Самым ожидаемым новшеством в браузере Opera 11 (о возможностях этой версии я уже однажды писал) стала поддержка расширений: в компании долго не хотели признавать их необходимость, несмотря на многочисленные запросы пользователей. Сегодня вышла стабильная версия Opera 11 (согласно анонсам, она должна была появиться только 24 декабря – к Рождеству), и в разосланном российским журналистам пресс-релизе Opera Software говорится о пяти самых востребованных расширениях. Рассмотрим их подробнее.

Первым в списке стоит популярное расширение NoAds. Если верить описанию на сайте, оно представляет собой гибрид NoScript и AdBlock. После установки NoAds справа от строки поиска появляется значок вызова контекстного меню. Через него можно блокировать и разблокировать рекламу, а также различные элементы веб-страницы. Расширение должно настраиваться, хотя на моей ОС (Ubuntu 10.04, архитектура amd64) выбор соответствующего пункта меню не приводил ни к каким результатам. Особого желания разбираться с NoAds не было, да и польза от подобных инструментов, на мой взгляд, весьма сомнительная. Достаточно заблокировать пожирающий вычислительные ресурсы Adobe Flash (в Opera 11 это делается штатными средствами).

Следующим в рейтинге оказался менеджер паролей и форм LastPass. Он представляет собой клиентскую часть для сервиса lastpass.com и позволяет хранить все введённые пользователем пароли и данные форм на удалённом сервере (информация передается в зашифрованном виде). При первом запуске менеджера вам будет нужно завести новый аккаунт (или воспользоваться уже существующим). Менеджер довольно удобен, но идея хранения паролей в “облаке” мне не нравится, и это расширение пошло под нож вслед за предыдущим. А вот интерфейс к централизованной (локальной) системе хранения паролей Gnome или KDE здесь бы не помешал.

Неожиданно полезным оказался FastestTube – загрузчик видеоконтента с сервиса YouTube. Как он работает, понятно из приведённого скриншота: пользователю достаточно указать, в каком формате он желает получить ролик.

Принцип работы Image preview в пояснениях также не нуждается: расширение показывает картинку в окне предпросмотра, если навести курсор на ссылку.

Последним в списке стоит расширение, добавляющее в Opera 11 возможность перевода сайтов а’ля Google Chrome. Разумеется, Translate использует сервис Google.

В коллекции Opera Software около двухсот расширений (в конце ноября их число не доходило до 150), и некоторые из них показались мне куда более интересными, чем перечисленные в пресс-релизе. Есть здесь, например, переводчик google-translate. Задействовать его можно с помощью расположенной справа от поисковой строки кнопки (при этом переведенная страница открывается в отдельной вкладке), а кроме того – google-translate может работать с сервисом PROMT.

Есть здесь довольно неплохие клиенты для различных социальных сетей (в основном для Facebook и Twitter) и многое другое; о двух сотнях расширений сложно рассказать в одной заметке. Конечно, для Chrome их существует гораздо больше (о Firefox и говорить не стоит), но ведь это первая версия Opera с поддержкой нового функционала. Так что простим норвежским разработчикам небольшое количество расширений и не всегда высокое их качество (тем более что расширения создают по большей части не они). Главное, что в компании осознали невозможность реализации всех нужных пользователям функций непосредственно в браузере.