Французские флики шмонают Uber

Есть такое, широко распространенное в массах мнение, что правительства денно и нощно радеют о развитии технологий и внедрении их в экономику. И даже те неисправимые скептики, кто невосторженно относится к деяниям и успехам всяких там местных «…нано…» и «…технологий…», уверены, что уж в странах Золотого миллиарда дела обстоят совсем по-другому. Там любой бюрократ рационален (в смысле Макса Вебера) и кидается на новинку подобно рыбке пиранье, надеясь урвать от нее кусок для своих служебных нужд, совпадающих с благом общества.

Ну а есть и марксистский взгляд на историю. Как на арену, где события приводятся в действия пружинами противоречий между производственными отношениями и производительными силами. И писали основоположники этого взгляда сугубо поэтично – «Призрак бродит по Европе – призрак коммунизма. Все силы старой Европы объединились для священной травли этого призрака: папа и царь, Меттерних и Гизо, французские радикалы и немецкие полицейские.»

Ну, старой Европе призрак этот ничем особым не угрожал. Когда, после Первой мировой, развитие производительных сил вывело его в облике большевизма на историческую арену, то для борьбы с ним европейское гражданское общество породило такое занимательное явление, как фашизм (подробнее – имеющиеся в русском переводе книги выдающегося германского историка Эрнста Нольте «Фашизм в его эпохе» и «Европейская гражданская война»).

Ну а нынче все силы старого мира (глобализация, знаете ли, одной старой Европой уже не обойдешься) объединились в священной травле другого «призрака». Да-да, интернет-сервис Uber в понятиях позапрошлого века был бы однозначно отнесен к сфере духов. Невидимые коммуникационные и вычислительные процессы позволяют пассажиру и водителю такси найти друг друга, определить оптимальные маршруты подачи машины и доставки седока по адресу, обеспечить при эффективной загрузке машин и дорожной сети стоимость услуг, выгодную потребителю и приносящую доход извозчику.

И вот это-то, удобный и полезный сервис, вызвал к себе жгучую ненависть по всему миру. Ну, вот например дочерний сервис Uber в германии – Uber Pop. Он позволял пользующимся его услугами кататься по Берлину, платя 35 евроцентов за километр. В отличие от обычных такси, взимающих за эту услугу 1,6 евро. Разница довольно существенная, не правда ли? Наглядное применение задачи линейного программирования и «практической» задачи коммивояжера на практике.

В современном городе ведь в конкретный момент времени обычно множество свободных машин. И – масса людей, которым надо куда-то доехать. Казалось бы, помочь эвентуальным пассажирам и эвентуальным таксистам найти другого – сугубо благое дело! Оно благое и с точки зрения общественного блага, того самого salus populi, которое будто бы есть suprema lex, высший закон… И вполне соответствует канонам либеральной рыночной экономики – водитель и пассажир свободно находят друг друга!

И какая же реакция на появление нового, общеполезного бизнеса, институтов того самого гражданского общества, к которому призывает нас стремиться прогрессивная общественность? Поддержало ли оно этот сервис, приняло ли меры к его распространению? Отнюдь. Германский профсоюз таксистов Taxi Deutschland (это те самые ребята, которые получают за германскую версту 1,6 евро вместо 35 евроцентов у Uber Pop) подал в суд на интернет-сервис. («Злые люди бедной киске…»)

И что же сделали достойные служители германской Фемиды из Landgericht Frankfurt, земельного суда Франкфурта-на-Майне? Посоветовали профсоюзным боссам умерить свои аппетиты, для того, чтобы сделать свои такси конкурентоспособными с Uber-извозчиками, как это следует из духа рыночной экономики? Или же посоветовали заняться чем то еще, если бизнес извоза не для них?

Ан нет… Они – не больше, не меньше – ограничили деятельность Uber и Uber Pop на территории Германии. (Uber ändert sein Geschäftsmodell in Deutschland) Ну, респектабельный Handelsblatt, «Торговый листок», изъясняется изящно – мол, «Uber изменит бизнес-модель своей деятельности в Германии». Правда, в Берлине и Гамбурге деятельности интернет-сервиса запрещена начисто… А в остальных федеральных землях он будет вынужден распространять свои услуги только на тех водителей, кто имеет лицензию на перевозку пассажиров.

А лицензия эта – весьма дорога. Получение ее связано с прохождением массы бюрократических процедур, и фактически по карману только паркам такси. Которые раскладывают свои трансакционные издержки на пассажиров – отсюда и набегают 1,6 евро вместо 35 евроцентов у самозанятого водителя, который раньше подхватывал со смартфона Uber-заказ. А теперь за каждый случай работы с водителем без лицензии с интернет-компании будут взимать штраф в четверть миллиона евро. Внушительная победа традиционных таксистов, тянущих с подачей машины и неспешно везущих седока через тридевятое царство…

То есть – мы наблюдали очаровательный пример, как институты государства фактически удавили одно из эффективнейших применений интернет-технологий к городской жизни. В связи с этими событиями хотелось бы вспомнить, что германская юстиция находится в неразрывной связи с судебной системой Третьего рейха (по Процессу судей была осуждена лишь ничтожная часть гитлеровских судейских), но беда в том, что процесс в Германии не единичен.

Горящие покрышки во Франкфурте-на-Майне – а вроде никто не раздавал протестующим немцам тульские пряники и московские баранки…
Горящие покрышки во Франкфурте-на-Майне – а вроде никто не раздавал протестующим немцам тульские пряники и московские баранки…

Против Uber-такси сплотились все и дружно. Вот Галлия, извечный супостат германцев, а ныне нерушимый союзник по НАТО. 16 марта во Франции были учинены обыски в офисах Uber. (Police raid Uber offices in Paris) Четверть сотни фликов (наследники Парижской коммуны не сильно любят местных ментов, и кличут их оскорбительно) четверть суток шмонали электронную переписку, документы и смартфоны, которые используют водители Uber. Дело в том, что во Франции с 1 января вступил закон, который обязывает всех водителей такси получать необходимые лицензии и страховку – полиция ж заподозрила, что у водителей Uber этих документов нет…

А днем позже дело против Uber возбудила южнокорейская полиция. Также весь букет – к отсутствию таксистских лицензий добавились еще обвинения в нарушении местного законодательства об обработке и хранении персональных данных, к которым отнесли ту информацию, которая возникает при процессе заказа машины через Uber-приложения… То есть, по всем краям свет идет дружный процесс юридического удушения прогрессивной и полезной технологии!

Причем Uber не какая-то там мелочевка. Компания привлекла в конце прошлого года инвестиции в 1,2 миллиарда долларов, стоимость ее превышает сорок миллиардов. Но – и ее душат чиновники. Причем душат явно целенаправленно – страховки-то неизбежно есть и у самозанятых владельцев машин, а активная и пассивная безопасность современных самобеглых колясок столь велика, что чиновной заботы о жизни и здоровье пассажира могла бы и не требовать, все сделали инженеры автозаводов…

А почему душат? Да потому, что чиновники рациональны. И главная их рацея – сохранение собственного существования, сидеть на месте, получать жалованье и пользоваться социальными льготами. А для этого надо сохранять объем заведования… Ну, скажем дорогостоящую и дефицитную выдачу тех самых лицензий таксиста (вспомните начало первого фильма «Такси»…). И нет никакой разницы, что лицензии выдают одни службы, а решения в пользу профсоюзов и бюрократов принимает независимый, вроде бы, суд – ворон ворону глаз не выклюет!

Так что мир информационных технологий ожидает веселенькая схватка со старым миром бюрократов, профсоюзов и судейских. (Причем в отличие от времен классического марксизма организованный рабочий класс, тот самый Taxi Deutschland, выступает теперь силой чисто реакционной, врагами прогресса…) И интересно будет взглянуть, кто выиграет в этой схватке?

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях