Облачная судьба домашней бухгалтерии: юбилейные размышления над тупиком

Сегодня очередная юбилейная статья — двухсотый выпуск «Битого Пикселя», колонки, которая пришла на смену «Голубятням Онлайн» (этих написал 552 штуки, начиная с 6 марта 2009 года). Вообще я как-то много стал писать, не находите? 🙂 Бумажных «Голубятен» случилось всего 433 за 10 лет (с 1999-го по 2009-й), а эссе для «Бизнес-журнала» за такую же декаду (с 2004-го по 2014-й) вообще «только» 237. Зато как только закончилась «бумага», так сразу и понеслось: в одну лишь Национальную деловую сеть за полтора года пошло 350 материалов! Если сложить все вместе, получится за 2 тысячи статей! Жуть :-).

Хотел написать сегодня по случаю круглой даты что-нибудь эдакое умное и глубокое, однако жизнь внесла свои коррективы: сначала у меня умерла на ровном месте MicroSD-карточка с 32 гигабайтами книг, музыки, фильмов и хороших разных дистрибутивов (просто перестал распознавать её «Мак» после очередного поднятия крышки — и всё! И больше уже ни один компьютер не мог прочитать её содержимое), потом — через день — умерла библиотека Calibre с 1 300 штучно и любовно отобранными книжками (восстанавливал полдня). А воскресным вечером в самый разгар создания корпоративной биографии Zara для «Бизнес-журнала» приказала долго жить Moneydance — моя штатная программа домашних финансов в последние два с половиной года.

Издыхание Moneydance обернулось настоящим ударом под дых, потому что без контроля всех денежных потоков я не протяну и недели. Не потому что я богатый, а потому что слишком много обязательств, дедлайнов по переводам средств, платежам, кредитам и т. п.

Выглядело это восхитительно, как, впрочем, всегда выглядят пакости, случающиеся с нами на компьютере: открываю программу, чтобы внести очередную трату, — и вместо привычного сгустка таблиц, цифр и диаграмм вижу окно приветствия с предложением найти финансовую базу данных либо создать новую! Так вот просто и со вкусом. А куда делась старая база? Ну та, что двумя часами раньше была жива и невредима? А нет её! Нет — и всё тут! НИГДЕ!

Надо сказать, что немецкая Moneydance — программа изначально отвратительная. Отвратительная во всем, кроме двух нюансов: все остальные программы для ведения домашней бухгалтерии под Mac OS X ещё хуже, и отчёты у Moneydance реально сильные благодаря высокой конфигурабельности.

Самое жуткое в Moneydance — это метод синхронизации. Их два — через Wi-Fi, которым пользоваться глупо (зачем что-то синхронизировать, если все гаджеты находятся на расстоянии 10 метров друг от друга?), и через Dropbox. Последняя фича и заставила поседеть мои и без того белые волосы.

Выглядит это так (рассказываю, чтобы читатели-программисты навеки запомнили, как нельзя делать синхронизацию!): в корне вашего раздела на облаке Dropbox создаётся скрытая директория .Dropbox (все её скрытость — в этой самой точке в начале названия), куда пишутся несколько файлов без расширений. Согласно FAQ, самый большой файл можно переименовать, добавив расширение ZIP, а затем распаковать, и получится копия папки, в которой программа хранит основную базу данных.

Сколько я ни пытался найти исходную папку с базой после того, как Moneydance отказалась запускаться, ничего не нашёл: она исчезла безвозвратно. Переименование бэкапа в Dropbox тоже ничего не дало: Zip-файл не распаковывался. Я так понял, что глюканул на ноутбуке SSD (не GT Force, который был на моем Pro 17″, а родной SSD от Apple, установленный на новой Pro Retina 15″) и после выхода из спящего режима растерял (или потёр) кучу файлов (база данных Moneydance и библиотека Calibre, боюсь, лишь малая часть).

Короче говоря, я метнулся к «Айпаду» и запустил мобильную версию Moneydance на планшете: она открылась — и несколько минут я был удостоен счастья созерцать ту самую свежую базу данных, которая исчезла на ноутбуке. А затем… случился полный кошмар: мобильная версия Moneydance без всякого предупреждения (в ней даже настроек нет по установке интервала для синхронизации или ручного режима) связалась с Dropbox, увидела, что бэкап поменялся, и быстренько синронизировала его, тупо заменив старые (правильные!) данные, на новые — те, что хранились в Dropbox!

Знаете, что хранилось в этот момент на облаке? Правильно: бэкап совершенно пустой базы данных, который был записан на облако десктопным клиентом Moneydance после того, как я его запустил на ноутбуке! В итоге через пять минут единственная рабочая копия базы данных — на «Айпаде» — была уничтожена! Поскольку на iOS у вас нет ни малейшей возможности работать с файлами и директориями, не было и шансов сохранить локальную — планшетную — базу данных Moneydance.

Короче, все у меня сдохло, а последнюю копию Time Machine я создавал 8 февраля, поэтому, восстановив базу данных Moneydance, пришлось около пяти часов восстанавливать десятки проводок из онлайн-клиентов моих банков, а все транзакции наличными оказались безвозвратно потерянными.

Стоит ли удивляться, что после такого фиаско я всерьёз задумался о переходе на облачный сервис домашней бухгалтерии? Тот самый, что забраковал ещё три года назад. Нужно отдать должное: предложений на этом рынке расплодилось как грибов! Печально лишь то, что ничего принципиально нового в этих предложениях не появилось, и облачная бухгалтерия как была, так и осталась в моих глазах тупиковым решением. Тупиковым, однако, совсем не по той причине, о которой вы, вероятно, думаете. Поэтому стоит поделиться соображениями.

Из вороха предложений я отобрал и протестировал EasyFinance (что гордо величает себя «системой управления личными финансами №1 в России»), Drebedengi (как только можно было додуматься до такого названия финансового сервиса?!) и InEx . Personal Finances, а ZenMoney и Mint отбросил сразу из-за отсутствия ключевого для меня функционала (мобильных кросс-платформенных клиентов, локализации, конфигурабельности отчётов, поддержки разных валют и проч. мелочей). Поскольку пишу сейчас «Битый Пиксель», а не «Голубятню», я не стану разбирать по косточкам достоинства и недостатки каждого сервиса по отдельности, ограничившись концептуальными выводами, имеющими прямое отношение к сфере рынка (облачные сервисы домашней бухгалтерии) и бизнес-модели.

Как я уже сказал, облачные сервисы показались мне в 2014 году такими же неудобными, что и три года назад, когда я в последний раз, если не изменяет память, писал обзор на соответствующую тему. Разумеется, прогресс налицо: в первую очередь он выражается в более ли менее универсальной кросс-платформенности мобильных клиентов (Android, Windows Phone, iOS), которая, впрочем, не распространяется на десктопные системы (есть клиенты под Windows, есть под Mac OS X, но так, чтобы и под то и другое одновременно, — накося!). Мобильные клиенты сами по себе вполне удобоваримы, равно как и клиенты stand-alone для десктопов. Достойно выглядят и возможности для составления отчётов, которые даже можно конфигурировать (правда, далеко не так, как это получается на полноценных клиентах вроде iBank или Moneydance). Очень удобен функционал оповещений по СМС и электронной почте и даже ввод новых транзакций по этим каналам. Предусмотрено даже создание бэкап-копий офлайн (за дополнительные деньги). Так что, казалось бы, можно смело работать.

Ах да, забыл помянуть, что отечественные онлайн-сервисы жадны до неприличия. Бесплатные аккаунты урезаны по функционалу до полного безобразия, а Pro-версии стоят жутких денег: EasyFinance хочет — держите меня крепко! — 149 рублей в месяц за раскрытие всего функционала, а Drebedengi — 499 рублей в год.

Проблема, однако, возникает совершенно не там, где все думают. Полагаю, многие пользователи легко бы пожертвовали $15–50 в год в обмен на получение полного удовлетворения. Беда в том, что этого полного удовлетворения нет. Знаете, почему? Потому что феноменально неудобен сам веб-интерфейс! Неудобен и тормознутый. Операции, которые на традиционном клиенте вроде Moneydance занимают у меня долю секунды, при работе через веб-интерфейс растягиваются до полуминуты! Я допускаю, что на 100-мегабитном канале, может, у кого-то всё и летает, но на моем индийском 4-мегабитном (это в номинале, а в реале — от силы 2) работать с онлайн-сервисами домашней бухгалтерии просто невозможно! Достаточно сказать, что на создание списка счетов (у меня их 32) ушло почти полчаса! Только одного списка! А все потому, что браузеру нужно два–три раза перегрузиться, прежде чем система запомнит каждый новый счёт.

Короче говоря, как раньше, так и впредь идеальным решением для пользователя остаётся традиционная программа домашней бухгалтерии, представленная максимально полным набором клиентов для мобильных и стационарных платформ и осуществляющая push-синхронизацию через проприетарные и открытые облака. Остаётся дело за малым: такого идеального решения в природе не существует!

Вот и приходится довольствовать суррогатами, делая выбор в пользу программ, недостатки которых всё-таки перевешиваются достоинствами, представления о коих, как известно, у каждого пользователя свои собственные. Надеяться на то, что ситуация изменится к лучшему в будущем, к сожалению, совсем невозможно, потому что чем дальше, тем больше программисты будут углубляться в онлайн-сервисы, ибо только они позволяют на всю катушку раскручивать подписную модель монетизации услуг.

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях