Сегодня крупнейшая в мире социальная сеть Facebook отмечает свой десятилетний юбилей. Она прошла сложный путь от локального сетевого сервиса для студентов Гарвардского университета до международной веб-платформы, на основе которой каждый год создаются новые приложения.

Компания Facebook была зарегистрирована летом 2004 года на волне первого впечатляющего успеха проекта thefacebook.com. Меньше чем за полгода с момента открытия сайта на нём зарегистрировалось 2,8 млн пользователей. Это достижение и потенциал дальнейшего роста оценил Джим Брейер (Jim Breyer) – один из ведущих венчурных инвесторов Кремниевой долины. Через фонд Accel Partners он инвестировал первые $13 млн в развитие идей студенческого коллектива.

Кэти Перри, Марк Цукерберг и Джим Брейер (фото: businessinsider.com.au)
Кэти Перри, Марк Цукерберг и Джим Брейер (фото: businessinsider.com.au).

Официальную версию истории создания Facebook и даже художественный фильм по её мотивам можно найти без труда. Оставим неофициальную часть на откуп конспирологам. Отметим лишь основные этапы развития и устремим взгляд в будущее. Судя по планам, последним сделкам и цифрам, для компании Facebook всё только начинается.

Привлечь развивающиеся регионы и пользователей всех возрастов

В своих выступлениях Марк Цукерберг неоднократно говорил, что намерен увеличить популярность Facebook за счёт развивающихся регионов. Ему же принадлежит тезис, ставящий доступ к сети в один ряд с другими базовыми правами:

Быть онлайн — неотъемлемое право человека.

Для осуществления этой цели был создан проект Internet.org. При поддержке Samsung, Qualcomm, Nokia, Opera и других компаний это партнёрство намерено обеспечить развивающиеся регионы доступным интернетом. Вспоминая начальный этап, Марк говорит, что не замахивался тогда на весь мир, но всё меняется: «Думал ли я, что однажды о Thefacebook узнают во всем мире? Конечно, нет! Я даже не мечтал об этом. В самые амбициозные планы относительно проекта входило лишь создание мощного студенческого сообщества в Гарварде».

Однако у расширения аудитории есть и негативные стороны. В какой-то момент количество пользователей начинает влиять на структуру сообщества. Привлечение внимания старшего поколения к соцсети спровоцировало уход из неё молодых и наиболее активных пользователей. Сегодня многие подростки покидают сеть, когда к ним в друзья добавляются родители и старшие родственники. “Бабушка в больнице, а ты даже не хочешь с ней дружить!” — эта фраза о Facebook из мультсериала South Park очень точно передаёт ситуацию. Социальная сеть теряет былое очарование и для молодых людей, когда в ней появляются преподаватели из института и начальники с работы.

Курс на мобильность

Другие соцсети уже прошли периоды расцвета и упадка. К примеру, Friendster набрала те же 3 млн пользователей в первые месяцы, но затем не выдержала конкуренции со своим технически продвинутым клоном MySpace и теперь влачит жалкое существование где-то на Малайзийских серверах. Что же убережёт команду Цукерберга от повторения чужих ошибок? Только неудержимое стремление учиться на собственных и постоянно развиваться.

Вопреки негативным прогнозам, идея инвестировать в мобильные сервисы оказалась верной. В 2007 году появился сайт m.facebook.com для мобильных устройств. Затем увидели свет специализированные клиенты для iOS и Android. К 2012 году их портировали на все распространённые платформы. Своим простейшим приложением для Facebook обзавелись даже обычные телефоны стандарта GSM.

Развитие мобильного клиента Facebook (изображение: qz.com)
Развитие мобильного клиента Facebook (изображение: qz.com).

Сегодня доля мобильных пользователей Facebook каждый месяц составляет около миллиарда. Они же приносят компании примерно половину всех доходов от рекламы. В последнем квартале она составила 53%, впервые превысив рекламные доходы от аудитории за стационарными компьютерами и ноутбуками.

Выпуск специализированных приложений на единой платформе

Вместо одного тяжёлого приложения Facebook для смартфонов компания создаёт целую серию лёгких и удобных программ, адаптированных для определённых функций. Первым и не особо удачным экспериментом был выпуск Poke, зато новый клиент обмена сообщениями Facebook Messenger может составить серьёзную конкуренцию WhatsApp, Skype и Hangouts.

Для многих «Фейсбук» интересен своей лентой новостей, но читать её с экрана смартфона всегда было неудобно из-за обилия лишних элементов оформления и уменьшения размеров фотографий.

Вышедший в начале февраля новостной агрегатор Paper с жестовым управлением исправит ситуацию. С его помощью можно не только читать и просматривать фотографии почти на полном экране, но и тут же создавать посты в новом встроенном редакторе.

https://vimeo.com/85421325

Пока Paper доступен только владельцам iPhone на территории США. На первых порах выполнять подборку новостей для пользователей приложения будут не только автоматические скрипты, но и профессиональные редакторы. Они вручную выбирают самые интересные посты и высказывания, сортируя их по темам. В планах Facebook указывается расширение аудитории приложения и выпуск аналогичного для ОС Android.

Предугадывать желания с помощью анализа “больших данных”

Другое перспективное направление — развитие семантического поиска Graph Search. Приложение уверенно развивается в сторону системы предиктивного анализа, способной изучать и предугадывать желания пользователей.

Graph Search - интеллектуальная поисковая система  Facebook (фото: mono-live.com)
Graph Search – интеллектуальная поисковая система Facebook (фото: mono-live.com).

Сейчас она анализирует миллионы внешних источников для обработки запросов на естественном языке, а со временем станет ещё более интеллектуальной. В частности, начнёт не просто находить ближайшие рестораны и магазины, но и выделять отдельно любимые или советовать зайти в те, которые обычно посещают друзья.

Ставка на инновации

Новшества Facebook касаются не только пользователей, но и реорганизации собственной ИТ-инфраструктуры. Поскольку суммарный контент соцсети в прошлом году превысил 300 петабайт, пришлось искать возможности для снижения энергопотребления дата-центров. Команда Facebook выяснила, что актуальными для пользователей остаются не более восьми процентов фотографий.

Facebook хранит архивные фото пользователей на Blu-ray (фото: Randy L. Rasmussen / The Oregonian)
Facebook хранит архивные фото пользователей на Blu-ray (фото: Randy L. Rasmussen / The Oregonian).

Остальные хранятся просто “на всякий случай”, и быстрый доступ к ним вовсе не требуется. Поэтому компания разработала альтернативные системы хранения данных на тысячах Blu-ray вместо массивов жёстких дисков. Идея оказалась жизнеспособной, и доля таких устройств постепенно увеличивается.

Facebook - "холодный" центр хранения данных (фото: Randy L. Rasmussen / The Oregonian)
Facebook – “холодный” центр хранения данных (фото: Randy L. Rasmussen / The Oregonian).

В конце прошлого года Facebook также открыла исходники своей распределённой реляционной СУБД, позволяющей обрабатывать весь этот объём в сотни петабайт максимально быстро.

Частично разгрузить серверы в развивающихся регионах Марк предлагал за счёт прямого обмена контентом между пользователями по технологии Wi-Fi Direct. Такие мобильные кампусные сети сделают Facebook доступнее.

Вернуть анонимность

Для первых пользователей интернет был привлекателен своей анонимностью (или её стойкой иллюзией). Теперь многих отталкивают требования регистрироваться в социальных сетях под своими реальными именами, указывать дату рождения, номер мобильного телефона и другие личные данные. Скандал с АНБ сильно навредил Facebook: она стала терять доверие пользователей.

Видя это, Цукерберг планирует вернуть пользователям легальную возможность указывать при регистрации не только имена, но и псевдонимы, как это было в Instagram. Раньше это могло бы вызвать волну киберсквоттинга, но сегодня компания сможет отличить виртуалов и “мёртвые души” от реальных пользователей за счёт расширенных методов анализа их активности.

На протяжении всего периода своего существования команда Facebook искала способы поддержания интереса: выходила на новые рынки, развивала глобальные проекты, скупала перспективные стартапы для добавления новых функций и разработки новых приложений.

Динамика стоимости акций Facebook за последний год (скриншот: wsj.com)
Динамика стоимости акций Facebook за последний год (скриншот: wsj.com).

Когда в мае 2012 года компания Facebook была выведена на биржу, многие предрекали скорый крах. Однако после серии падений курс акций стал уверенно расти. Теперь он составляет $61,90 за штуку против первоначальных $38. Накануне юбилея ценные бумаги компании выросли почти на шестнадцать процентов. Сегодня рыночная капитализация Facebook превышает $150 млрд — в четыре раза больше, чем у Twitter.

За десять лет число пользователей Facebook увеличилось в 440 раз. Сейчас оно превышает 1,23 млрд, а на кнопку Like ежедневно нажимают свыше 6 млрд раз. Для самого Цукерберга «Фейсбук» стал практически тождествен интернету.