Голландия идёт впереди планеты всей по велосипедному трафику и, конечно, властям приходится решать немало задач, связанных с обустройством комфортных условий для двухколёсного транспорта. Например, дальновидный муниципалитет района Hertogenbosch запустил в действие новую систему “умных” светофоров, которая призвана улучшить пропускную способность перекрёстков и примирить на них сразу всех: велосипеды, мотороллеры и автомобили.

Умные светофоры: как бороться с пробками и жить вместе велосипедистам и автомобилистам

Главный инженер проекта, возглавляющий команду разработчиков этой системы, Эрик Грювелдингер говорит, что вдохновился на идею посетив Гонконг и понаблюдав за некоторыми местными перекрестками, которые вообще не регулируются светофорами. “Люди самостоятельно проезжали перекрёстки договариваясь друг с другом знаками и используя каждую свободную секунду для движения. На удивление, это работало и давало перекресткам высокую пропускную способность”,- говорит Эрик.

Идея “умных” светофоров Greweldinger заключается в том, что они не работают по жёсткому циклу, а могут менять время переключения в зависимости от загруженности дороги. С помощью недорогих датчиков, встроенных прямо в асфальт, ведётся подсчёт автомобилей и велосипедистов в данный момент времени находящихся у перекрёстка, и, в зависимости от полученных данных, осуществляется перераспределение времени на проезд с того или иного направления.

Умные светофоры: как бороться с пробками и жить вместе велосипедистам и автомобилистам

Если, допустим, по основному направлению по какой-то причине нет автомобилей, светофор произведет переключение в пользу автомобилей, которые подходят с другой стороны перекрестка или отдаёт больше времени скопившимся на перекрёстке велосипедистам или пешеходам.

Транспортному средству требуется около 2 секунд, чтобы начать двигаться и очистить перекресток. Если цикл для велосипедистов длится на 2 секунды дольше чем нужно, это означает, что через перекресток проедет на один автомобиль меньше. Предположим, что все лишние зеленые циклы выливаются в 60 секунд лишних в час, это означает, что через перекресток проедет на 30 автомобилей меньше. Учитывая, что длина автомобиля с расстоянием впереди и сзади составляет от 5 до 6 метров, эти 2 секунды построит мне пробку от 150 до 180 метров всего за один час

Обратный отсчёт, подготавливающий к проезду, также начинает работать по-другому: если интервал движения автомобилей меняется, табло гаснет на некоторое время и затем на нём появляются новые значения. Как заявляют сами авторы, такая система исключает распространённую для регулируемых обычными светофорами перекрёстков проблему, когда из автомобилей выстраивается очередь и ждём зеленого сигнала, в то время перекрёсток пуст и уже можно ехать.