Автомобили станут общаться между собой на шоссе по стандарту C-ITS

m2m Умные машины
автор: Михаил Ваннах  24 февраля 2014

Олимпийские победы и украинские побоища как-то отвлекают внимание почтенной публики от главного. А главное состоит в том, что технологии неумолимо развиваются… И одно из направлений этого развития — всеобщая роботизация. В том числе и дорожных транспортных средств, в просторечии автомобилей. И вот пройден важный этап: целый букет европейских регулирующих организаций принял стандарт для общения автомобилей между собой и с дорожной инфраструктурой.

Первое, что приходилось делать при покупке три дюжины лет назад автомобиля «Москвич-400» 1947 года выпуска (трофейный Opel Kadett, двигатель чуть больше литра, зато лужёный корпус), — так это прилаживать на него сигналы поворота, отсутствовавшие в оригинальной версии. Благо, что сами накрыльевые подфарники от более поздних моделей имелись в магазине запчастей, а спаять мигалку на транзисторах для его шестивольтовой бортовой сети было делом часа…

Opel Kadett 1937 года сигналов поворота не имел — интенсивность движения не предполагала интенсивного обмена информацией между водителями.

Opel Kadett 1937 года сигналов поворота не имел: интенсивность движения не предполагала интенсивного обмена информацией между водителями.

То есть семьдесят лет назад общение между находящимися в движении транспортными средствами целиком возлагалось на управляющих ими людей. (Открыть окошко, ручкой помахать, погудеть…) После войны, когда автомобиль — тем более личный — был на дороге и улице довольно редким, это могло устраивать и покупателя, и ОРУД-ГАИ. Но уже в середине пятидесятых машины сходили с конвейера с указателями поворота, а в середине семидесятых поставить на учёт автомобиль без подфарников-сигналов стало невозможным. Этого требовал резко возросший трафик.

Ну а теперь поток уличного движения несопоставимо более напряжён. И общение водителей между собой чрезвычайно важно. Но ведь всё больше и больше функций управления автомобилем год от года передаётся автоматическим системам самого транспортного средства: становятся привычными, причём в сугубо средних по цене моделях, контроль скорости и дистанции, автопарковка… С ужасом думается о том, что вслед за поколением тех, кто может «ездить только на автомате», вырастет и поколение тех, кто паркуется только с использованием робота.

Страхи быстро развеиваются — стоит лишь подумать, что через какое-то время машины будут вести роботы. Однако роботам-то тоже придётся между собой общаться. И чем интенсивней, тем лучше. Скажем, «увидел» один из них вылезающего на проезжую часть пешехода — и сообщает об этом соседям. Сейчас-то сигнал торможения включается при нажатии на педаль тормоза, какое-то время после этого проходит до того, как водитель следующей далее машины сигнал увидел, распознал и осознал, прикинул интенсивность торможения… В итоге порой — групповой поход к «жестянщику».

Ну а роботы, взаимодействуя по цепочке, смогут более точно рассчитать графики торможения для каждой из машин, как обеспечивая сохранение жизни и здоровья любителя прогулок по дороге, так и исключая — по возможности — столкновения машин между собой. Эволюция же выделывала людей для поиска пищи и коллективного взаимодействия в группах приматов, а не для решения задач ньютоновой механики; компьютеры, даже простейшие, с этим справляются куда лучше… Так что страдающими в данном случае будут одни лишь владельцы «корпусных» мастерских!

А что нужно для того, что бы наладить взаимодействие роботов-водителей между собой? Прежде всего — стандарт! Норма, унификация, под которую сбегутся производители, подобно тому как в средневековых разборках дружинники и йомены жались к баронскому Standard. Именно стандарту, той самой дюймовой резьбе, которая сохраняется даже в странах метрической системы, мир обязан распространению водопровода-канализации. А во что вворачивалась «лампочка Ильича»? Так в «цоколь Эдисона», и ныне известный нам как E27!

Точно так же стандарты давали жизнь системам и видеомагнитофонов, и дисков высокой плотности записи — одним даруя процветание, а других обрекая на убытки и забвение. (Все зависело от того, кто именно сбегался «под знамёна».) Очень высока была роль стандартов и в возникновении нынешнего мира ИТ — и на этапах классических персональных компьютеров, десктопов и лэптопов, и в нынешнем мире телефонов и планшетов. Ну а теперешний мир «умных» машин остро нуждается в стандартах обмена M2M, в данном случае не просто от машины к машине, а от автомобиля к автомобилю.

Европейский институт по стандартизации в области телекоммуникаций расположен в живописном технопарке София-Антиполис.

Европейский институт по стандартизации в области телекоммуникаций расположен в живописном технопарке «София-Антиполис».

И вот на шестом семинаре Европейского института по стандартизации в области телекоммуникаций (ETSI) было объявлено о создании базовой версии стандарта взаимодействия интеллектуальных транспортных систем Cooperative Intelligence Transport Systems (C-ITS). Эта организация была создана в 1988 году Европейской конференцией администраций почт и телекоммуникаций и признана другими ветвями европейской бюрократии — Европейской комиссией и Европейской ассоциацией свободной торговли.

Вот этому-то учреждению, расположенному во французском технопарке «София-Антиполис», в 2009 году ЕС и поручила разработку стандарта взаимодействия транспортных средств. Для этого ETSI был направлен Мандат М/453 (мандаты выдавали не только революционные режимы своим комиссарам в пыльных шлемах). Причину такого интереса евробюрократии понять очень легко: по дорогам ЕС бегает более 200 миллионов автомобилей, а в автоотрасли работает тринадцать миллионов человек, производящих немалую часть внутреннего продукта.

И вот в результате четырёхлетних работ базовая версия стандарта, так называемый Release 1, была создана и одобрена представителями ведущих игроков автопромышленности. Данный стандарт даёт возможность автомобилям от различных производителей вступать в диалог между собой и с дорожной инфраструктурой, а также организовывать коллективное общение. Это позволяет в реальном масштабе времени получать информацию о режиме дорожного движения, о том, какие риски могут возникнуть и как их предупредить.

Скажем, простейший пример — необходимость затормозить. Если передать информацию об этом сразу по всей цепочке движущихся авто, то их бортовые процессоры могут выработать наиболее эффективный график применения тормозов, чтобы избежать вышеописанных визитов к «жестянщиком». Или же аппаратура «умного» города, получив сведения об интенсивном потоке машин, движущемся в ту или иную сторону, сможет либо организовать «зелёную волну», сохраняя время, бензин и окружающую среду, либо перебросить часть потока на параллельные улицы.

Ну а ещё — логистические задачи, управление ими в реальном масштабе времени. Ведь автомобиль с грузом — или, наоборот, порожний — сможет общаться и со своей диспетчерской и с другими видами транспорта (железнодорожным, водным, воздушным), делая более эффективным их совместное использование… А ещё ведь с роботами-грузчиками и с управляющими системами складов также придётся общаться. И стандарт для этого уже создан.

Стандарт Cooperative Intelligence Transport Systems, C-ITS, позволит связать информационной сетью все виды транспорта.

Стандарт Cooperative Intelligence Transport Systems, C-ITS, позволит связать информационной сетью все виды транспорта.

А на очереди его Release 2, «вторая очередь». Её создают в интенсивном взаимодействии с так называемой Амстердамской группой — консорциумом автопроизводителей, нацеленным на разработку систем взаимодействия «от автомобиля к автомобилю», Car 2 Car, которое уже выделяют из общего M2M. И внедрение «средств межмашинной связи», соответствующих стандартам C-ITS, в серийные автомобили и объекты дорожной инфраструктуры произойдёт в ближайшее время.

Уже в 2015 году средствами обмена, соответствующими стандарту Cooperative Intelligence Transport Systems, будет оборудована автострада от Роттердама до Вены (проходящая через Франкфурт). Соответствующее соглашение между правительствами Австрии, Германии и Нидерландов достигнуто. Так что условия для езды по европейским дорогам машин-роботов уже создаются. Начиная с незримой, но очень важной области стандартов!

Поделиться
Поделиться
Tweet
Google
 
Читайте также
Муниципалитеты против Uber, Uber против муниципалитетов
Муниципалитеты против Uber, Uber против муниципалитетов
Как бдительный робот может создать проблемы добропорядочному гражданину
Как бдительный робот может создать проблемы добропорядочному гражданину
3D-печать начала ценовую революцию в строительстве?
3D-печать начала ценовую революцию в строительстве?
  • IF

    > страдающими в данном случае будут одни
    >лишь владельцы «корпусных» мастерских!
    а не факт, зависит от того, что система будет пытаться минимизировать — максимальное разрушение отдельного автомобиля или число вовлеченных автомобилей. первый случай может запросто приводить к «размазке» аварии по множеству участников, но с небольшими повреждениями.

    • пМВ

      Кстати да — сбережение пассажиров иногда будет диктовать именно такую стратегию…

      • Denis Solovjev

        Правообладатели теряют прибыли, требуют чтобы машины нарочно немного царапали друг дружку, абонентская плата за улучшенный стандарт связи, позволяющий избегать подобных неприятностей:D

        • пМВ

          Правоторговцы люди страшные — к посту про ЦРУшных дронов вспомнил Хэмингуэя, антифашистский памфлет Wings Always over Africa: An Ornithological Letter — так в Сети не нашел оригинала…

          • Denis Solovjev

            Сходите в библиотеку-говорят помогает

          • пМВ

            Да мне-то достаточно вдоль шкафов прогуляться, за бумажной книгой…

  • AlexHa

    Машины не оснащенные этой технологией в ЕС пускать не станут. Евробюргеры массово начнут сбывать устаревшие авто в РФ и разную другую Африку за сущие копейки. Китайцы переймут технологию лет через 5 после ЕС. У американцев уже сейчас на сайте ихнего ГИБДД висит проект изменений в ПДД для беспилотных авто, в Неваде разрешили движение беспилотников по дорогам общего пользования.

    • пМВ

      Где-то так…

    • Slava

      Настолько устаревшие, что там даже CAM-шины нет — уже все сплавили. А в те будут модуль добавлять наши родные литовские мастера распила и сварки.

      • AlexHa

        Вообще-то шина называется CAN, но это не важно. Так вы утверждаете, что в современных евроавтомобилях нет этой шины? Очень интересно. Откуда данные?

        • Slava

          Про шину опечатался. Я как раз утверждаю, что там она есть, и оснащение морально устаревших машин возможно.

          • AlexHa

            Мало иметь шину, нужны еще устройства по ней обменивающиеся. Такие к примеру как контроллер автоматической коробки передач или контроллер тормозной системы. Может оказаться что переоснащение будет дороже нового авто.

  • Artem Artemenko

    Ждем российский вариант стандарта не совместимый с европейским, но более прогрессивный и через ГЛОНАС. Для обязательного применения. Эх, заняться что ли, это уж не на производства телефона деньги выбивать да и по проще е-мобиля.

  • CPSU

    Протоколы обмена М2М во всех областях деятельности (специально не пишу человеческой) скоро примут.
    Будет такая картинка (к примеру).
    В Африку прибыл пароход (без экипажа). Роботы-грузчики выгрузили саморазвертывающееся оборудование для строительства дорог, самоуправляемые горнодобывающие и обогащающие руду комплексы, плавильные печи. В это время такие же комплексы по добыче угля (газа) и строительные уже проложили к месторождению дорогу (трубопровод). На месторождении разворачивается стройка, согласно программе, причем строятся, в основном, фундаменты и навесы, остальное приходит уже в готовом виде. После добычи, обогащения и выплавки металла, он перевозится на побережье для складирования и отправки.
    Нигде нет ни одного человека. Управление (только на верхнем уровне) ведется дистанционно, через спутник. По отдельности все части этой далеко не полной картины есть уже сейчас.
    О протоколах обмена, рано или поздно, договорятся, «Ватсон» тоже присмотрит за всем этим хозяйством.
    Казалось бы при чем тут африканцы? Да ни при чем, собственно.
    Интересно сколько лет осталось до такой картины? Мне кажется немного.

    Следующий вопрос будет: При чем тут люди?

    • Artem Artemenko

      Универсальность и многозадачность человека пока не заменить. Но даже нормальный проект прописанный до мелочей и с исполнителями людьми большой прогресс. Собственно дроны-надсмоторщики, искусственный инженер и рабочие люди на полуавтоматическом оборудовании оптимальный вариант. -)

      • CPSU

        Если смотреть чуть дальше в будущее, то даже «рабочие люди на полуавтоматическом оборудовании» не нужны будут. Все будет работать 24/7. Это радует! Останется заняться, как справедливо заметил пМВ, общественными отношениями.

        • Artem Artemenko

          Между авиа-автопилотом и какого то подобия для машин прошло уж почти 50 лет. Также и от дрона-бомбера со штатом обслуживания в 20-50 человек до универсального трактора-работника в полевых условиях еще далеко.

          • CPSU

            Пилоты сейчас во многом только для контроля. В принципе самолет может взлетать и садиться без пилота уже сейчас. Кстати от первых опытов DARPA до сегодняшних гуглопилотов прошло не так уж много времени (сингулярность на горизонте), а они (машины) уже бороздят, так сказать, просторы в общем потоке с людьми. Да, пока все это дорого, он уже не невозможно (технологии есть), теперь будем ждать, пока все подешевеет.

          • Илья Винокуров

            Уже автономные тракторы в полях пашут…

        • пМВ

          Про инструмент для решения общественных проблем — сегодня…

          • CPSU

            Ждем…

    • пМВ

      Родственник, работавший в 70-е в Африке, наблюдал освоение янки бокситного месторождения.Прибыла бригада лесорубов, из свежего сырого леса сладили причал, по нему погнали экскаваторы (вскрыли слой), скреперы и тягачи. Глину прямо скреперами таскали в трюма, тягач подталкивал в момент загрузки…
      Родственник с интересом ждал, когда бревна высохнут и причал развалится.
      Не дождался — за полгода глину выгребли, загрузили технику и убыли.
      И причем тут африканцы?

      Проблемы не в технологиях, а в общественных (производственных) отношениях. Но об этом не здесь…

      • EvilPartisan

        Вот именно. При текущей экономической системе невозможно обеспечить сильно высокий уровень автоматизации. Придется двигаться в сторону коммунизма и плановой экономики в контексте современных технологий.

        • пМВ

          В плановой экономике свои проблемы…

        • Slava

          То-то в самых плановых экономиках просто рай автоматизаторов был. Оазис современных технологий!

          • Ivan Kulikov

            В те времена не было таких вычислительных мощностей, как сейчас. А государство и партия превратились в разросшийся бюрократический аппарат номенклатуры, со временем съевший сам себя и саму идею, к тому же имелись ненужные идеологические перегибы и отсутствие какой-никакой видимой демократии.
            И кто мешает использовать смешанные формы собственности, как в Китае сейчас? Нужно брать лучшее от обеих систем.

  • jno

    посмотрим, что там с секурностью будет — по уму или как всегда…

Хостинг "ИТ-ГРАД"
© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2017
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.
«Партнер Рамблера» Почта защищена сервером "СПАМОРЕЗ" Хостинг "Fornex"