Четыре из пяти российских игровых студий (80%) активно используют инструменты искусственного интеллекта на различных этапах разработки игр — от написания кода до создания графики и сценариев. Такие данные были получены в совместном исследовании Института развития интернета (ИРИ), Ассоциации АПРИОРИ и Фонда «Сколково» (Группа ВЭБ.РФ), посвященном ИТ-ландшафту российской игровой индустрии.

В опросе, проведенном с 15 по 28 июля 2025 года, приняли участие около 140 представителей студий и индивидуальных разработчиков из 39 регионов России. География охватила как крупнейшие центры геймдева (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск), так и региональные команды. Большинство респондентов — малые и независимые команды (90,5%). В выборке представлены руководители (47,8%), технические директора и разработчики (22,1%).
«Результаты исследования подтверждают, что интеграция ИИ уже стала массовой практикой в российских студиях. Это помогает автоматизировать рутину и сосредоточиться на творчестве. Для нас эти данные — ориентир при формировании мер поддержки индустрии. То, что 80% студий используют ИИ, — это сильный тренд. Но для нас важнее не статистика, а ее смысл: российский геймдев технологичен и адаптивен».
Александр Михеев, генеральный директор АПРИОРИ
Ключевые инсайты исследования:
- ИИ становится стандартом: 80% студий используют его в работе, чаще всего — для написания кода (47,8%), создания и обработки графики (40,4%), а также генерации сценариев (28,7%) и диалогов (27,9%).
- Главные барьеры индустрии: сложности с продвижением (66,9%), финансовые ограничения (65,4%), технологическая зависимость от зарубежных сервисов (62,5%) и кадровый дефицит (36,8%).
- Платформы и движки: лидируют Unity (56,6%) и Unreal Engine (39,7%). Ключевая платформа — ПК (91,9%), но почти половина студий выпускает игры и для мобильных устройств (48,5%).
- Локализация сервисов: наиболее востребованы аналоги Unity Cloud (34,56%), Epic Online Services (33,09%), Xsolla (27,94%) и Photon (24,26%).
«Мы видим, что большую часть рынка составляют малые и независимые команды из 39 регионов — это свидетельствует о здоровой экосистеме. Несмотря на вызовы, такие как финансовые ограничения и технологическая зависимость, индустрия демонстрирует устойчивость. Надеемся, что результаты помогут определить направления поддержки и развития отечественных альтернатив зарубежным сервисам».
Андрей Воронков, заместитель генерального директора ИРИ
Данная работа является первой в серии запланированных исследований ИТ-ландшафта игровой индустрии. Следующим этапом станет анализ рынка прикладного и смежного программного обеспечения. Таким образом, цикл начался с оценки инфраструктуры и базовых технологических решений, а дальнейшая работа будет сфокусирована на ПО, используемом в разработке.
«Сегодня становится очевидно: будущее игровой индустрии определяется технологиями: искусственным интеллектом, сервисами, платформами. Наша цель — помочь компаниям раскрыть этот потенциал и сократить зависимость от зарубежных технологий, а исследование поможет определить ключевые приоритеты».
Алексей Каленчук, директор по цифровым креативным индустриям Фонда «Сколково» (Группа ВЭБ.РФ), руководитель направления «Sk Игры»
Аналитические выводы и рекомендации, сделанные по итогам исследования, будут направлены в профильные организации, регуляторам и Центр компетенций «Игровые сервисы» при Минцифры России. Результаты призваны помочь сформировать приоритеты при отборе проектов, претендующих на статус «Особо значимый проект», и разработать меры поддержки, отвечающие реальным потребностям индустрии.
