Что останавливает российские компании от перехода на отечественное ПО

Руководитель проекта vStack Евгений Гаврилов и член правления клуба ИТ-директоров Игорь Орлов обсудили проблемы, препятствующие миграции с западного ПО в первом эпизоде подкаста о путях импортозамещения в российском ИТ. Делимся основными тезисами из их беседы. 

Midjourney

Инерция мышления

Длительное использование давно выбранных решений и сложившиеся бизнес-процессы вызывают привыкание не только у людей, но и у организаций. Поэтому стратегия «работает — не трогай» — не самая плохая в текущей ситуации. Легче всего оставить все как есть и надеяться, что на горизонте 1—2 лет системы продолжат функционировать без существенных сбоев. 

Низкая зрелость российских решений

Западные решения развивались долгое время и в высококонкурентной среде, что и привело к их доминированию на мировом рынке. Российские разработки не имеют сопоставимой истории развития — многие из них появились лишь несколько лет назад благодаря курсу на импортозамещение. 

Как следствие, многие российские решения обладают низкой зрелостью. Это неприемлемо для многих организаций, где IT-отдел ответственно относится к требованиям бизнеса, надежности инфраструктуры и управлению рисками.

Ограниченная функциональность 

У большинства российского ПО нет сопоставимой с западными решениями функциональности. Что еще хуже зачастую не работает даже заявленная функциональность. Такая ограниченность российских решений чревата проблемами при эксплуатации и не способствует миграции. 

Ограниченная совместимость

Западные компании разрабатывали свои продукты десятилетиями и все это время заботились об их совместимости с большим числом стороннего ПО. Совместимость российских решений с любым другим ПО (российским и иностранным) очень ограничена. Организации, решившиеся на миграцию, вынуждены самостоятельно разбираться, какие прикладные решения совместимы с выбранным системным ПО. В таких условиях выбор стека технологий становится нетривиальной задачей и порождает ворох проблем, раньше не сталкивался.  

Необходимость обучения 

Западные решения давно востребованы в России и, как следствие, сейчас на рынке большое число специалистов, хорошо в них разбирающихся. А вот про многие российские решения такого сказать нельзя. Нехватка специалистов с нужными компетенциями ведет к повышенному спросу на них и росту зарплат. Решением может стать обучение собственных сотрудников навыкам эксплуатации отечественных платформ.  Однако пока оно будет проводиться, придется мириться со снижением производительности и трудностями в эксплуатации. При этом рассчитывать на помощь разработчика трудно — российские разработки не могут похвастаться хорошо проработанной документацией и уровнем технической поддержки, сравнимым с западными решениями.

Трудно прогнозируемая стоимость владения

Необходимость вкладывать деньги в обучение персонала, расходы на миграцию и внедрение, лицензионные отчисления, сложность эксплуатации делает расчет  российских решений нетривиальной задачей. При этом если прямые затраты еще поддаются расчету, спрогнозировать косвенные не представляется возможным, а они в среднем достигают 50% от совокупных расходов. 

Неоригинальные решения

Значительная часть российских решений не может похвастаться глубокой проработкой, лежащих в их основе open-source-технологий, а некоторые и вовсе являются клонами открытых платформ. Зачастую определить это непросто, и не у всех организаций есть желание и возможности для того, чтобы разбираться в степени оригинальности выбранного решения. 

Это основные причины, вынуждающие предприятия не торопиться с миграцией и продолжать работу на западных решениях без технической поддержки от вендора и невозможности регулярного обновления ПО.   

 

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях