Век рекламы не видать: не убьём ли мы Сеть рекламными фильтрами?

Обновление iOS до версии 9 принесло немало интересных новшеств. Но вот чего никто не ожидал: немедленным, абсолютным, всепобеждающим хитом стало свойство, которое в обзорах упоминали в последних рядах, чуть ли не из разряда «А ещё там есть…». Свойство это — умение мобильного браузера Safari блокировать рекламу (а точнее, вообще любые элементы веб-страниц, которые пользователь сочтёт нежелательными: скрипты, счётчики, следящий код и т.п.).

Safari делает это не сам, а с помощью внешних приложений, которым доверяет задачу обработки страницы. И знаете, что случилось? За одни сутки рекламные фильтры стали самыми популярным платными (!) приложениями во всём Apple App Store — в какой-то момент заняв большую часть топовой двадцатки. А это в свою очередь спровоцировало паникёрскую, но интересную дискуссию: не убьём ли мы Сеть, начав блокировать рекламу?

Тут, конечно, нужно заметить, что постановка вопроса изначально слишком «эплцентричная». Уже больше года Android идёт примерно на равных с iOS в гонке за звание самой популярной мобильной платформы для веб-сёрфинга. Иначе говоря, статус самого популярного мобильного браузера сегодня оспаривают Safari (ведший в счёте с момента появления iPhone) и Chrome. У разных наблюдателей статистика слегка разнится, но, в общем, все согласны, что мы крутимся около точки паритета: на каждого из соперников приходится, грубо, 40% просмотров. Поэтому утверждение, что какая-либо фишка Safari/iOS способна решающим образом повлиять на весь цифровой мир, следует принимать с осторожностью: давно уже у платформы Apple нет монопольного влияния. Тем не менее доля её всё ещё весьма велика, чтобы сыграть заметную роль в происходящем. Так что проблема имеет место быть.

Зарабатывать на мобильной аудитории и без того нелегко. Отслеживать индивида (для правильного таргетинга) труднее, мобильная реклама всё ещё идёт дешевле десктопной, а втиснуть её на маленький экран удаётся меньше. Так что хоть аудитория Веб уже наполовину и больше составлена пользователями мобильных устройств, деньги они пока приносят несравнимые с компьютерными. А теперь — нате вам, ещё и адблокеры! Здесь: самые популярные платные приложения Apple App Store по состоянию на утро 22-го сентября. Как видите, ажиотаж первых дней спал, но фильтры всё ещё популярней Minecraft.
Зарабатывать на мобильной аудитории и без того нелегко. Отслеживать индивида (для правильного таргетинга) труднее, мобильная реклама всё ещё идёт дешевле десктопной, а втиснуть её на маленький экран удаётся меньше. Так что хоть аудитория Веб уже наполовину и больше составлена пользователями мобильных устройств, деньги они пока приносят несравнимые с компьютерными. А теперь — нате вам, ещё и адблокеры! Здесь: самые популярные платные приложения Apple App Store по состоянию на утро 22-го сентября. Как видите, ажиотаж первых дней спал, но фильтры всё ещё популярней Minecraft.

Что ж, вернёмся к мобильным адблокерам. Как они работают? Очень похоже на десктопные аналоги. Такое приложение пропускает через себя загружаемый веб-контент и на лету распознаёт и удаляет из него рекламный код — причём, благодаря поддержке со стороны операционной системы, многое может быть заблокировано ещё до загрузки. Учитывая, что львиная доля рекламы в Сети нынче показывается считанными игроками, задача технически несложная (и разработчики прямо это подтверждают). Не так с нравственной стороной вопроса: тут дело сложнее.

Впрочем, прежде, чем паниковать и апеллировать к морали, стоит спросить, а многие ли не поленятся адблокер установить? Согласно различным исследованиям, на десктопах такие программы используются в лучшем случае каждым третьим юзером (цифры сильно варьируются от региона к региону: в Европе есть места с 30%, в Соединённых Штатах тот же показатель не превышает 15%). Вроде бы логично предположить, что и мобильное проникновение будет примерно таким же? Увы, нет, и всплеск интереса к мобильным фильтрам, наблюдаемый сейчас, тому подтверждение: здесь всё по-другому!

Считается, что мобильные пользователи могут проявить намного более сильный интерес к адблокерам — по одной простой причине: мобильная реклама способна превратить жизнь в кошмар быстрее десктопной! На какой платформы вы бы ни сидели, уверен, и вас уже утомили «тормоза» (наличие рекламы может в разы замедлять загрузку и отображение веб-страницы: официально подтверждённый факт), лишний трафик и, главное, манера рекламы отъедать драгоценное место на и без того крохотном экране.

Скорость загрузки веб-страниц без фильтрации рекламы и с включенной тестовой версией адблокера Crystal. Графика: TheNextWeb.com.
Скорость загрузки веб-страниц без фильтрации рекламы и с включенной тестовой версией адблокера Crystal. Графика: TheNextWeb.com.

То есть, принимая решение насчёт использования адблокера, мобильный пользователь руководствуется иными соображениями: на десктопе реклама просто надоедает и (иногда) наблюдает за вами, на смартфонах же и планшетках она бьёт по карману и мешает нормальной работе. А это даёт право предположить, что наблюдаемый сенсационный спрос на мобильные рекламные фильтры сохранится долго и что процент пользователей мобильных устройств, не поленившихся такой фильтр установить, будет заметно и стабильно выше десктопного.

Кого это заденет сильнее, кто должен начинать волноваться? На первый взгляд — рекламные сети, и прежде всего Google (которая, кстати, под Android адблокеры не приветствует и не поддерживает, так что качество соответствующих продуктов в Play Market оставляет желать лучшего). В прошлом году она выручила на интернет-рекламе почти 60 миллиардов долларов. И инициатива Apple для неё, потенциально, означает минус миллиарды ежегодно. А там, глядишь, мода перекинется на андроидовскую аудиторию и станет совсем худо.

Но ведь Google — только посредник. Местом для показа рекламы владеют сайты, которые с рекламы же и кормятся. И вот тут таится настоящая проблема. Согласно ряду оценок, девять десятых доходов, получаемых сегодня веб-сайтами, поступают от показа рекламы. И, значит, поступок Apple — удар по веб-бизнесу в целом.

Как подтверждение того, что моральная диллемма реально существует, автор одного из самых популярных адблокеров, Peace, удалил его из App Store после нескольких суток безумных продаж. «Я не чувствую себя в силах быть единоличным судией, решать что пропускать, а что нет. Адблокеры бьют по людям, которые этого не заслужили».
Как подтверждение того, что моральная диллемма реально существует, автор одного из самых популярных адблокеров, Peace, удалил его из App Store после нескольких суток безумных продаж. «Я не чувствую себя в силах быть единоличным судией, решать что пропускать, а что нет. Адблокеры бьют по людям, которые этого не заслужили».

Тут-то мы и выходим на нравственный аспект. Блокировать рекламу — не значит ли проявлять неуважение к труду веб-мастеров, вкладывающих силы, время, деньги в создание контента, который мы вознамерились получать бесплатно?

Всю Сеть рекламные фильтры, конечно, не убьют — только Веб, то есть только ту её часть, которая просматривается с помощью браузера. И даже дадут дополнительный импульс переходу от Веб к мобильным приложениям, которые грузят свой контент по своим каналам, в работу которых адблокерам вмешаться как минимум не так просто. Вот, кстати, почему социальные сети от популяризации фильтров только выиграют: для них разница между Веб и отдельным приложением давно стёрлась, а ещё они знают о своём пользователе всё и рекламу могут показывать не только в виде классических рекламных объявлений. Ничего удивительного, что Facebook — считая по истраченной на показ через неё мобильной рекламе деньгам — идёт с огромным отрывом впереди всех: ей принадлежит больше трети рынка, тогда как ближайший конкурент (Google) может похвастаться долей лишь втрое меньшей.

К сожалению, последовать примеру соцсетей и трансформироваться в мобильные приложения могут позволить себе не все. Так что же делать обычным веб-сайтам? Сдохнуть? И стоит ли удивляться, что сайты, наиболее зависимые от рекламных доходов, уже замечены в противодействии адблокерам: например, они отказываются показывать видео и интерактивные вставки пользователям, уличённым в применении рекламных фильтров. И это, без сомнения, лишь первые залпы в войне, которая охватит всю Веб (PS: залп номер два).

Впрочем, нет худа без добра. Уже в суматохе первых дней оформилась идея компромисса. Суть её в том, что не следует рассматривать как зло каждое рекламное объявления, каждый банер. Несомненно, стоит блокировать что-то очень надоевшее и реально вредное (секты, мошенники, порнография и т.п.), но пропускать рекламу, с которой любимый сайт кормится. Чтобы он мог и дальше продолжать радовать хорошими материалами.

Да, ставка на сознательность. Сыграет ли?

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях