Удобная анонимность: новая Большая Идея

Когда несколько дней назад на Kickstarter’e случился скандал с проектом Anonabox, фокус внимания прессы и форумов оказался сосредоточен на том, как легко мошенникам ввести в заблуждение даже разбирающуюся в технике публику. Но случай этот на самом деле даёт возможность разглядеть намного более интересную и продуктивную идею. Речь о внезапно обрисовавшейся потребности широких масс в средствах удобной — лёгкой, надёжной, дешёвой — цифровой анонимизации. О жажде анонимности, короче говоря.

Anonabox был одним из тех редких продуктов, гениальная простота которых обеспечивает им суперпопулярность. Это обыкновенная точка (бес)проводного доступа, вроде тех, что стоят сегодня в каждой квартире, с той лишь разницей, что внутри данного устройства работает клиент сети TOR. Он выступает посредником между домом и глобальной сетью — и благодаря ему, любое соединение с внешним миром принудительно «торифицируется» (шифруется, очищается от метаинформации, пропускается через множество узлов-посредников, каждый из которых ничего не знает ни о точке назначения, ни об источнике запроса). А значит воображаемому соглядатаю, сидящему на выходе из квартиры или у провайдера, понять содержимое передаваемых и принимаемых пакетов уже не удастся.

Anonabox предполагался дешёвым, да и автор его планировал собрать меньше десяти тысяч долларов — но случилось неожиданное: в считанные дни тысячи человек загнали «счётчик» выше полумиллиона долларов! Увы, до передачи денег не дошло: проведя расследование, администрация Kickstarter объявила, что сбор средств прекращается и взносы будут возвращены участникам.

Причина известна: Август Гермар, автор Anonabox, соврал, выдав за собственный продукт уже готовый чужой роутер, в котором просто поменял прошивку. Справедливости ради стоит отметить, что страсти продолжают кипеть: пока «обманутые вкладчики» делятся друг с другом рецептами того, как подобное устройство можно собрать из подручных материалов (например, прошить OpenWRT на один из серийных роутеров), Гермар настаивает, что его продукт всё-таки не копия чужого, а оригинальная разработка, требующая и аппаратных модификаций — и не собирается ставить на нём крест. Но, повторюсь, ценность случившегося вовсе не в прилюдном выяснении отношений. Настоящая ценность — в ответе на вопрос: почему Anonabox привлёк такое внимание?

В самом деле, чем объяснить его успех? Ведь если бы не вмешалась администрация, Anonabox легко стал бы одним из самых быстро и щедро профинансированных краудфандинговых проектов в истории ИТ! Что сыграло такую роль? Дешевизна? Возможно. При массовом производстве цена устройства составила бы 20 долларов с копейками, тогда как сравнимые по функционалу железки, имеющиеся на рынке, стоят сильно дороже (к примеру, Safeplug, в котором первым реализовали ту же идею, предлагается за $50). Простота? Тоже важный аспект: ставишь и работаешь, без настроек, без перепрошивки, без изучения криптографических азов. Предполагаемая надёжность? И она, конечно. Публике известно, что современные айтишные инструменты позволяют обеспечить анонимность/приватность цифровой активности на очень высоком уровне — настолько высоком, что «подслушка» не по зубам даже спецслужбам, не говоря уже о конкурентах или любопытных соседях.

Сойдясь вместе, эти факторы сделали из Anonabox сверхновую. Но точно так же они способны «зажечь» и любой другой проект, который пообещает дешёвую, простую, удобную анонимность. Сейчас мы переживаем недолгий счастливый период, когда накопившееся желание, потребность публики в подобных решениях, находит выход. Anonabox хорош, потому что основан на TOR — а все слышали про Silk Road, все знают, что TOR рекомендован Сноуденом. Но свет не сошёлся клином на одном лишь TOR’е. Берите шире! Публика жаждет анонимности везде, во всём — и расхватывает, словно горячие пирожки, всё, что удобную анонимность предлагает.

Помните Blackphone — защищённый смартфон, из которого не сочатся данные без ведома и согласия пользователя? Он расходится так хорошо, что создатели (среди которых Фил Циммерман, познакомивший массы со стойким крипто) планируют теперь вторую модель, да ещё и планшетку, построенную на том же технологическом фундаменте. «Продажи превзошли самые смелые ожидания» — так характеризуют авторы неожиданный успех своего детища.

А посмотрите на шумиху вокруг Ello! Массы ломятся туда, выдавливая двери: там уже миллион пользователей с лишком, десятки тысяч регистрируются каждый час, и главное — люди ею действительно пользуются (есть какая-никакая статистика активности). Но что же не устраивает их в самой функциональной, самой быстроразвивающейся, самой социализированный среди социальных сетей — в «Фейсбуке»? Что заставляет обращать внимание на эту, собранную на коленке, поделку? Да всё то же желание уйти из под надзора. Ello обещает не следить за своими пользователями, тем более не продавать информацию о них на сторону — и час, когда компания решилась вписать это простодушное обещание в свои правила, действительно может стать её звёздным часом!

FBprivacy

Короче говоря, если вы ищите следующую Большую Идею, самое время прекращать копать и начинать промывку. Удобная анонимность, судя по всему, и станет такой идеей на ближайшие год-два. Обывателю лень тратить время на разборки с навороченными инструментами вроде Tails, да и знаний у него не хватает, и компьютер уже не является центром его домашней цифровой вселенной. И перепрошивать роутер он тоже скорее всего не станет — поленившись или побоявшись. Но именно поэтому он с лёгкостью выкладывает семь сотен «зелёных» за защищённый смартфон, который не нужно настраивать. Меняет любимый «Фейсбук» на неизвестно что, поверив одному только обещанию, что за ним не будут надзирать, словно за ребёнком. Помогает собрать немыслимую сумму на «волшебную коробочку», анонимизирующую домашний трафик.

Мы уже наблюдаем волну удобно-анонимных продуктов-проектов. Что с одной стороны хорошо, ибо индустрия наконец-то учуяла спрос — и он без сомнения будет насыщен. В следующем году каждый, нуждающийся в удобной анонимности, её в той или иной форме получит. С другой стороны — ждите наплыва мошенников и хитрованов, продвигающих псевдоанонимность. Примеры уже тоже есть, причём самого высокого уровня. Уже видели Facebook Rooms?

Цукербергу не дают покоя лавры создателей Snapchat — и Rooms это уже четвёртая или пятая по счёту попытка реализовать нечто подобное своими силами. Snapchat имеет самое непосредственное отношение к удобной анонимности: благодаря ей он и взлетел. А Rooms — обыкновенный чат, каких было много лет пятнадцать назад, до появления соцсетей: придумываешь себе имя, создаёшь чат-комнату по интересам, приглашаешь людей. Увы, анонимность тут мнимая: Facebook оговаривает право сохранять у себя копии ваших бесед даже после их удаления вами, использовать информацию о пользователях Rooms в других приложениях и сервисах — хоть и обещает, конечно, никогда вашу личность не раскрывать.

Пора прекращать верить на слово, пора начинать верить в математику. Благо, наконец-то есть из чего выбирать.

P.S. В статье использованы иллюстрации Weisunc, SGP Tech, Vincent Diamante.

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях