Как анализ данных может спасти азартных игроков от разорения

Британские ученые… Нещадно склоняемые в многочисленных анекдотах британские ученые доказали: машинное обучение и «большие данные» спасут человечество от азартных игр. Или могли бы спасти, а дальше уж как получится.

Вопросы азартных игр и печальных последствий неконтролируемой игровой зависимости волнуют многих. Игорная отрасль Великобритании переживает подъём. Немало этому способствуют многочисленные привлекательные приложения для мобильных устройств, через которые легко сделать ставку… Со всеми вытекающими последствиями для реального кошелька. По статистике, только среди владельцев iPhone каждый двадцатый как минимум использует его, чтобы делать ставки на результаты спортивных состязаний. Что уж говорить про всевозможные виртуальные казино. И как часто заядлый игрок сокрушается, что «в тот самый момент» не нашлось кого-то, кто вовремя схватит за руку…

Для того чтобы бороться с игровой зависимостью, ученые из Кембриджского университета начали анализировать поведенческие сценарии игроков. Идея состояла в том, что, исследуя массу азартных пользователей, можно уловить какие-то общие закономерности в их поведении. Данных для подобного анализа немало: игровые сайты собирают большое количество информации. В частности, известны предпочтительное для пользователя время суток, когда он наиболее активен в системе, частота ставок и динамика их повышения или понижения. Если проанализировать всю эту картину в целом, то можно создать характерный поведенческий паттерн нормального человека — того, кто не страдает излишней зависимостью и скорее развлекается, нежели фатально увлечен процессом. Отклонения от этого образа сигнализируют о том, что игроку, возможно, не помешала бы консультация психотерапевта или хотя бы перерыв. На диаметрально противоположном конце имеется образ заядлого и практически неизлечимого игрока.

Но в распоряжении специалистов есть и промежуточная динамика, когда человек решается на все более и более значимые риски в своих ставках. Именно наблюдение за этим процессом позволяет увидеть, что человеку угрожает расстройство психики (а игровую зависимость многие специалисты склонны считать полноценным расстройством) или просто финансовые неприятности. Специалисты из объединения Featurespace обещают, что можно успеть спохватиться и поймать момент, когда игрок начинает терять контроль над своими действиями. Подчеркиваю, что речь не идет просто о линейном увеличении ставок или времени, проведенном в «виртуальном тотализаторе». Система должна не просто измерять активность пользователя, поскольку для одного ставка в 100$ будет недельным доходом, а для другого — карманной мелочью. Машина должна понять индивидуальные закономерности и регистрировать «странности».

Логически мыслящий читатель уже спрашивает себя: каким образом Featurespace связана с игорным бизнесом и где берут данные для проверки своих алгоритмов и обучения машин? Ведь интерес представителей игровой индустрии диаметрально противоположен: чем азартнее клиент, тем больше денег он принесет. Предупреждать его заранее нет никакого резона. Но когда-то Featurespace помогала владельцам игр. Половину десятилетия назад исследователи Featurespace сотрудничала с игровыми компаниями, помогая последним выявить мошеннические действия со стороны клиентов — например, сговоры между игроками, активность ботов, незаконные ставки и многое другое. За годы тесного сотрудничества со многими компаниями родилась идея использовать эти данные во благо.

Следующий логичный вопрос состоит в том, каково экономическое обоснование у сервиса Featurespace. Как ни удивительно, но вовремя спохватившийся клиент выгоден в первую очередь… самим игровым компаниям. Дело в том, что вконец проигравшийся клиент — это разовая прибыль. Порой эта прибыль велика, и терять её обидно. Но гораздо чаще за непутевого игрока берутся родственники или друзья — либо он сам отрезвляется от осознания того, сколько ухитрился проиграть. После этого велика вероятность того, что больше к игре он не вернется. Таким образом, с одной стороны, компания имеет неожиданную прибыль, но с другой — потерю постоянного клиента. Понемногу и спокойно играющий человек имеет гораздо большие шансы навсегда остаться с компанией, хоть и не будет приносить ей слишком много прибыли. Однако эта прибыль прогнозируема и более надёжна. Кроме того, постоянные игроки способствуют улучшению репутации компании и привлекают новых пользователей, а разорившиеся служат отрицательным примером для других и поводом к плохим отзывам об игре в целом. В общем, вспоминается выражение «Не за то отец сына бил, что в карты играл, а за то, что отыгрывался».

Не стоит забывать и о том, что, как только азартные игры становятся заметной социальной угрозой в какой-либо стране, за этим, как правило, следует внешнее регулирование их деятельности — ужесточение законов, введение новых положений. Таким образом, разорять клиента подчистую становится еще более невыгодным.

Так что услуги Featurespace, несомненно, будут востребованы. Менее очевидно то, что будут делать «казино» или букмекер, увидев, что клиент готов добровольно разориться. Отключать возможность пользования системой? Повышать процент возвращаемой суммы? Ограничивать депозитный лимит? Юридической ответственности за бездействие в этой ситуации пока не предусмотрено. Заботиться о клиенте способны только самые дальновидные и притом крепко стоящие на ногах компании. А пока «большие данные» способны выявить проблему, но, увы, не способны ее устранить.

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях