Издание Torrentfreak сделало открытие, приведшее его в восторг: в RIAA тоже засели пираты! RIAA, если вдруг кто запамятовал, — это Ассоциация звукозаписывающей отрасли США, организация, призванная защищать коммерческие интересы своих участников. Соответственно RIAA является главным борцом с пиратством и прочими нарушениями копирайта — и врагом номер один для борцов с самим копирайтом.

В своё время лейблы «проспали» интернет, а когда проснулись — было уже поздно. Ничего лучше, кроме как объявить войну контрафактному копированию музыки в Сети, они придумать не сподобились, а по факту это была война с собственной целевой аудиторией — ситуация в мировой истории, пожалуй, уникальная.

Естественно, они стали объектом всяческого недружественного внимания как со стороны широкой общественности, так и со стороны СМИ. Критика на них регулярно обрушивается ушатами, и стойкости работников RIAA можно только позавидовать, честно говоря.

И вот находится очередной повод повозить их физиономиями по столу. Правда, повод весьма сомнительный.

История выглядит следующим образом: несколько недель назад на просторах Сети появился странный сайт (русского происхождения) Youhavedownloaded.com, который собирает статистику IP-адресов, с которых оперируют торренты. Затея состояла, согласно приведённому на сайте описанию, в том, чтобы создать эффективного поискового робота, содержание-поддержка которого обойдётся менее чем в 300 долларов в месяц, и «шутки ради» запустили вышеупомянутый сайт — как техническую демонстрацию возможностей этого самого робота.

В разделе «политика приватности» у них содержится такое вот отвязное заявление:

«Это интернет, детка. В нём не водится такого зверя, как privacy. Ты сидишь в уюте и уединении у себя дома, жмёшь по ссылкам, читаешь что попало, смотришь фильмы — и тебе кажется, что ты, в общем и целом, один. Однако умные нерды следят за тобой. Следят за каждым твоим шагом. Ты для них не человек. Ты — мишень, потребитель. И, что особенно важно, потенциальный клиент. С этих волшебных слов на тебя начинается охота.

Ты пытаешься уйти из-под радаров нердов, используя прокси, VPN, анонимайзеры, может быть, даже цепляешься к беспроводной сети своих соседей, если они оставили её открытой. Нерды все эти трюки знают. И этот сайт — хороший тому пример. Что бы ты ни делал тут, всё будет записано. Мы воспользуемся любой технической уловкой, какой только сможем. Не могу обещать, что мы воспользуемся ими всеми, поскольку это будет дороговато. Но любой (легальный) трюк, какой ты только можешь вообразить, — считай, он тут есть и используется.

Ладно, не бойся. Торрент-трекер — это только один из примеров. Этот сайт просто показывает то, что мы успели собрать. Ничего страшного он не делает. Или делает?»

Шутники, да. Факт, что эти шутники действительно набрали довольно солидную базу данных IP-адресов (более 50 миллионов), с которых через BitTorrent качалось что-то нелицензионное.

Поскольку IP-адреса находятся в открытом доступе, редакция TorrentFreak проявила интерес ко вполне конкретным адресам. Каким?

Sony Pictures Entertainment, Fox Entertainment и NBC Universal, дворец президента Франции Николя Саркози, RIAA и Министерство внутренней безопасности США — повсюду нашлись любители торрентов и дармовых фильмов и музыки:

«Аккуратно проверив все IP-адреса RIAA, мы нашли шесть уникальных адресов, с которых раздаются материалы, защищённые копирайтом. Помимо недавних альбомов Джей-Зи и Канье Уэста, которые могли быть скачаны в исследовательских целях, сотрудники RIAA «угнали» пять сезонов «Декстера», эпизод сериала «Закон и порядок: Отдел специальных расследований», контрафактный аудиоконвертер и MP3-тэггер».

С RIAA улов смехотворный. А вот с Министерства внутренней безопасности — пожирнее будет: 900 уникальных IP-адресов, с которых распространяется контрафакт.

Стоит ли удивляться тому, что в самих антипиратских организациях сидят «пираты»? Ни в малейшей степени, просто потому, что там работают обычные люди. Скорее удивительно, как их немного и в RIAA, и в упомянутом министерстве, чей штат составляет порядка 200 тысяч человек.

По большому счёту, в системном конфликте «копирайт — антикопирайт» нет ни абсолютных злодеев, ни абсолютных святых. Обеим сторонам можно засчитать уйму вранья и иезуитства, когда под банальное нежелание платить за использование чьей-то интеллектуальной собственности подгоняются тысяча и одно глубоко теоретическое обоснование — от «низкого качества» до «с чего это люди должны платить многократно за то, что сделано один раз».

По этому поводу на блогах «Компьютерры» было поломано много копий, и в целом остаётся впечатление, что более чем изрядная часть пользователей Сети воспринимают интеллектуальную продукцию как коммунальное благо, берущееся просто так «из интернета» (как вода из водопровода). Объяснения, что дело обстоит немного иначе, не принимаются.

А, да, кстати! В конце ноября разгорелся громкий конфликт между лейблом Universal и музыкальным потоковым сервисом Grooveshark: первый закатил второму иск на 17 миллиардов, и, судя по утечкам из внутренней переписки руководителей Grooveshark, не на пустом месте (подробно вся история изложена здесь. Обращает на себя внимание тот факт, что владельцы Grooveshark, если верить «анонимному инсайдерскому источнику», вполне сознательно заливали на свои серверы контрафакт, и при этом костерили всю музыкальную отрасль на чём свет стоит. Ну а снаружи Grooveshark, конечно же, абсолютно легальный, современный сервис. Просто жадным дельцам захотелось опорочить его честное имя. И наверняка миллионы поклонников этого ресурса будут активно отстаивать именно этот взгляд на ситуацию.

Правда, на той неделе Sony Entertainment и Warner Music присоединились к иску против Grooveshark. Так что его владельцам, наверное, лучше, как каттнеровскому Сонку Хогбену, дёрнуть в лес да отыскать себе там дупло побольше. Потому что если суд признает собранные улики, оно им понадобится.