Спустя несколько десятилетий человечество вновь вступило в активную гонку по покорению дальнего космоса. Сегодня это уже не вопрос «красивого» достижения, вроде флага на ближайшем спутнике, а стратегическая задача, выполнение которой определит положение страны не только на мировой арене, но и уже на межпланетной.
О том, как не проиграть гонку за лидерство в космосе, кто на этом заработает и в каком положении страна сейчас, рассказывает Илья Чех, основатель научно-технологической компании «Гильдия “Рубежи науки”».
«Кто первый в космосе, тот первый и на Земле, тот цивилизацию и возглавляет».
Юрий Юрьевич Балега, астрофизик и вице-президент РАН
— На чем основано технологическое лидерство в космосе?
Технологическое лидерство опирается на фундаментальную науку. В эпоху Великих географических открытий навигация требовала точных карт, определения координат и надежных кораблей, поэтому активно развивались география, картография и астрономия; изобретение печатного станка ускорило сохранение и распространение знаний.
Следующий этап для человечества, вполне логичный и понятный, — это выход за пределы нашей планеты. Мы уже дотянулись до орбиты. Человек был на Луне. На других объектах Солнечной системы были спускаемые аппараты и роверы. «Вояджеры» вышли за пределы нашей системы. Но, как мы видим, хотя государства и бизнес и выказывают внимание к космосу, они делают это не так активно.
Но кому и как это поможет заработать денег больше, чем потребует вложений сам полет, — это главный вопрос.
И здесь возникает вопрос: почему так? Проблема — в финансах.
В случае с космосом возникает проблема отсутствия осязаемых финансовых целей. Часто спрашивают, были ли американцы на Луне. При положительном ответе вы сразу услышите другой вопрос: «А почему сейчас не могут?» Дело в том, что человек может отправиться на Луну. Но кому и как это поможет заработать денег больше, чем потребует вложений сам полет, — это главный вопрос.
Поэтому, прежде чем говорить о технологическом лидерстве в космосе, надо обосновать его необходимость. Мы решили это таким образом: фундаментальные научные исследования для нас являются основой. Для таких исследований нужно решать прикладные задачи — создавать новые технологии, датчики, приборы. Их мы коммерциализируем, чтобы вкладываться в новые исследования. При этом нам нужны люди — ученые, инженеры, популяризаторы, дизайнеры, сценаристы… Все, кто может способствовать развитию космической отрасли.
— Куда нужно вкладывать ресурсы, чтобы этого достичь?
Ресурсы нужно вкладывать в университеты — в команды ученых, в студентов и аспирантов, в детские сады и школы для привития тяги к космосу и развития навыков — через конкурсы и специальные проекты, в молодых предпринимателей и изобретателей и их проекты.
От величины роли, которую сыграет Россия в освоении космических пространств, зависит наше технологическое лидерство. Слово «Спутник» и имя Гагарина известно всему миру; нужны новые слова, факты, технологии и достижения, чтобы «Эпоха космических открытий» ассоциировалась с ней.
«Кто первый в космосе, тот первый и на Земле, тот цивилизацию и возглавляет», — говорил Юрий Юрьевич Балега, астрофизик и вице-президент РАН. Я с ним абсолютно согласен.
— Что нужно для того, чтобы отправиться в дальний космос?
На мой взгляд, следующие прорывы в науке будут связаны с темной энергией, темной материей и гравитационным взаимодействием. Это должно открыть путь к освоению Солнечной системы и выходу в дальний космос.
Среди ученых, которые занимаются космосом, я часто нахожу подтверждение своей гипотезе. Поэтому флагманским проектом Гильдии «Рубежи науки» в области фундаментальной науки стала разработка и установка лунного фазового лазерного дальномера на базе Кисловодской обсерватории. Этот инструмент нужен для лазерной локации Луны для изучения стохастического гравитационного фона.
С одной стороны, проект направлен на фундаментальные исследования. С другой — дальномер можно применять для контроля объектов до орбит высотой 40000 км. Более того, можно будет даже получить картинку этого объекта, то есть определить, за чем именно мы следим.
Для реализации этой задачи мы работаем совместно со старейшим в стране астрономическим институтом — Государственным астрономическим институтом имени П. К. Штернберга (ГАИШ), одним из подразделений МГУ им. М. В. Ломоносова. А в планах — построить обсерватории на Луне, Марсе, орбите Юпитера. Это поможет исследовать гравитационные волны.
— Если говорить о прикладных технологиях для космоса, то в каких направлениях они должны развиваться?
Прежде всего нужно оборудование, инструменты, датчики, материалы для орбитальных, лунных, а далее и марсианских станций. К этому необходимо добавить энергетику и медицину, питание и психологию.
Один из главных вопросов — это двигатели. Команда Advanced Propulsion System разрабатывает ионные двигатели с управляемым вектором тяги. Два аппарата с двигателями разработки команды уже были запущены в 2023 и 2024 годах, следующий аппарат планируется к запуску в 2025 году. Это будет CRST с векторизацией тяги в 6 направлениях.
В нашем портфеле есть проект фотобиореактора от команды «435 нм». С помощью водорослей система может перерабатывать углекислый газ в кислород и очищать воду, также в нее будет добавлена рыба, что покроет потребности будущих космонавтов в белке. Технология имеет потенциал на Земле: планируется, что она будет очищать воздух и обогащать его кислородом на промышленных предприятиях, в офисах и на верхних этажах небоскребов. Коммерциализация космических технологий здесь и сейчас поможет вкладывать больше денег в фундаментальную науку.
В целом можно посмотреть на нынешнее положение вещей и перевернуть его с ног на голову. Например: космонавты летают на ракете с реактивными двигателями РД-107 и РД-108, которые работают на смеси керосина и жидкого кислорода; они испытывают перегрузки до 7g; питание необходимо брать с собой, как и воду, а также баллоны с кислородом.
Теперь «переворачиваем»: космонавты будут летать на ракете самолетного типа с экологически безопасным двигателем и не будут испытывать перегрузок; питание будут выращивать в оранжереях и специальных устройствах вроде 3D-принтеров, воздух будут чистить специальные системы. Конечно, это лишь гипотеза и способ «взглянуть в будущее», но так молодые ученые и разработчики смогут представить, где возможно применить их знания.
— Как раскрыть человеческий потенциал для лидерства в космосе?
После первого полета человека в космос множество советских мальчиков и девочек хотели стать космонавтами. Сейчас, с одной стороны, отправлять людей на Международную космическую станцию стали гораздо чаще, но с другой стороны, не хватает популяризации. Само общество должно быть науконцентричным, тянуться к знаниям, вовлекаться в исследовательские проекты.
Важно раскрывать потенциал не только человека, но и институтов, структур, бизнеса.
Нам нужно, чтобы еще в детском саду мальчики и девочки на вопрос, кем они хотят стать, вновь отвечали: космонавтом, летчиком, создателем двигателей, ракет, космическим врачом, ученым. Особенно важен последний пункт: без фундаментальной науки развитие прорывных технологий усложнено.
В старшем возрасте необходимо поддержать стремление к знаниям и науке, в том числе материально. Мы, к примеру, платим дополнительную стипендию студентам и аспирантам ГАИШ МГУ — до 20000 рублей в месяц. Молодые ученые должны посвящать себя науке, а для этого им нужна поддержка. Оптимально будет обеспечивать их заказами от государства и бизнеса.
Важно раскрывать потенциал не только человека, но и институтов, структур, бизнеса. Корпорации, как правило, хотят получить выгоду от инвестиций здесь и сейчас. Мы призываем, напротив, в стратегиях на более длительный период — на 5, 10, 20 лет — прописывать поддержку фундаментальных научных исследований.
— Как ситуация изменится за 5 лет, до 2030 года?
Глобально с точки зрения научных открытий это слишком малый срок, хотя нельзя предположить, в какой момент наступит прорыв. Тем не менее, за это время мы как человечество можем раскрыть таланты и подготовить кадры, способные на такие прорывы.
Повышение интереса к космосу мы уже видим. Космическая эстетика прослеживается в дизайне и рекламе.
Вектор уже задан. Владимир Путин объявил фундаментальные научные исследования дальнего космоса главнейшей задачей в этой отрасли. Это произошло всего через несколько дней после того, как мы провели мероприятие, посвященное старту работы Гильдии «Рубежи науки». И через месяц после того, как на подкасте в «Курилке Гутенберга» я сказал, что стоит команде, с которой мы создавали «Моторику», заняться космосом, как к этому процессу подключится государство и бизнес.
— Как на технологическое лидерство России может повлиять Российская орбитальная станция?
По нашему мнению, Российская орбитальная станция должна будет стать научно-технологической площадкой для бизнеса, для корпораций, для научных институтов. Основной задачей станции должна стать наука, ориентированная на будущие путешествия на Луну, Марс и дальше. Необходимо работать с производством в космосе, с логистикой.
При этом важен подход к созданию станции. РОС должна состоять из свободно летающих модулей, которые могут соединяться для проведения отдельных экспериментов. Дело в том, что в составе большой станции некоторые эксперименты нельзя проводить, потому что сейчас станция и ее модули влияют на эксперимент из-за вибрации, из-за невозможности выделить определенное энергетическое потребление и так далее. Отделение модулей для экспериментов позволит нивелировать этот фактор.
Такие технологии будут передовыми, потому что из них в будущем мы сможем собирать большие и функциональные станции. Поэтому здесь стоит задача отработать именно технологии разъединения и соединения разных модулей.
— Как вы планируете реализовать эту задачу, как объединить государство, науку и бизнес?
Космос является прерогативой государства. Даже если мы говорим об услугах для гражданских лиц — коммерческих организаций, допустим, в области дистанционного зондирования Земли, то компании, которые предоставляют такие услуги, параллельно отдают данные министерству обороны. Это жизненная необходимость.
Другой вопрос состоит в том, что космические контракты от государства исполняет «Роскосмос». Эта государственная корпорация еще несколько лет назад не особенно активно работала с частными компаниями.
Сейчас в этом плане наблюдается сдвиг, хотя «Роскосмос» продолжает объединять в себе функции и регулятора отрасли, и заказчика, и исполнителя госконтрактов. Таким образом, гигант является конкурентом всех частных космических компаний в стране.
Необходимо усилить тренд на уравнивание доступа к космосу государственных предприятий и частных фирм, стартапов, разработчиков. В идеальной картине «Роскосмос» мог бы стать агрегатором для таких проектов, акселератором, мог бы искать команды для выполнения заказов в космической отрасли и поддерживать их.
Космос является прерогативой государства. Это жизненная необходимость.
Для корпораций космос открывает большие возможности в плане разработки новых технологий для самых разных отраслей — и агропромышленности, и материаловедения, и энергетики. Им нужно вкладываться в фундаментальные научные проекты и покупать побочные результаты научных исследований в виде продуктов, оборудования и технологий.
Мы планируем поставить на поток работу между государством, бизнесом, учеными и изобретателями для решения прикладных задач. С точки зрения общества в целом наша задача — увлечь людей темой космоса. Показать, что он рядом. Мы сформулировали тезис «Теплый космос»: это и ностальгия, и уют, и вера в будущее.
— Какой совет вы дадите тем, кто хочет присоединиться к освоению Солнечной системы и полетам в дальний космос?
Бизнесу стоит инвестировать в науку, в образование, в творчество, что отвечает задачам как КСО, так и ESG. Работа с командами ученых положительно влияет на репутацию и даст доступ к научным и технологическим прорывам, которые компания сможет использовать первой для своего бизнеса.
Работа с космической отраслью, которую мы можем организовать для бизнеса, продемонстрирует причастность к реализации плана развития этой отрасли, заявленного Владимиром Путиным.
Основная причина, по которой мы с Галиной Малыгиной основали Гильдию «Рубежи науки», — это именно фундаментальная наука, и мы уже сейчас объединяем коммерческие предприятия с нашими портфельными проектами и командами ученых. Гильдия связывает госкорпорации и стартапы, тем самым дополняя функции акселераторов и команд, отвечающих за M&A и инвестиции.
Кроме того, работа с космической отраслью, которую мы можем организовать для бизнеса, продемонстрирует причастность к реализации плана развития этой отрасли, заявленного Владимиром Путиным.
Ученых призываю заниматься нетворкингом и искать поддержку через Гильдию: мы налаживаем контакты, помогаем найти заказы.
Всем читателям важно помнить слова Циолковского: «Земля — колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели». Наши силы должны быть направлены на развитие и объединение, и космические задачи открывают для этого все возможности.
Беседовал: Иван Сычев.

