной реорганизации.

2007

Тим Симил покидает свой пост, на смену ему приходит Джерри Янг. Корпорация опять проигрывает битву Google, на сей раз за DoubleClick, одного из лидеров в сфере интернет-рекламы. Google начинает доминировать на рекламном рынке, акции Yahoo падают.

2008

Microsoft предлагает купить Yahoo за $45 млрд. Yahoo обиженно отвергает предложение, назвав цену сильно заниженной. Сделка века не состоялась, однако между корпорациями было заключено соглашение о партнёрстве в сегментах сетевого поиска и рекламы. Теперь Yahoo использует поисковик Bing от Microsoft. Компания практические бросает развивать собственный интернет-поиск, целиком отдав его на откуп Google и Microsoft и предав, таким образом, свои собственные корни: ведь именно с интернет-поиска она и началась.

2009

Проработав всего полтора года в качестве CEО, Джерри Янг покидает пост. На смену ему приходит Кэрол Братц; начинается кадровая чехарда, свойственная новейшей истории Yahoo.

2010

Несмотря на все потери, бездарные покупки и провальный менеджмент, Yahoo все равно остаётся одним из самых посещаемых сайтов в мире. Около 700 миллионов пользователей заходят туда ежемесячно, а ежегодный доход корпорации превышает $1 млрд.

2011

Правление увольняет Кэрол Братц. Основная причина: сотрудничество с Microsoft не принесло плодов.

2012

Новым CEO назначен Скотт Томпсон, бывший президент отделения PayPal в eBay. Yahoo применяет старую добрую тактику: не можешь купить конкурента — уведи его людей. Не проработав, однако, и полгода, Томпсон уходит с грандиозным скандалом. Журналисты выяснили, что его резюме не соответствует действительности: у Томпсона нет степени по компьютерным наукам, о которой он заявлял. Рецессия даёт о себе знать: Yahoo увольняет 2 000 человек, 14% от своего персонала по всему миру. Джерри Янг со словами: «Настало время мне пожить отдельно от Yahoo» навсегда покидает основанную им компанию. А на место СЕО приходит бывший вице-президент Google Марисса Майер.

2012–2013

С приходом Мариссы Майер корпорация Yahoo вновь начинает активно мелькать в лентах новостей. Но не благодаря инновациям и технологическим прорывам, а из-за эксцентричного стиля управления Майер, напоминающего разбушевавшийся торнадо.

Новый руководитель словно хочет показать всему миру пример антикризисного менеджмента. Она уволила почти всех глав отделов. Перевела всех надомных работников Yahoo на работу в офис, сопроводив это воззванием в стиле «Родина-мать зовёт». Провела сокращения и оптимизацию, пустив под нож многие проекты. Под её руководством была заключена сделка о покупке блог-платформы Tumblr, популярной у хипстеров и известной тем, что не приносит прибыли, а в мае этого года она с большой помпой перезапустила Flickr. Если раньше Yahoo стремилась скупать лидеров, то теперь, наоборот, пачками скупает перспективных аутсайдеров — микрокомпании и стартапы, часто всего с несколькими работниками в штате. Большинство из них — это мобильные приложения и стартапы в данной области. Основная задача Майер — затащить Yahoo в эру мобильности, ту область, которую корпорация практически целиком упустила. Марисса Майер даёт интервью, снимается для Vogue, она сама становится мемом.

И, как ни странно, все это работает: стоимость акций Yahoo достигла пятилетнего максимума, что довольно странно, ведь прибыль не растёт. Эксперты связывают это с тем, что Майер удалось развернуть имидж корпорации: теперь это не сборище замшелых динозавров, которые последовательно упустили все возможности, а снова молодая динамичная компания с огоньком в глазах. Насколько хватит этого задора и выльется ли это во что-то более реальное — посмотрим.

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях