Как смартфоны смогут демократизировать такси

Достать телефон, открыть приложение и нажать пару кнопок — это всё, что теперь нужно сделать, чтобы через 10-20 минут к парадной двери подъехало такси. Местоположение машины можно в любой момент проверить по карте, а телефон подаст сигнал о том, что пора спускаться. Водитель, поприветствовав вас, не будет спрашивать, куда и как ехать, а, доставив до места назначения, не начнёт разговоры об отсутствии сдачи. Сдачи вообще не нужно, ведь оплата происходит кредитной картой и опять же требует лишь нажатия кнопки на экране телефона.

Приложение Яндекс.Такси для iOS

Многие москвичи сразу опознают в этом описании «Яндекс.Такси»: приложение «Яндекса» появилось в сентябре 2012 года и с тех пор было скачано боле 600 тысяч раз. «Яндекс» заправляет десятью тысячами машин в Москве, то есть почти третью от общего числа зарегистрированных такси. Но в «Яндексе» не первыми придумали такой сервис.

В 2010 году американская компания Uber выпустила приложения для iPhone и Android, позволяющие жителям Сан-Франциско в пару нажатий заказать фирменную машину. Эта машина, впрочем, не являлась такси в строгом смысле слова. Вместо этого в Uber пошли по пути Aribnb (популярного приложения для аренды жилплощади в частном секторе) и сотрудничают лишь с частниками, имеющими собственные автомобили, но не имеющими таксистских лицензий.

Такая политика уже вызвала множество проблем с местными властями в каждом новом городе, где открывался сервис. Но это не помешало Uber распространить свои услуги на более чем двадцать городов, включая Нью-Йорк, Лондон, Париж, Берлин, Амстердам и даже Сингапур. «Uber — это софт, поедающий такси. Это на голову выше всего, что было до сих пор», — так отозвался о сервисе сооснователь Netscape и известный предприниматель Марк Андерсен.

В Uber очень гордятся своими роскошными чёрными седанами

Успех Uber породил волну подражателей, стремящихся воспроизвести и улучшить сервис. И если сам Uber ещё не добрался до России, то израильская компания GetTaxi уже предоставляет услуги в Москве и Санкт-Петербурге. Однако GetTaxi и «Яндекс.Такси», при общей схожести, в корне отличаются от Uber. Эти компании формируют свои пулы машин не из вольнонаёмных частников, а из профессиональных таксистов. Соответственно нюансы работы и проблемы у них совсем иные.

«Наличие лицензии — это обязательно, это вопрос безопасности и соблюдения законодательства, в России нельзя осуществлять перевозки пассажиров без соответствующих документов», — пояснила нам Екатерина Васильева, директор по маркетингу GetTaxi Russia. Теми же принципами руководствуются и в «Яндекс.Такси». Но насколько перспективен этот подход?

У Uber есть важное преимущество: этот сервис, используя GPS, сам высчитывает стоимость поездки и выставляет счёт. «Яндекс» же работает лишь агрегатором: поискав такси при помощи приложения, пользователь видит список, в котором указаны разные компании с разными ценами. «Яндекс» подсчитает стоимость поездки и поможет с оплатой кредитной картой, но цена всё равно будет назначена поставщиком услуги, то есть диспетчерской или таксистом.

Один из самых важных вопросов сейчас — как будут развиваться сервисы дальше. Притом что все компании одинаково радостно рапортуют об успехах и непрерывном росте, рост этот не может быть бесконечным. В какой-то момент конкуренция сделает своё дело, и мы узнаем, какая из бизнес-моделей окажется наиболее действенной. А первые намёки на то, что в будущем может стать проблемой, мы можем наблюдать уже сейчас.

В «Яндекс.Такси» всегда с гордостью говорят о своей аудитории: водители исключительно тепло отзываются о пассажирах, принесённых «Яндексом». Человек, вызвавший такси при помощи приложения, обычно вежлив и приятен в общении. Ещё один интересный факт: среди клиентов «Яндекс.Такси» очень заметен перекос в пользу iOS по сравнению со статистикой по России. Среди пользователей приложения «Яндекс.Такси» обладателей смартфонов Apple — примерно две трети, тогда как в среднем по стране их меньше трети.

Получается, что круг клиентов сейчас ограничен некоей аудиторией, которая покупает айфоны, использует кредитные карточки (в «Яндексе» кредитки подключили совсем недавно, и сообщается, что это очень востребованная услуга) и по сравнению со среднестатистическим пассажиром ведёт себя исключительно хорошо.

Несложно сделать вывод, что услугами «Яндекс.Такси» пользуется лишь определённый пласт обеспеченной публики, не чуждой новым технологиям. То же самое наблюдается и с Uber: известно, что его клиентам нравятся дорогие комфортные машины и удобство пользования приложением, и они готовы ради этого платить за сервис на 50-70 процентов больше обычной цены. Но есть ли возможность захватить более широкую аудиторию, чтобы продолжить ударный рост?

Самым простым и действенным способом здесь было бы снижение цен. Помогая подать клиенту ближайшую машину и оптимизируя маршрут, сервисы делают работу такси более выгодной, а повышение эффективности вкупе с конкуренцией должно рано или поздно привести к снижению стоимости. С этим утверждением согласны в GetTaxi:

«Стоимость напрямую зависит от холостого пробега. Если обеспечить достаточное количество машин, чтобы в ближайшем к заказу радиусе всегда был автомобиль и каждый последующий заказ был выстроен с учётом конечного маршрута предыдущего, то мы можем сократить пробег до километра. Тогда стоимость посадки не будет превышать тридцати рублей и пассажир будет платить только за то время, пока он едет до нужного места. Таким образом, десятиминутная поездка от метро до работы обойдётся в сто рублей. Собственно, короткие поездки и смогут сделать услугу доступнее. Мы сейчас работаем в этом направлении, постоянно увеличивая количество машин на линии».

На то, чтобы изменения стали заметными, нужно время. Если сервисы заказа такси через мобильные приложения смогут выйти из своей ниши и захватить массовый рынок, то мы сможем с гордостью говорить о том, что компьютерные компании изменили транспорт. Пока же они лишь меняют жизнь для тех, у кого на это есть деньги. Но и это для начала неплохо.

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях