Российский рынок беспилотной логистики к 2030 году может достичь 25 миллиардов рублей, однако эксперты выражают сомнения в таких прогнозах. Высокая себестоимость полетов, жесткие регуляторные ограничения и узкие сценарии применения пока сдерживают широкое распространение дронов в логистике.

Емкость российского рынка беспилотной логистики и доставки «последней мили» к 2030 году может достичь 25 млрд руб. в год, включая перевозки в городах, труднодоступные регионы и организацию распределительных центров. Об этом сообщил гендиректор ООО «БАС» Алексей Варятченко на форуме «Беспилотные системы: технологии будущего» в «Сколково». Потенциальными партнерами называют «Почту России», «Самокат», СДЭК и Ozon.
Компания прогнозирует, что сфера применения дронов расширится за пределы логистики. В сельском хозяйстве рынок достигнет 21,1 млрд рублей, в строительстве — 18,1 млрд рублей. Мониторинг инфраструктуры (электропередачи, трубопроводы, железные дороги, телекоммуникации) — 14 млрд рублей. Задачи общественной безопасности — 9,2 млрд рублей к 2030 году.
Однако текущие тенденции говорят о проблемах: в первой половине 2025 года рынок услуг гражданских БПЛА упал на 20% до 3,5 млрд рублей, впервые с 2017 года. Особенно сильно сократился сегмент аэросъемочных работ — на 50–70%. Основные причины — активное использование РЭБ и запреты на полеты, что срывало контракты.
В «Infoline-аналитике» считают, что прогноз в 25 млрд рублей для рынка беспилотной логистики завышен. Реалистично — 300–500 млн рублей к 2030 году. При господдержке возможно до 3 млрд рублей. Мониторинг нефтегазовой отрасли, энергетики, строительства и лесного хозяйства остается наиболее доходным применением дронов в гражданской сфере, уступая сельскому хозяйству и значительно отставая от логистики.
Аналитики и бизнесмены считают, что в ближайшие годы дроны будут экономически выгодны только для доставки в труднодоступные места и перевозки срочных грузов. В СДЭК полагают, что дроны могут быть полезны для перемещения грузов между складами и хабами.
Сейчас стоимость полета дрона составляет от $5 до $15, в то время как курьерская доставка обходится в $2–5. Снижение затрат возможно при расширении сетей, автоматизации процессов и упрощении регулирования. По прогнозам экспертов, к середине 2030-х годов дроны смогут сравняться по цене с курьерами, а в мегаполисах даже станут дешевле на 20–40%.
