Время зарабатывать на «интернете вещей» — Also sprach Cisco!

Многочисленные материалы, которые «Компьютерра» публиковала по тематике «интернета вещей», в значительной степени (той, которая относится к экономической эффективности) относились к прогнозам и оценкам. Технологии Internet of Things интенсивно развивались, имели место отдельные интересные и рентабельные применения «подключённых устройств». Но теперь наступает интереснейший поворотный пункт в истории: по мнению производителя сетевых устройств Cisco, настаёт время, когда и сама компания, и её партнёры смогут зарабатывать большие деньги на новой технологии.

Время это отмечают учёные. Так, Янош Штипанович (Janos Sztipanovits), заслуженный профессор Университета Вандербильта и директор Института интегрированных программных систем, говорит: «Мы находимся на грани принципиального технологического скачка, состоящего в объединении кибернетического и физического миров, что повлечёт за собой колоссальные последствия, причём не только для какой-нибудь компании или отрасли, но для всего человечества».

Но вот беда. Человечество само по себе не может совершать технологические прорывы, даже самые выгодные. Для этого необходимы конкретные люди, конкретные организации и конкретные деньги. Причём лучше, если это будут работающие на свободном рынке фирмы, вкладывающие свои или инвесторов средства: у них это получается лучше, чем у бюрократов. Посмотрим на прогресс, достигнутый движимой частной инициативой отраслью ИТ, и состояние государственной космонавтики, где единственная МКС крутится по начерченной более полувека назад Гагариным орбите…

И вот для бизнесменов и инвесторов наступают как раз интересные времена в области «интернета вещей». Как утверждает Гвидо Журе (Guido Jouret), вице-президент и генеральный директор отделения Internet of Things Cisco, в ближайшие семь лет мы увидим 50 миллиардов подключённых устройств, наибольшее число которых будет не ноутбуками, смартфонами или планшетами, а автомобилями, автобусами, солнечными батареями, электродвигателями, роботами, насосами. Все это, естественно, потребует невероятного роста сетевой инфраструктуры (на каковой и специализируется Cisco).

Рынок «интернета вещей» к 2020 году, по оценкам Cisco, достигнет ёмкости в $19 трлн, включая государственный (в значительной степени оборонный), муниципальный и частный секторы. Ну а в более обозримые сроки — к 2016-му — ожидается платёжеспособный спрос на оборудование для «интернета вещей» в размере $27 млрд, из которых Cisco с партнёрами намерена отъесть весьма значительную часть.

В этом ей должна помочь выводимая на рынок новая линейка коммутаторов, маршрутизаторов и точек доступа. Данные устройства, говорит Cisco, предназначены обеспечить защищённую межмашинную коммуникацию — одну из главных составляющих «интернета вещей» — в индустриальной среде. Эта линейка — промышленные Ethernet-коммутаторы серий 2000 и 3000, маршрутизатор Cisco 819 Integrated Services Router и серия точек доступа Cisco Aironet 1550.

Данные устройства в значительной степени отличаются от тех роутеров, которые стоят в домах и офисах каждого из наших читателей. Это оборудование в промышленном исполнении, готовое функционировать в условиях достаточно большого перепада температур, запылённостей и влажностей, там, где обычные устройства вычислительной техники, сосущие воздух для своего охлаждения из окружающей среды, протянут недолго…

Промышленные маршрутизаторы Cisco, как говорит Журе, скоро оснастят новой технологией, которую называют «квазиоблачными» (или «туманными») вычислениями. Их будет обеспечивать платформа IOx (собственная Cisco IOS в паре с Linux). «Туманные» распределённые вычисления станут осуществляться на периметре сети. Оборудование Cisco, оснащённое многоядерными процессорами, будет выполнять IOS на одном ядре, а Linux — на другом, обеспечивая маршрутизаторы и IP-камеры приложениями, которые позволят им самим управлять данными и обработкой, а не передавать эти данные через сеть в облако.

Оборудование «интернета вещей» от Cisco ныне достигло такого уровня, что может использоваться в таких классических объектах повышенной опасности, как шахты (вспомним, что предшественники Ростехнадзора носили традиционное имя горнотехнического надзора). Оно способно работать в пыли, высокой температуре, среди движения огромных объёмов пыльного воздуха, нагнетаемого вентиляцией, и среди отваливающих породу взрывов. Кроме того, шахты взрывоопасны. То есть недопустима любая искра, могущая возникнуть даже в «слаботочных» сетях и способная вызвать взрыв метано-воздушной смеси.

Так вот, партнёр Cisco фирма Acrodex, как утверждает её президент Ясмин Живраж (Yasmin Jivraj), внедрила в горнодобывающей компании Dundee Metals технологию датчиков, обеспечивающих более безопасные условия работы в шахтах. Скажем, датчики, установленные в обуви рабочих, позволяют руководителям горных работ точно установить, что все рабочие покинули шахту, прежде чем даётся разрешение на проведение взрывных работ. Другие датчики позволяют дистанционно отслеживать концентрацию газа в шахте, избегая образования взрывоопасных смесей или хотя бы обеспечивая вывод людей до проветривания выработок.

Ожидает резкого перелома в рентабельности «интернета вещей» и Вахид Чудри (Waheed Choudhry), президент и CEO ещё одного партнёра Cisco — компании Nexus IS, работающей преимущественно в области здравоохранения и розничной торговли. Огромные объёмы информации, накопленные в этих сферах, вызывают у клиентов компании простое и естественное желание воспользоваться ими с целями роста своей конкурентоспособности. Резкое повышение рентабельности «интернета вещей» ожидают в этом и следующем годах.

Есть среди применений «интернета вещей» и в высшей степени забавные. Одно из них принадлежит британской фирме EVRYTHNG, девиз которой — «Сделай продукцию разумней!». Её усилиями «раздача разумности» дошла даже до бутылок с напитками, успешно отшибавшими разум на протяжении большей части истории человечества, — со спиртным. С её помощью Diageo, транснациональный поставщик алкогольных напитков высшего качества со штаб-квартирой в Лондоне, ввёл персонализацию своей продукции.

На каждой бутылке горячительного, проходящего через данную компанию, размещается индивидуальный штриховой код, идентифицирующий этот продукт. Подносишь к нему смартфон — и получаешь подтверждение качества, ну а производитель и дистрибьютор получают уникальные возможности отследить, куда пошёл шнапс… Естественно, имеется и симпатичная обёрточка. Покупая бутылку виски в подарок, можно создать персонализированное онлайн-видеосообщение. А прочитать его — наведя смартфон на тот самый код…

Такое использование позволяет вообще получить массу интересной информации. Ну и выделить свою продукцию из аналогичных товаров, проходящих через руки других торговцев. Есть и более полезные применения. Скажем, разработанный французской телеметрической компаний Medria Technologies и германской Deutsche Telekom комплекс мониторинга состояния коров, используемый уже на 4 000 европейских ферм, позволяет непрерывно отслеживать методами М2М состояние каждого животного.

Размещённый на корове датчик вместе с устройством обработки информации позволяет отследить, когда животное готово к осеменению, а когда — к отёлу, уведомляя об этом хозяина обычной эсэмэской… Это позволяет животноводу обихаживать стадо с куда меньшими затратами сил и времени… Возможен и непрерывный мониторинг стада с помощью технологии M2M GPRS, связывающей системы мониторинга с центром обработки данных Medria.

Ну а ещё полезней автоматическая система вызова аварийно-спасательных служб на случай дорожно-транспортного происшествия, которой, по постановлению Европейского союза, с 2015 года должны оснащаться все новые автомобильные двигатели. Время прибытия медиков критически важно для выживания пострадавших. Компании BMW и Deutsche Telekom уже испытывают эту технологию в Германии. Кроме того, они же заключили соглашение с германским дизайнером мотоциклетных шлемов Schuberth о встраивании такой же технологии в шлемы.

Так что перелом — налицо. И речь идёт о рынке сначала в десятки миллиардов, а затем и в десятки триллионов. И хотелось бы обратить на этот рынок внимание отечественного бизнеса. РБК утверждает: «Российский рынок заплатил за Крым $179 млрд». Потери эти предстоит компенсировать. И при этом, скорее всего, не обойтись без инвестиций в бурно развивающуюся отрасль «интернета вещей», которая спустя немногие годы сулит триллионы!

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях