Если верить релизам (а делать этого не надо), то «Аэрофлот» в которых раз обещает нам что на дальнемагистральных рейсах у них будет доступ в Интернет по Wi-Fi. Компания выдает такие прогнозу 3 года подряд и без особых успехов. И этому есть куча причин. И у них опять ничего не получится.

Все нафаршированные тупо-рекламными слоганами авиакомпаний призывы о том, что в их самолетах наконец-то есть доступ в Интернет разбиваются о простые, понятные и лаконичные записи пользователей примерно такого содержания: «Я, находясь в самолете А380 могу сидеть в интернете. Да, на борту есть WiFi. Правда скорость диалапная и тарификация помегабайтная». Дело в том, что в своих сообщениях авиакомпании никогда не говорят какая скорость выделяется им по спутниковому каналу на весь салон. Открою тайну — речь идет в самом лучшем случае о нескольких мегабитах в секунду «на всех». Чаще всего — и того меньше.

Wi-Fi в самолетах регулярных рейсов есть, вот только скорость оставляет желать много лучшего (фото: onair.aero)

Если реально посмотреть на услугу «доступ в интернет не борту самолета», то речь, в основном, идет о загрузке заголовков электронной почты, отправке записей в соцсети и натужно-долгий диалог с помощью какого-нибудь интернет-пейджера. Этому способствует небольшая скорость связи и ее дороговизна. Отметим, что такие системы автоматически «глушат» запросы пользователей которые хотят посмотреть потоковое видео — для этого есть бортовой VoD с оплатой кредиткой. А вот поднять VPN на борту самолета, чтобы получить доступ в корпоративную сеть, будет совершенно нереально — чудовищный пинг, низкая стабильность сети. Лучше просто отдыхать 🙂

Каждый производитель самолетов допускает до своих воздушных судов интернет-решения только определенных компаний. К примеру, Airbus допускает для монтажа решения компании OnAir, которая является дочерним подразделением корпорации SITA (производит ИТ-решения для авиаиндустрии) и самого Аэробуса. В отличие от сервиса GoGo InFlight в США, который работает при поддержке инфраструктуры, размещенной на башнях антенн сотовой связи на земле, здесь организуется работа со спутником связи Inmarsat с помощью специальной дорогостоящей поворотной антенны, которая «выстреливает» пользовательские запросы и получает в ответ данные.

Типовая схема спутникового интернета на борту самолета (фото: onair.aero)

Вообще у OnAir есть несколько решений на базе системы Inmarsat с индексами Aero I, H, H+, Mini M и самым современным Aero-SB Lite. Такие системы изначально использовались на небольших частных самолетах бизнес-авиации — предполагалось, что в небольшом салоне того же «Гольфстрима» будет всего пара-другая ноутбуков или BlackBerry. Кстати, с помощью примерно аналогичного оборудования (в L-диапазоне) работают российские станции правительственной связи “Контакт-СМ”. На базе той же сети есть старенькое решение Swift 64, где скорость достигает 256 кбит/с, и «современное» SwiftBroadband, которое обеспечивает 432 кбит/с. Причем все это — не на пассажира, а НА ВЕСЬ САЛОН. Заглавные буквы нужны, чтобы вы это почувствовали лучше. Меньше половины мегабита — на всех. Да, конечно, в OnAir заявляют, что скоро у них будет 700 Кбит/с. Но опять — для всех. А уж возможные 50 Мбит/с которые заявляются в каждом road map представляются мне сказкой даже в 2014м году. Это возможно только если в Ku-band. Возможно в будущем на каждый самолет будет выделяться не один, а 2-3-4 канала и тогда станет полегче. Но сейчас — ни о каких космических скоростях мечтать не стоит. Хотя, решения FlyNet у Lufthansa или Panasonic Avionics Corporation которое поставили в «Трансаэро» дает бОльшие скорости. Но «Аэрофлот» выбрал OnAir.


Тест скорости «поднебесного интернета» OnAir в авиакомпании Emirates от Richard Lai (Engadget Chinese’s Editor-in-chief and Engadget’s Senior Associate Editor) — там стоит ровно такое же решение, как и в «Аэрофлот» (фото: @richardlai)

Программа «Интернет на борту» в «Аэрофлот» осуществляется аж с 2010 года и до сих пор без каких-либо успехов в принципе. Сначала к ней пробовал подключится «МегаФон» с совершенно странной идеей о том, что вместо Wi-Fi пользователи будут работать по UMTS. Причем все (включая пользователей Меги) — как в международном роуминге с соответствующими сумасшедшими расценками. Но не прокатило — в тестовом полете с журналистами сеть даже не заработала. А потом ее коммерческая составляющая оказалась полностью провальной — вышел громкий PR-пук. Сейчас же «Аэрофлот» развивает эту программу самостоятельно и генеральный директор компании Виталий Савельев в очередной раз шаблонно заявил, что ставит себе цель «сделать WiFi доступным на всех дальнемагистральных воздушных судах». Ну да — вериться с трудом.

Задержку с монтажом систем в «Аэрофлоте» объясняют изящно — мол до сих пор проходила только «обкатка в воздухе» и поэтому она пока что доступна только на пяти А330: VQ-BPI «Л.Яшин», VQ-BPK «И.Кулибин», VP-BDD «А.Можайский», VP-BDE «Л.Канторович» и VQ-BPJ «В.Брумель». Правда, ценность этой системы доступа настолько низка, что ее… часто забывают включить во время полета. Теперь же к Интернету через WiFi вроде бы будут подключены 22 лайнера Airbus 330 и четыре Boeing 777. Ждать реализации глобальных планов осталось недолго — «уже в первом квартале запланирована активация услуги на 15 из перечисленных воздушных судов (12 А330 и 3 В777)». Не знаю что и сказать — прогнозов от «Аэрофлота» всегда много, а реальных действий — самый минимум. Поверю когда увижу все это собственными глазами.

Стоимость Wi-Fi доступа в самолетах компании Аэрофлот

Судя по пользовательским скринам, у «Аэрофлота» есть два тарифных плана — 3 Мб данных за 8 долл. или 9 Мб за 22 долл. Дальше 26 центов за каждые 100 Кб трафика — это 2,6 долл. «за метр». Или 78 руб. (видимо без НДС — с ним будет около сотни) за каждый мегабайт трафика. При том, что в домашней сети его можно купить за 2-5-7 руб. В общем — все как в роуминге. Разница в 15-100 раз. Хотя во время партнерства с Мегой ценник был 350-440 руб. за метр данных — ну хоть где-то есть улучшение. Минимальное.