Видеоигры давно вышли за рамки простого развлечения. Это мощная сила, которая в том числе может просвещать, вдохновлять и двигать вперед науку. В вымышленных мирах мы видим сложные образы ученых — от героев до суперзлодеев. Вместе с тем, мини-игры в жанре головоломки позволяют миллионам игроков помогать реальной науке.
В статье вместе с Иваном Сычевым, PR-директором Гильдии «Рубежи науки», рассмотрим связь между миром науки и видеоигровой индустрией — в том числе привлечение научных волонтеров и популяризацию научного знания.
Ученые персонажи
Пожалуй, самый известный «образованный» герой видеоигр — это немногословный Гордон Фримен из Half Life. Он имеет ученую степень доктора философии в области теоретической физики, полученную в Массачусетском технологическом институте, и при этом умело орудует фирменным ломом и гравитационной пушкой. Его помощница в Half Life 2, дочь ученого, также отличается умом и сообразительностью.
Неигровой персонаж Аликс так полюбилась и критикам, и игрокам, что в итоге получил собственную игру — она главная героиня VR-проекта Half-Life: Alyx, выпущенного в 2020 году.
Те, кто не читал особенно материалы и не смотрел заставки в Prototype, а только прыгал и летал по городу, беспощадно уничтожая все, что движется (а что не движется — двигал и уничтожал), вряд ли помнит, что главный герой — это итог слияния вируса «Черный Свет» и трупа ученого, доктора Алекса Мерсера.
Мерсер в компании «Гентек» занимался биологическим оружием по заданию правительства и армии США и был главным исследователем проекта по созданию вируса «Черный свет».
Главным героем вышедшей в 2024 году игры «Сатурн» стал российский ученый Аким Ковалев. С помощью технологии, называемой «Отражение», он управляет антропоморфными роботами на спутниках Сатурна.
На стене в доме главного героя висит диплом об участии в Национальной технологической олимпиаде НТИ, это ныне существующие состязания для школьников, где они решают задачи в разных областях — от искусственного интеллекта и «умной» энергетики до нейротехнологий и геномного редактирования.
Упоминание об олимпиаде в игровом пространстве подчеркивает связь персонажа с реальной научной средой и показывает, откуда формируется его исследовательское мышление.
Также в игре фигурирует технология «Отражение», с помощью которой герой управляет роботами на спутниках Сатурна — она вписывается в актуальные направления научно-технического прогресса, включая телеприсутствие, кибернетику и человеко-машинные интерфейсы.
Список неиграбельных персонажей-ученых, при этом отрицательных, гораздо более длинный:
- доктор Уильям Биркин создал Т-вирус, который привел к зомби-апокалипсису в Resident Evil;
- доктор Сэмюэль Хайден координировал вторжение демонов на Марс в DOOM;
- доктор Эггман хочет завоевать мир и вечно гоняется за синим ежиком Соником;
- доктор Уоллес Брин — один из главных антагонистов в Half-Life 2;
- доктор Нео Кортекс создал Крэша Бандикута и был вынужден бороться с ним в попытках захватить мир;
- доктор Джонатан Крейн — это Пугало в Бэтмене;
- …тысячи их.
Таким образом, большая часть ученых в видеоиграх почему-то являются суперзлодеями. Что это — заговор против ума? Самый легкий прием создания отрицательного персонажа и объяснения его широких возможностей? Или, напротив, создать интересного и «умного», образованного персонажа, который был бы главным героем игры, слишком сложно?
Разработчики «Сатурна» рассказали, что решение сделать ученого главным героем стало частью общего подхода: «Мы стремились показать положительный, деятельный образ ученого, в противовес распространенному в поп-культуре архетипу ученого-злодея. При создании персонажа мы вдохновлялись произведениями Александра Беляева, Станислава Лема и братьев Стругацких, где научная мысль представлена как путь к развитию и поиску истины, а не разрушению».
Научные игры
Конечно, проще всего здесь привести список видеоигр, связанных с образованием. Есть множество проектов, которые помогают обучать хирургов, инженеров, историков и других специалистов. Часто речь идет о симуляторах каких-либо процессов — сборки двигателя, операции, покраски вагонов, сварки швов. Но это слишком узкоспециализированные задачи, а нас в этой статье интересует распространение научных знаний на широкую аудиторию.
В числе игр, которые в этом случае приходят на ум, будет, конечно, Plague Inc. — симулятор распространения болезни. Он основан на сложной и реалистичной модели распространения эпидемии.
Это «Лучшая стратегическая игра 2012 года» по версии IGN, не потерявшая своей актуальности. Более того, всплеск интереса наблюдался на фоне вспышки коронавируса в Китае — игра стала самым быстро продаваемым развлекательным проектом в китайском App Store.
Хотя бы частично понять, как работает эволюция, можно по такой интересной игрушке, как Spore. Игра относится к жанру «симулятор бога» и дает вам возможность провести собственный вид живых существ от одноклеточного микроорганизма до цивилизации, способной бороздить просторы Вселенной на космических кораблях.
Хотя с точки зрения ученых, которых собрал журнал Science, в игре отлично показана структура галактики и общества, но искажен процесс эволюции — слишком много допущений. С другой стороны, если игра пробуждает хотя бы у кого-то желание изучить научную тему глубже — это уже полезный проект.
А во что играют сами ученые? Такой вопрос был задан Леониду Леденцову, к.ф.-м.н., старшему научному сотруднику отдела физики Солнца Государственного астрономического института им. П. К. Штернберга МГУ имени М. В. Ломоносова.
«В юности с другими студентами мы играли в Worms и Quake, также в том возрасте интересны были Civilization и «Готика». В детстве — Need For Speed и Driver. Сейчас лично у меня интереса к играм стало меньше, однако с женой мы пробовали современные игры на двоих; к сожалению, Resident Evil 6, It Takes Two и Portal 2 не идут ни в какое сравнение с тем, во что мы играли раньше. А научная молодежь все же предпочитает классику вроде Heroes, Counter Strike и Civilization, а также проекты со свободными мирами вроде RPG и космических симуляторов».
Леонид Леденцов, к.ф.-м.н., старший научный сотрудник отдела физики Солнца Государственного астрономического института им. П. К. Штернберга МГУ имени М. В. Ломоносова
Гражданская наука: игры как краудсорсинг для ученых
«Вместе с «Курилкой Гутенберга» мы даем новый импульс для «Гражданской науки». Внутри Гильдии создаем платформу OnlyGames — ключевой инструмент для продвижения научного знания. Эта платформа, удобная для геймеров, разработчиков, писателей и стримеров, откроет доступ к аудитории, готовой учиться и создавать новое. Ставка оправдана: игровая аудитория России огромна», — отметил Илья Чех, сооснователь Гильдии «Рубежи науки».
По словам главы «Роскосмоса» Дмитрия Баканова, Гильдия станет одной из трех главных инициатив, вокруг которых сконцентрируются космические стартапы в России.
Что же такое «Гражданская наука»? В 1995 году Алан Ирвинг изложил концепцию гражданской науки, или научного волонтерства, в книге «Гражданская наука: исследование людей, опыта и устойчивого развития». Задолго до появления этого понятия сам прием использовали в СССР. «Народная» наука была тесно переплетена с профессиональной благодаря открытости самого института науки, она играла важную роль в развитии общества.
Сейчас тема вновь актуальна – в плане «Десятилетия науки и технологий» в России, который был утвержден Михаилом Мишустиным в 2022 году, была отмечена необходимость к реализации научных проектов привлечь более 100 000 волонтеров к 2025 году.
Одним из способов привлечения к научным проектам широкой аудитории являются игры. Например, не имеющие знаний в области химии геймеры могут играть в онлайн-головоломку Foldit — там они меняют аминокислотную последовательность; результатом проекта стала расшифровка вируса, который вызывает у обезьян СПИД, и изменение структуры белка, отвечающего за катализ реакции Дильса — Альдера. А разработчик Дэвид Бейкер получил Нобелевскую премию по химии с «За проектирование новых видов белков».
В числе похожих проектов – EteRNA от Университета Карнеги — Меллона и Стэнфордского университета, Phylo от Университет Макгилла, Stall Catchers от Института человеческих вычислений.
Разработчики EVE Online, студия CCP Games, выпустила мини-игру «Project Discovery» – в ней игроки идентифицируют локализацию белков в человеческих клетках за вознаграждение, которое затем можно использовать в EVE Online. Мини-игру выпустили в партнерстве с «Human Protein Atlas» и платформой гражданской науки Massively Multiplayer Online Science. Результат — игроки, например, помогли ученым наблюдать за «иммунным ответом» организма на коронавирус.
В игру Borderlands встроена головоломка Borderlands Science. Пользователи пытаются ровно выстроить плитки, и собранные данные в итоге применяются для создания точных моделей микробиома человека. С 2020 по 2024 год 700 тысяч игроков решили более 36 миллионов головоломок.
Видеоигры как наука
Собственно, разработка видеоигр может рассматриваться как наука. Изначально видеоигра — это сложный программный продукт, который часто находится на абсолютно передовом крае развития технологий, будь то 3D-симуляция и физика, Motion Capture с учетом мимики персонажей, нейросети для NPC и UX-анализ в геймдизайне, комплексные распределенные системы для создания многопользовательских игр.
Эту тему планируется обсудить 9-10 августа в Доме ученых в Пущино (Московская область) на конференции «ИКАК? Игры как наука 2025». В событии примут участие как разработчики и геймеры, так и ученые, а также технологические предприниматели. Например, Илья Чех вошел в Комиссию для оценки игр с точки зрения науки — речь об инновациях в играх, о научно-популярных и образовательных проектах, а также о тех играх, которые подойдут для лабораторных исследований.
Что особенно интересно, фестиваль входит в «Десятилетие науки и технологий в России» и решает задачу создания «моста» между разработчиками видеоигр и учеными. Также мероприятие призвано развеять различные мифы вокруг создания игр. Открытые лекции, мастер-классы, игровые шоукейсы могут посетить не только специалисты, но и все желающие — вход свободный после регистрации. «Компьютерра» выступает медиапартнером мероприятия.










