Как порнография (де)формирует детей

Недавно мне рассказали анекдот. Он, скажем так, на грани приличий, но поскольку тема сегодня всё равно взрослая, перескажу суть. Так вот, оказывается, подростки-мальчики всерьёз полагают, что у женщин волос ниже пояса не растёт. То есть не на ногах, а.. ну, вы понимаете где. То, что волосы на ногах растут, они знают — потому что знают это из телерекламы. А вот прямо ниже пояса — уже нет, потому что знают об этом из порно.

Я посмеялся и забыл, а потом на глаза попалась статья британского психолога, четверть века изучающего тему детской сексуальности — и вот тут я вспомнил ту шутку и взглянул на неё с новой стороны. Потому что оказалось, что это не только правда, а ещё и правда не вся. Искажённое представление о своём и чужом теле, о взаимоотношениях полов, навязываемое «взрослым контентом» (не только порно, здесь же и игры «18+»), оказывается, огромная проблема, требующая срочных и весьма жестоких мер для предупреждения своего разрастания, с последствиями самыми что ни на есть ощутимыми — проявляющимися в детском травматизме, насилии, психических травмах. И нет никаких сомнений, что в России ситуация ничем не лучше, просто мы проблемы не видим, ибо данные о детских проблемах такого сорта принято от общества скрывать. Так что я постараюсь сейчас воспроизвести прочитанное, разве что изложив чуть более айтишным языком.

А начать с того, что давний сказ про интернет как замену телевизору — не более чем сказка, миф. Внешних отличий действительно как будто бы нет: дети (особенно в группе риска 11-16 лет, о которой и разговор) используют тот и другой ресурс вроде бы одинаково. Как просиживали они большую часть дня перед экраном сорок лет назад, так просиживают и сегодня — разве что экран всё чаще уже не большой, а маленький: смартфона или планшета.

061216-1

И всё-таки… Всё-таки отличие есть и отличие принципиальное: скрыто оно в том, какой именно контент потребляется в каждом случае. Телевизор льёт то, что прошло многоступенчатый контроль: телеканалов мало, эфирное время сравнительно дорого (и было ещё дороже в прошлом), и конечно, содержимое телепередач тщательно контролируется, в том числе надзорными организациями. Поэтому шансов увидеть «непотребщину» у подростка, оказавшегося перед телевизором днём, немного.

Иное дело интернет! Тут ребёнок сам себе контролёр — и чаще всего ещё и не понимает, на что он может наткнуться в процессе веб-сёрфинга. И, конечно, натыкается: сначала случайно, потом уже осознанно.

А здесь вступает в игру следующий фактор. Порнография принимается детьми в два этапа. На первом большинство описывают своё впечатление от увиденного словами «отвращение», «непонимание», «смущение». Но эта первая реакция отторжения быстро проходит и перерастает в привычку. К 16 годам львиная доля подростков уже смотрит порно регулярно, а каждый второй мечтает воспроизвести увиденное.

Почему подростки «подсаживаются» на взрослый контент? На этот счёт высказано несколько догадок. Согласно одной, современная порноиндустрия ориентируется прежде всего именно на подростков. Лично мне это кажется сомнительным (откуда у детей деньги на легальный контент?), но её отстаивают весьма авторитетные организации, ратующие за ужесточение социальных норм (в том числе религиозные). И даже если они перегибают, дыма без огня не бывает…

Согласно другой догадке, формировать привычку помогает легкодоступность контента. Если тридцать лет назад потребление порнографии было задачей нетривиальной (кассеты, журналы — всё это необходимо купить, транспортировать, хранить), сегодня все проблемы махом решает обычный средненький смартфон. Всё, вся вселенная виртуальных «удовольствий» теперь умещается в кармане и доступна буквально нажатием нескольких кнопок в любой обстановке, хоть дома, хоть в школе на уроке! Это радикальная перемена и рывок вперёд, вот только радоваться-то на самом деле нечему.

061216-3

Потому что — и это третий фактор — сексуальность у детей сформироваться ещё не успела. Живи они в нормальном обществе, без доступной порнографии, как 30-40-50 лет назад, они формировали бы свои представления о противоположном поле и отношениях полов естественным образом: какую-то информацию почерпнули от друзей, какую-то от учителей, родителей, конечно, из книг и журналов, многое узнали бы опытным путём. Всё это тоже не выглядит правильным, но главное, что у них не было доминирующего источника, который навязывал бы сильно искажённую картину. А теперь он есть и это — интернет-порнография.

Она легкодоступна и формирует совершенно превратную картину всего — начиная от того, как выглядит человек без одежды, и заканчивая тем, как происходит половой контакт. Порнография, кстати, и сама не стоит на месте, эволюционирует — и неплохо бы разыскать исследования, изучающие этот вопрос в деталях. Но и без того ясно, что она сильно изменилась за последние 30 лет. Сегодня «мейнстримовое», общего потребления, порно — это в значительной степени насилие, неестественные формы контактов (в том числе и прежде всего анальный секс), это чрезвычайный отход от естественности (одежда, макияж, тело). Подросток же, по незнанию, впитывает это всё как должное и в результате в его голове формируется искажённый образ реальности. Который он переносит на сверстников и сверстниц — исходя из превратного представления о том, что, как он полагает, он имеет право ожидать и требовать.

В чём это проявляется — отдельная большая тема, я приведу только наиболее поразившие меня факты. Психологи цитируют первоклашек, бросающихся фразами «Дай пощупать твои сиськи», использующих слово «гей» в унизительном смысле, в возрасте 5 (!) лет беседующих о дилдо. Учителя в частных беседах с журналистами утверждают, что сексуальная лексика и поведение с соответствующим подтекстом, направленное от насмешек к оскорблению, стали намного чаще слышны и заметней среди британских детей начального школьного возраста: фиксируются даже случаи сексуального насилия — которые, естественно, скрываются от общества, и становятся известны только благодаря применению специальных юридических инструментов (в цивилизованных странах граждане имеют право потребовать от государства раскрыть некоторую информацию).

Да, подобное случалось и раньше, но именно в последние десять лет наблюдается всплеск такого поведения. Самые маленькие, столкнувшись с порнографией и играми не по возрасту, не в силах «переварить», осмыслить увиденное — и просто механически его копируют. Подростки же пытаются уже осмысленно подражать тому образу «современной молодёжи» и «правильного взрослого», который порнография рисует. И это было бы даже смешно, если бы не происходило на самом деле!

061216-2

Проблема отягощается увлечением социальными сетями, где дети неосознанно формируют желаемый образ самих себя, с которым потом вынуждены жить, который вынуждены защищать (позволить разрушить образ, значит потерять авторитет среди друзей). Отсюда — психические травмы, которые дети наносят сами себе и сверстникам, когда понимают или дают понять, что не соответствуют выдуманному идеалу. А уже отсюда — всплеск попыток суицида (например, среди девочек-подростков в Великобритании число некоторых видов самоубийств выросло за 10 лет вчетверо!), страшная перемена в статистике работы скорой помощи (самой частой причиной обращения девочек подросткового возраста в «неотложку» перестали быть порезы рук и стали травмы прямой кишки) и тому подобные вещи.

И это прямо выводит на вопрос: как с этим бороться, что противопоставить? Ставить фильтры? Бесполезно, дети их обходят. Отмахиваться от «глупостей»? Детские психологи считают это смертным грехом. Правильный метод: общение с ребёнком на «неудобные» темы и жестокое ограничение доступа к телефону в некоторые периоды времени. Не торопитесь осуждать, в этих советах больше здравого смысла, чем кажется на первый взгляд. Итак:

1. Разуйте глаза! Отключите фильтры «безопасного поиска», которые сами же себе и навключали (всё равно они почти бесполезны!), и попробуйте взглянуть на виртуальность глазами своего ребёнка. Вы можете не увлекаться порнографией, но вы не можете позволить себе не понимать, с чем в интернете способен столкнуться подросток!

2. Обязательно говорите с ребёнком на «неудобные» темы. Секс, чем он может быть и чем не может — среди основных. В такой ситуации вообще не бывает глупых вопросов и задач, которые решаются сами собой. Потому что если ваш ребёнок не получит ответа у вас, он получит его у кого-нибудь другого — и это почти наверняка будет хуже.

3. Ограничьте доступ к телефону и компьютеру на некоторое время каждый день. Например, введите правило: никакой цифровой техники после 10 вечера. И лучше бы обсудить это с родителями одноклассников вашего ребёнка, чтобы действовать всем сообща. Смысл в том, чтобы дать детям отдохнуть от круглосуточного, без выходных, присутствия в социальных сетях: у них появляется время осмыслить, что с ними происходит. И обязательно нужно привлечь к этому школу, где должно быть своё ограничение на доступ в интернет и к смартфонам.

4. Помогите ребёнку научиться вести себя в конфликтных ситуациях в соцсетях. Хорошая идея: продумать с ним стандартные ответы на стандартные нападки. Идея в том, чтобы помочь ему выстроить защиту от нечестных приёмов, позаимствованных другими детьми из «взрослых» фильмов и игр. Вполне возможно, что без вашей помощи ребёнок с этим не справится: ведь ему просто не на что опереться в своём прошлом!

P.S. В статье использованы графические работы Andy Scherer, ClaraDon, Thomas Hawk, Candace Nast.

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях