Бизнес в облаках: что происходит на рынке IaaS-провайдеров в России

Сегодня более половины российских компаний пользуются облачными сервисами, а к 2025 году их количество вырастет до 85%. Одним из самых популярных и быстрорастущих сегментов облачного рынка остается IaaS (Infrastructure as a Service — инфраструктура как услуга). Сервис позволяет компаниям экономить на собственных серверах, развертывании инфраструктуры и содержании штата специалистов. Благодаря этому IaaS занимает большую часть облачного рынка, и только в 2021 доля IaaS выросла на 37%.

О том, что происходит на рынке российских IaaS-сервисов, что стоит перенести в облако прямо сейчас и как выбрать надежного провайдера в условиях нестабильности рассказывает Алина Жигалова, директор по развитию сервисов ITGLOBAL.COM.

Алина Жигалова, директор по развитию сервисов ITGLOBAL.COM

Что такое современная IaaS-платформа?

Не стоит обобщать все современные облачные сервисы аббревиатурой IaaS. Раньше действительно большинство провайдеров фокусировалось на инфраструктуре как сервисе (IaaS), но сегодня все продается как сервис: SaaS (софт как сервис), PaaS (платформа как сервис), BaaS (бэкап как сервис) и так далее. Отсюда и главная особенность современных платформ, которые не продают какой-то один сервис в чистом виде, а включают в себя большой набор различных сервисов.

Например, в SaaS входит не только инфраструктура, но еще и лицензии, администрирование и поддержка от провайдера. Клиенту не интересно, где все это размещается, как администрируется и обслуживается. Он просто хочет получить программное обеспечение «под ключ».

Современные IaaS-провайдеры отличаются тем, что у них есть широкий спектр услуг. Если 10 лет назад Iaas был типовой услугой по предоставлению публичного или приватного облака, то сейчас у провайдеров появились целевые потребители с узкими задачами, поэтому поэтому помимо инфраструктуры провайдеры предлагают пакет сервисов и услуг под каждого конкретного клиента: DevOps, базы данных, K8S и так далее.

По этой же причине и IaaS-провайдеры расширяют список услуг. В первую очередь запрос на расширение приходит со стороны потенциальных клиентов, которые стали более требовательными. С ростом цифровизации бизнеса, от IT-департаментов сегодня ждут гораздо больше, чем просто стабильной работы сайта и базовой поддержки железа. Это предполагается по-умолчанию. Даже у самых небольших компаний появились собственные IT-отделы с людьми, которые отвечают за свои узкие области в работе.

Вместо базовой поддержки работоспособности от IT-отделов ждут новых решений для онлайн-бизнеса и офисной работы: удобные клиентские интерфейсы, богатую функциональность, скорость обработки большого количества данных, регулярных обновлений и так далее. Именно на это и ориентированы собственные IT-отделы заказчиков, а рутинные задачи по виртуализации, поддержке и обслуживанию они могут отдать своему провайдеру, который все это предоставит как сервис.

Современные компании отдают максимум своих задач на аутсорсинг, чтобы сконцентрироваться на своих самых важных бизнес-процессах и не тратить силы там, где можно этого не делать. Поэтому задача IaaS провайдера — удовлетворить максимальное количество потребностей клиента, а для этого необходимо постоянно расширять пакет предоставляемых услуг.

Что происходит с IaaS в России?

Рынок российских облачных провайдеров очень хорошо развит и автономен. Он выгодно отличается от других стран, где значительная доля рынка принадлежит глобальным поставщикам, таким как Amazon, Alibaba Cloud и Digital Ocean. В России никогда не было площадок этих гиперскеллеров, поэтому большая часть компаний пользуется отечественными облачными сервисами. Это создало условия для конкуренции и развития, поэтому наш рынок довольно насыщен.

Единственное, к чему оказались не готовы некоторые российские провайдеры — кризис микрочипов в 2021 году. С ним успешно справились компании, которые умеют планировать свои ресурсы и поддерживать большие запасы. Важно было заранее заказать оборудование в расчете задержек поставок. К сожалению, сегодня не у всех игроков рынка есть те мощности, которые позволят обеспечить клиентам оперативные возможности для расширения.

Проблемы с быстрым получением мощностей могут возникнуть у тех, кто использует решения, покинувшие Россию: IBM, Dell, Microsoft, Citrix и так далее. Если заказчикам нужны большие инсталляции, которые требуют десятки терабайт оперативной памяти, далеко не каждый провайдер может найти под них мощности или оперативно привезти оборудование. Важно уточнять сроки заранее при выборе компании.

Отечественные производители оборудования и софта начали развиваться позже мировых лидеров рынка, из-за чего мы немного проигрывали им. У российских разработчиков есть собственные интересные решения, но чтобы довести их до качественного продукта нужна клиентская база, обратная связь и возможность делать и исправлять ошибки. Раньше таких возможностей было мало, так как клиенты предпочитали готовые зарубежные решения. Сейчас часть компаний переходит на российское оборудование и ПО, что дает возможность нашим разработчикам выйти на новый уровень, поэтому российский рынок ждет скачок развития наших собственных серверных и программных продуктов.

Что делать во время кризиса?

Любая нестабильность на IT-рынке приводит к взрывному росту потребляемых сервисов. Это работает всегда и безотказно и здесь не так важна причина. Например, во время пандемии бизнес начал переходить в онлайн, что привело к понятному росту спроса на сервисы в связи с удаленкой. В 2021 году из-за кризиса микрочипов компании не могли оперативно расширять свое собственное оборудование и начали арендовать вычислительные мощности. В 2022 году из России ушло много зарубежных вендоров, гиперскеллеры заблокировали клиентов из РФ, поэтому потребители занялись импортозамещением, что также привело к росту спроса на облачные мощности и виртуализацию внутри РФ.

Сейчас есть много российских заказчиков, которым важно, чтобы облака были на базе отечественной виртуализации и ЦОДы находились на территории страны. В реестре российского программного обеспечения уже есть несколько платформ виртуализации, одна из которых наша собственная разработка — vStack. Нам повезло, мы начали её разработку до последних событий и имеем уже 4 успешных года работы платформы в продакшне по всему миру.

Если компания работает на российском рынке, но при этом размещается в зарубежных гиперскейлерах — нужно срочно переносить все это в Россию. Шестой пакет санкций запрещает продавать облачные сервисы россиянам, компании выгоняют со многих корпоративных облаков, происходят блокировки IP-адресов. Поэтому в первую очередь нужно переносить в российские облака те сервисы, которым важна доступность и по которым предполагается скорый рост. Тем более это не сложно.

По опыту работы в ITGLOBAL.COM, перенос данных в облако занимает от 30 минут до 2 недель для самых крупных клиентов. Скорость зависит от количества виртуальных машин, объема данных и способе миграции. Правильно выбранный провайдер поможет с миграцией или возьмёт её полностью на себя. Да, здесь есть подводные камни. Крупным игрокам рынка будет сложно оперативно помочь клиентам с переездом в облако из-за недостаточной клиентоориентированности и гибкости процессов. Это нормально для провайдера с десятками тысяч клиентов. А мелким «лоукостерам» может просто не хватить опыта. Перенести сервисы клиента в сжатые сроки помогут провайдеры среднего размера, такие как ITGLOBAL.COM. Как правило, мы не просто помогаем в процессе миграции, но и объясняем клиенту, как все работает и помогаем выстроить процессы.

Как выбрать IaaS-провайдера в 2022 году

Сейчас самое удачное время для перехода на отечественные облачные сервисы. Главное — грамотно выбрать провайдера, который будет соответствовать требованиям компании и располагать необходимыми мощностями. На российском рынке представлено несколько надежных платформ.

  1. При выборе облачного провайдера обратите внимание на оборудование, с которым он работает, и выясните, как оно поставляется в Россию. Даже если компания нашла способ параллельного импорта, поставки могут быть нестабильными.
  2. Разберитесь с программным обеспечением, которое использует провайдер. Тем, кто хочет использовать российские решения, лучше убедиться, что они внесены в реестр отечественного ПО. Обратите внимание на опыт использования платформы и его клиентскую базу, посмотрите сколько проектов было размещено на этом ПО и использовалось ли оно для предоставления облачных услуг ранее. Также рекомендую уточнять объем мощностей, которые может предоставить компания и сроки их предоставления.
  3. Узнайте, в каком дата-центре размещается облако. В 2021 году образовался серьезный дефицит мест в качественных, отказоустойчивых дата-центрах в Москве и Санкт-Петербурге, часть провайдеров вынуждена была размещаться в ЦОДах низкого качества.

Что облако на базе vStack может дать российском рынку?

Нужно отметить, что vStack — это единственная российская виртуализация, на базе которой построено полноценное коммерческое публичное облако. За несколько лет эксплуатации сервис отлично зарекомендовал себя с лучшей стороны.

Изначально vStack ориентировался на российское оборудование для виртуализации в рамках импортозамещения, но в итоге он работает на различном железе, том числе оборудовании китайских поставщиков, которое без проблем получается закупить и привезти в Россию в краткие сроки. Кроме того, мы размещаемся в надежных ЦОД и всегда готовы зафиксировать в договоре точные сроки и объемы предоставления услуги.

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях