Сезон праздничного шопинга открыт! Как (и нужно ли) бороться с импульсным покупками?

Америка официально вступила в сезон зимних праздничных распродаж. Каждый год после традиционной индейки в День благодарения (четвёртый четверг ноября и один из приятнейших национальных праздников) обыватели получают выходной и отправляются по магазинам — тратить рекордные суммы. Сказывается и хорошее настроение, и раннее открытие (двери супермаркетов распахиваются уже вечером в четверг и не закрываются почти до субботы), и, конечно, скидки. Всё это подогревает царящий у прилавков ажиотаж, почему последнюю ноябрьскую пятницу и прозвали «чёрной»: таким цветом в гроссбухах записывается прибыль.

Есть, правда, другая теория, согласно которой своё название пятница после Дня благодарения получила за сумасшествие, творящееся в этот период в торговых рядах. Оно с трудом поддаётся описанию, а для иностранца (чернопятничный феномен наиболее выражен в США, в меньшей степени — в других англоязычных странах) кажется невероятным. Из года в год публика штурмует прилавки, словно неприятельскую крепость, устраивая настоящие побоища — с синяками, сломанными рёбрами, огнестрельными ранениями.

Сказать честно, в России мне довелось в последний раз пережить нечто подобное в начале 90-х в очереди за хлебом. А в США, Канаде, Великобритании такое каждый год — и вовсе не по причине голода или дефицита: значительная часть чернопятничных спецпредложений пылится на прилавках весь год, но только праздничная атмосфера, агрессивная реклама да, может быть, цены чуть ниже обычного делают товар привлекательным. И начинается!

Соберите двадцать миллионов человек в один день в ограниченном пространстве (оценка, конечно, приблизительная, но как бы и не заниженная: всего за четыре дня только в Штатах шопингом занялись ориентировочно 140 миллионов) и вам не избежать инцидентов. За телевизоры, компьютеры, утюги, даже за бельё и детскую одежду разгораются кровавые стычки. Некий американский программер сконструировал счётчик жертв «чёрной пятницы»; так вот: по состоянию на сегодняшнее утро там 7 смертей и 90 увечий: плевались в глаза, давили детей, брызгали газом, стреляли из тазеров и пистолетов… Несмотря на то что нынче охрана стала выставлять из магазинов людей, пытающихся запечатлеть беспорядки (никому неохота портить имидж!), в Сети полно забавных и не очень видеороликов (попробуйте, например, поиск по хештегу #walmartfights).

Словно многосерийный «ужастик», сценарий «чёрной пятницы» меняется год от года (предыдущие «эпизоды»: «Гуляй, шопоголик!» и «Чернее чёрного»). Нынче собственно пятница была отмечена ажиотажем несколько меньше обычного, хоть суммарно, включая День благодарения, продажи выросли на пару процентов к тому же периоду 2012-го. Причина? Считается, что торговцы вконец потеряли стыд и, пытаясь опередить соседей, начинают распродажи теперь аж в 6 вечера четверга, что оттягивает часть публики с пятницы. Прошлогодняя дискуссия о необходимости бойкотировать такие магазины — разрушающие семейные ценности, не дающие американцам провести праздничный вечер с близкими — нынче забыта, обыватели променяли вечер у камина на право начать шопинг-загул пораньше. Но, кроме того, и период до Рождества нынче короче обычного, что заставило ритейлеров дать рекламу и выставить спецпредложения загодя.

Замечены, впрочем, и более важные перемены. За последние годы сформировался феномен киберпонедельника: возвращаясь на работу после четырёхдневных каникул, подогретые ожиданием Рождества, американцы пускаются «во все тяжкие» в интернет-магазинах, за день делая покупок чуть ли не больше, чем в любой другой день года. Нынче киберпонедельник должен стать особенно урожайным, потому что статистика интернет-продаж за пятницу и четверг беспрецедентная: продажи выросли на одну пятую к тому же периоду прошлого года (данные IBM). Что интересно, почти половина трафика идёт с мобильных устройств.

Ранний старт распродаж и смещение акцента на интернет-магазины дали повод некоторым наблюдателям заявить, что «чёрная пятница» мертва. Вряд ли, впрочем, её действительно что-нибудь способно уничтожить: даже если большинство покупателей в конце концов предпочтут отовариваться в Сети, сам по себе предпраздничный шопинг никуда не денется. По-настоящему угрожающая ситуация сложилась с так называемыми импульсными продажами. Которые в значительной степени и помогали ритейлерам до сих пор разгружать склады.

Импульсными продажами или покупками (кому как нравится) называются совершаемые под действием моментального побуждения: увидел — понравилось — купил. Учёные утверждают, что импульс этот неосознанный, чуть ли не интуитивный: так уж запрограммировала нас эволюция, что, выбирая между чем-то небольшим, но прямо сейчас, и более значительным, но позже, мы делаем выбор в пользу первого. Вот так и оседают в корзинах шоколадки, журналы с броской обложкой, всевозможная сувенирка — и точно так же оседает «дешёвый» электронный хлам, от планшеток до телевизоров. Провоцирует к импульсу прежде всего низкая цена: ноутбук дешевле 200 долларов, планшетка дешевле 100; поднимите руку, кто прошёл бы мимо такого, кто не присмотрелся бы…

Говорят, излечить шопинг-импульсивность можно с помощью психостимуляторов (медикаментов, улучшающих внимание; такими же лечат детей с синдромом гиперактивности), да только лечить её всерьёз никто не собирается. Зачем, если всем от неё только польза? Покупатели получают удовольствие, продавцы — прибыль. А успокоить измученную отрыжкой консьюмеризма (неумеренного, неоправданного потребления) совесть можно «пилюлей» в виде пространных статей «Как избежать импульсных трат», печатаемых в тех же глянцевых журналах. Советы простые: не брать в кредит, ограничить импульсные траты заранее обдуманной суммой, положив товар в корзинку, погулять ещё с полчасика по магазину и подумать, нужен ли он вам (вспомните об этом, когда будете стоять перед прилавком с ноунейм-планшеткой за две с половиной тысячи). Короче говоря, сделать шопинг сложным, продолжительным, осознанным.

Само собой разумеется, советам этим мало кто следует, но хорошая новость в том, что излечиться от мании импульсных покупок мы можем непроизвольно и даже того не желая. Оказывается, смещение шопинг-активности из офлайна в Сеть ведёт к ослаблению «импульса». Вообще, тема эта сложная, и простых ответов на возникающие здесь вопросы пока нет, равно как нет и надёжных, проверенных статистических данных — так что попадаются мнения, конфликтующие с доминирующей теорией (подробнее см. «Слово на букву F»). Однако в общем и целом считается, что интернет-магазины генерируют значительно меньше импульсных продаж, чем магазины классические, офлайновые.

Почему? Никто точно не знает. Вероятно, дело и в том, что в интернет-магазины люди приходят за конкретным товаром, а не просто «погулять-проветриться», и в том, что не приходится стоять в очередях в кассу (где на публику разгружают «импульсный» хлам) или идти через тщательно продуманные торговые ряды (так что на глаза непременно попадутся «супервыгодные» предложения), и в том, что Сеть избавляет нас от тактильных, обонятельных, даже и в значительной степени визуальных соблазнов.

Так что если вас заботит семейный бюджет, то закупайтесь в интернете: выйдет дешевле! Если же ищете следующую Большую Идею, посмотрите на проблему с другой стороны: тот, кто первым придумает, как перенести импульсные продажи в Сеть, обставит Джеффа Безоса.

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях