Нью-Йорк, кино и ураган Сэнди

Восточное побережье США приходит в себя после нескольких дней, проведённых фактически на военном положении. Обрушившийся на эти районы самый разрушительный за многие десятилетия ураган Сэнди унёс десятки человеческих жизней, оставил без света миллионы, причинил ущерб, измеряемый миллиардами долларов.

Год назад Америка тщательно готовилась к Ирине, но тот обернулся лишь дождями и локальными наводнениями (см. «Семь бед — один ответ»). Может быть потому нынешние приготовления к очередному погодному катаклизму шли тихо, почти незаметно. Однако Сэнди в полной мере компенсировала то, на что поскупилась Ирина. И жители нескольких штатов теперь на чём свет стоит клянут власти, которые либо вообще не подготовили эвакуацию, либо сильно недооценили возможный разгул стихии.

Сэнди — тропический циклон, ураган, «супершторм», как назвали его обожающие превосходные степени американцы (и за дело: это крупнейший из зафиксированных метеорологами ураганов), сформировался в Карибском море в последнюю неделю октября, прошёлся по Кубе и близлежащим островам, и уже 29 числа обрушил свою ярость на Северную Америку.

Мощный ветер (до 140 км/ч) вырывал с корнем деревья и порождал гигантские волны, буквально смывавшие в океан автомобили, дома, вообще всё, что только оказывалось на берегу. Ливневые дожди перемежались снегом, и обрывы линий электропередач, выход из строя и намеренное отключение электрооборудования оставили без света больше 8 миллионов домов почти в двух десятках штатов.

Океан, перехлестнувший за ограждения, вышедшие из берегов реки потребовали эвакуации отдельных районов и даже небольших прибрежных городков. По всему атлантическому побережью были закрыты аэропорты, отменены тысячи рейсов. Только непосредственный ущерб оценивается в 20 млрд. долларов (грубо, это половина Катрины, затопившей Новый Орлеан в 2005 и ставшей самым дорогим природным бедствием в истории США), а потери от простоя бизнеса могут добавить к этой сумме ещё 30 миллиардов сверху (оценка IHS Global Insight).

Манхэттену (а вместе с ним и Нью-Йорку и всему штату Нью-Джерси), излюбленному месту киношных катастроф, на сей раз и в самом деле досталось больше всех. Свыше полумиллиона человек в городе сидело без электричества, под воду ушло несчётное множество автомобилей, улицы, станции и целые туннели метро. Сотня домов была уничтожена огнём (увы, даже проливные дожди не спасают от пожаров).

Отменены или отсрочены несколько крупных публичных мероприятий, в том числе очередная Android-презентация Google (в Microsoft должно быть не нарадуются своему везению: запуск Windows 8 на Таймс-сквер состоялся лишь парой дней раньше). На два дня приостановила работу Американская фондовая биржа (NYSE) — впервые с конца XIX века так резко отреагировав на непогоду.

Сейчас ураган стихает и самое страшное уже позади. Впереди ещё несколько напряжённых дней с дождями, наводнениями, ветром, после чего только Нью-Йорку на восстановление нормального ритма потребуется минимум неделя, а короткие перебои в работе его финансового сердца непременно аукнутся всем нам (и европейский, и российский фондовый рынок ловят каждый чих американской «фонды»). Многим американцам придётся подсократить свою программу предпраздничного шоппинга. А резкая смена настроений в пострадавших от стихии районах наверняка изменит расстановку сил в президентской гонке — и поможет выявить явного фаворита (сегодня Обама и Ромни идут ноздря в ноздрю).

И вместе с тем рискну утверждать, что на возвращение к нормальной жизни уйдёт меньше времени, чем можно предположить, глядя на ужасающие фотографии «с мест». Дело в том, что значительная часть этих снимков (в том числе все, иллюстрирующие эту колонку)… поддельные. И с этим странным феноменом связана, пожалуй, самая интересная часть истории.

Супершторм заметно повредил интернет-инфраструктуру атлантического побережья. Оказались временно отрезаны от Сети, либо испытывали трудности с обслуживанием резко выросшей массы посетителей даже дот-комы, которым по роду деятельности следовало бы работать в эти напряжённые дни по двадцать четыре часа в сутки.

Тема погоды на какое-то время затмила все прочие вопросы и тренды. И хоть наживаться на таком интересе публики было бы определённо цинично (пойманных с поличным политиков, пытавшихся с выгодой для себя использовать момент, стыдили всем миром), как обвинить платный погодный канал Weather Channel, по случаю урагана делившийся информацией бесплатно — и принявший в понедельник абсолютно рекордное для себя число зрителей (свыше 200 млн. просмотренных страниц за сутки)? Или страховые компании, реклама которых перемежала телерепортажи из терпящих бедствие районов? Говорят, рекламным временем заранее запаслись и производители мебели, электрогенераторов и прочей полезной домашней утвари, на которую наверняка возникнет спрос после урагана.

И попавшие в ураган, и те, кто наблюдал за происходящим из безопасных соседних штатов жаждали новостей в любой форме. Неудивительно, что к правдивой информации подмешались и неизбежные в таких случаях слухи, неточности, просто выдумки. Удивительно то, сколь значительной оказалась их доля в общей массе связанной с Сэнди информации. Листая новостные ленты в соцсетях, наблюдая за происходящим через веб-сми или по телевизору, почти наверняка каждый из вас — сам того не ведая — получил свою порцию «дезы». Виновником без всяких сомнений следует считать социальные сети.

Согласно расхожей теории, соцсети обладают иммунитетом к вранью: на каждого враля тут найдётся десять честных соседей, готовых сразу же уточнить или опровергнуть неточные сообщения. На деле, однако, всё оказалось немножко не так. Когда один из популярных твиттерян — пожалуй, несколько скандальной известности, но не лжец — сообщил о метровом слое воды, плещущемся в торговом зале Нью-Йоркской фондовой биржи, ему поверили (а что, скажите на милость, остаётся?). И минуты спустя уже упоминавшийся Weather Channel, а с ним и CNN выдали «новость» в эфир. Хаос ретвитов и репостов замёл следы — и потребовалось несколько часов на то, чтобы опровергнуть утку и выяснить, кто её запустил.

Со снимками было ещё хуже. Заниженный порог доверия (естественное состояние обывателя в кризисные моменты), жажда информации и желание стать автором сенсации, разнесли миллионами копий снимки, в лучшем случае сделанные значительно раньше прихода Сэнди, а в худшем — сильно подправленные в «Фотошопе» или вовсе заимствованные из фильмов-катастроф. Отсюда затопленный Манхэттен, акулы на прибрежных улицах, водолазы в станциях подземки, зомби и т.д. и т.п. Кое-кто придерживается мнения, что это смешно, а значит поднимет дух у попавших в стихийное бедствие. Но правда ли юмор уместен в ситуации, когда гибнут люди?

Плохая новость в том, что настоящие фотографии из эпицентра трагедии едва ли менее страшные, чем нарисованные. И метеорологи говорят: это только начало, меняется глобальный погодный паттерн. Рост уровня мирового океана, смена разницы температур делает тропические ураганы более частыми, более мощными. Виноват в этом человек или нет — не так важно. Важнее, что Нью-Йорк, волей случая оказавшийся на воображаемой передовой, будет вынужден перестраиваться, приспосабливаться к новому режиму существования. Пока город явно не готов.

В эти выходные деловая, финансовая, да и технологическая столица мира отчаянно нуждался в самых простых вещах: питьевой воде (которую подчистую смели с прилавков), источниках электричества для зарядки мобильных телефонов (на смартфоны нью-йоркцам уже приходят оповещения гражданской обороны, но какой от них прок через сутки-другие блэкаута?), батарейках для фонарей. В кино о таких мелочах обычно просто забывают.

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях