Цифровая вселенная уникальна хотя бы тем, что расширяется гораздо быстрее физической. По данным IDC она ежегодно увеличивается примерно на 60% и через пять лет достигнет суммарного объёма в 40 зеттабайт. Такой рост объёмов стимулирует развитие вычислительной техники, но требует и принципиально иных подходов к обучению самих людей.
Учебники устаревают ещё до их издания, а вместе с ними теряют актуальность и утверждённые образовательные программы. Поэтому всё больше фирм начинают отбирать перспективные кадры заранее, помогая им раскрыть свой потенциал и освоить современную профессию ещё до получения диплома. Иначе выпускников приходится переучивать непосредственно в первые годы их самостоятельной работы.
«Компьютерра» уже писала об опыте зарубежных компаний в подготовке специалистов по востребованным направлениям совместно с вузами. Однако важную роль в этом процессе играет и профориентация школьников, реализуемая за счёт участия фирм в социальных программах. В России такая практика активно внедряется последние десять – пятнадцать лет, но в основном — в крупных городах. Охватить всю страну помогают общенациональные конкурсы.
Именно из увлечённых школьников и студентов младших курсов легче сформировать новые квалифицированные кадры, если вовремя им помочь. К тому же, их мышление ещё «живое» — оно лишено груза стереотипов взрослого человека. Поэтому многие компании предпочитают изначально участвовать в обучении молодых людей и всячески поощрять их стремления к инновационной деятельности.
Например, представители финансовых компаний Enova и Cash America ежегодно проводят серию встреч с руководством зарубежных вузов. Вместе они корректируют программы обучения в соответствии с реальными потребностями в специалистах. Сейчас им требуется в разы больше аналитиков с глубокими знаниями прикладной математики, чем готовят во всех штатах.
С подобной инициативой выступает IBM, Intel и множество других компаний. Они предлагают студентам снять свои «розовые очки» и как можно раньше восполнить растущие пробелы в своих познаниях. Для этого им предлагается участие в решении реальных заданий потенциального работодателя и консультативная помощь в собственных научно-прикладных проектах.
Помочь молодым людям раскрыть свой потенциал пытаются и в Siemens. Этот концерн сегодня состоит из множества подразделений, в которых занимаются разработками в сфере альтернативной энергетики, медицинской техники, инфраструктурных решений, технологий автоматизации производственных процессов и других наукоёмких областей.
Свой первый конкурс для старшеклассников компания провела в США в 1998 году. Затем социальные программы были расширены и на другие страны. В 2006 году к реализации аналогичного проекта присоединились немецкое и российское подразделение концерна.
Первого сентября 2014 года начался IX Всероссийский конкурс научно-инновационных проектов «Сименс» для старшеклассников, проводящийся при поддержке Министерства образования и науки России. К участию в нём приглашаются школьники 9-11 классов и студенты 1-2 курсов средних специальных учебных заведений.
Присланные работы уже исчисляются сотнями. Их оценивает экспертный совет, в состав которого входят представители компании Siemens и профессора российских вузов. В конце февраля они определят лучшие работы из семи Федеральных округов России.
Их авторы примут участие в финальном этапе конкурса, который будет проводиться в Москве. Победитель получит главный приз – 350 тыс. рублей и массу полезных знакомств для продвижения своей разработки. В прошлом году им стал Павел Курбацкий (г. Армавир), написавший проект навигационной системы для слабовидящих.
Заявки на участие и конкурсные работы принимаются до 8 февраля 2015 года по электронной почте: konkurs.ru@siemens.com или через веб-форму.