iPod: песенка ещё не спета!

Теперь, когда слухи о следующей, пятой версии iPhone, и дешёвом варианте «четвёрки» в значительной степени подтверждены — Apple официально пригласила всех 4 октября на конференцию, посвящённую смартфонному семейству — свою порцию внимания получил другой культовый продукт компании. Линейка плееров iPod, пережившая за десять лет эволюции почти два десятка ревизий и разошедшаяся сотнями миллионов экземпляров, в ближайшее время может подвергнуться радикальному пересмотру.

К Стиву Джобсу, недавно покинувшему пост генерального директора Apple (см. «Без паники!»), равно как и его стратегиям можно относиться по-разному. Но невозможно отрицать факт: он первым сумел коммерциализовать тот необъятный интерес к цифровому звуку, что накопился в компьютерном сообществе к началу нулевых. Apple не была пионером MP3: до неё здесь уже выросла экспериментальная индустрия с ныне забытыми именами (NOMAD, Diamond Rio, MPMan), прогремел Napster — первое по-настоящему убойное приложение XXI века. Однако убогие интерфейсы и сомнительные с точки зрения закона схемы лицензирования медиаконтента (в те модемные годы под медиа понимали почти исключительно музыку) неизбежно должны были уступить место более совершенным идеям. И час настал.

Джобс сделал две вещи. Прежде всего, натравил на несовершенство ранних портативных MP3-проигрывателей своих дизайнеров (был там и Джонатан Айв). Они-то и придумали замаскировать россыпь кнопок под «колёсико», ставшее отличительной чертой iPod. Плеер увидел свет почти в точности десять лет назад и — нарастив ёмкость жёсткого диска с 5 до 160 Гбайт, но с неизменной внешностью — присутствует на рынке до сих пор.

Рассказывают, лет пять назад, свежеиспечённый CEO Nike шутки ради обратился к Джобсу за советом. И получил в ответ совершенно серьёзное: избавьтесь от дерьма на полках, сконцентрируйтесь на хороших моделях. В некотором смысле оригинальный iPod сегодня тоже стал таким, никому не нужным хламом. Самое время вспомнить собственный рецепт.
Рассказывают, лет пять назад, свежеиспечённый CEO Nike шутки ради обратился к Джобсу за советом. И получил в ответ совершенно серьёзное: избавьтесь от дерьма на полках, сконцентрируйтесь на хороших моделях. В некотором смысле оригинальный iPod сегодня тоже стал таким, никому не нужным хламом. Самое время вспомнить собственный рецепт.

Вторым важным свершением стало открытие весной 2003 музыкального интернет-магазина iTunes Music Store. Джобс сумел (если верить легенде — лично) уговорить крупнейших звукоиздателей лицензировать часть своих фонотек для продажи в цифровом виде: непростая задача, если учесть, что — стараниями Napster — MP3 и прочие подобные форматы к тому моменту уже ассоциировались с пиратством. Начав с музыки, iTunes Store (как его называют сегодня) был расширен видеоматериалами и приложениями, став на пару с iPod фундаментом для новой Apple. Родившаяся и просуществовавшая четверть века в качестве компьютерной компании, Apple неожиданно, первой среди конкурентов по PC-бизнесу, превратилась в медиагиганта.

Семейство iPod, поначалу состоявшее лишь из одной модели, быстро разрослось: в следующие годы оригинальный вариант с жёстким диском продолжил существование под именем iPod Classic, а параллельно с ним появились модели Photo, Color, Mini, Nano, Shuffle, Touch. Музыкальный от рождения, он оброс дополнительной функциональностью, превращаясь по желанию пользователя в видеоплеер или фотоальбом, игровую консоль, органайзер. Три года спустя iPod уже правил рынком портативных устройств в США, а к 2007 заслужил звание самого продаваемого плеера всех времён и народов.

То был звёздный час iPod — и триумф его создателей. Почти половина выручки Apple приходилась в те годы на плеер, но что важнее, начал сказываться и гало-эффект, который компания эксплуатирует поныне: покупатели Айподов естественно превращались в потенциальных покупателей Макинтошей.

Появление в 2007 году iPhone (и, тремя годами позже, iPad) сместило интерес публики в сторону более функциональных устройств. Apple всё ещё продаёт десятки миллионов Айподов ежегодно (всего реализовано свыше 300 млн. экземпляров), но продажи и, главное, доля плеера в суммарном бюджете компании с каждым кварталом слабеют. Минувшим летом четыре модификации iPod, производимые Apple, принесли ей лишь около 5% всей выручки. Неудивительно, что уже какое-то время циркулируют слухи о возможном прекращении выпуска iPod, но лишь на этой неделе они обрели более-менее достоверную форму.

Итак, если верить слухам, до конца 2011 Apple прекратит выпуск двух из четырёх моделей iPod. Самой старой, iPod Classic шестого поколения, с «колёсиком» и жёстким диском на 160 Гбайт. И самой дешёвой, 49-долларовой iPod Shuffle, лишённой дисплея. На рынке останутся iPod Touch, функционально схожий с iPhone и так же управляемый iOS, и компактный iPod Nano с сенсорным экраном. Оценивая последствия такого шага, западная пресса высказывает некоторые опасения (без Shuffle останется голым низший ценовой сегмент, а винчестер Classic вне конкуренции по ёмкости). Но доводы в пользу отказа перевешивают.

Во-первых, объём. Единственным действительно недостижимым свойством модели Classic остаётся вместимость её винчестера (прочие варианты плеера используют более дорогую и менее ёмкую флэш-память). Однако уже второй год продаётся Touch в варианте на 64 Гбайт, и не исключено, что на следующей неделе будет представлена новая его модификация, сокращающая разрыв до незначительного.

Во-вторых, и это важно в том числе с точки зрения вместимости, акцент с владения музыкой на Западе смещается в сторону её аренды. «Безлимитные» потоковые сервисы а-ля Spotify, помноженные на повсеместный интернет-доступ делают хранение музыки менее удобным и интересным, нежели её потребление из Сети в реальном времени (подробнее см. «Spotify и её условно-бесплатная дискотека»).

Меломаны ценили первый iPod за качественную электронику, способную «раскачать» даже мощные наушники. Публика в целом — за внешний вид. Какое ещё мобильное устройство смогло дойти до нас почти в исходном виде из начала нулевых?
Меломаны ценили первый iPod за качественную электронику, способную «раскачать» даже мощные наушники. Публика в целом — за внешний вид. Какое ещё мобильное устройство смогло дойти до нас почти в исходном виде из начала нулевых?

Наконец, в-третьих, начинает сказываться моральная и техническая старость заложенных в Classic и Shuffle идей. Есть ли смысл выкладывать 250 долларов за Classic — крайне ограниченное функционально устройство — когда примерно те же деньги просят за смартфон, практически полностью его заменяющий? Тот факт, что традиционное осеннее представление новых моделей iPod нынче предпочли совместить с анонсом нового iPhone, свидетельствует в пользу этой теории. Вероятно, на следующей неделе Apple официально поставит точку в истории MP3-плееров как самостоятельной ветви техноэволюции. Смартфон отпразднует ещё одну победу.

Справедливости ради следует заметить, что самый крупный конкурент Apple на музыкальном поприще, прославившийся одновременно и самым масштабным поражением здесь, сделал аналогичный вывод ещё год назад. Помните проект Microsoft Zune? Потратив четыре года на попытки создать собственный портативный медиаплеер, софтверный гигант так и не сумел подмять под себя больше одного-двух процентов рынка, и зимой принял решение выйти из игры. Официальным наследником Zune, вобравшим в себя часть интересных наработок, стала смарт-платформа Windows Phone 7.

Вместе с тем хоронить портативные плееры всё ещё рано. Их новое поколение, отличающееся от смартфонов лишь отсутствием радиопередающей части, интересно значительной аудитории. Так, каждый второй проданный плеер Apple — это iPod Touch, и продажи его, в отличие от примитивных предыдущих моделей, по-прежнему растут.

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях