Когда игра становится бизнесом: успешные коммерческие стратегии

Коммерческий успех видеоигр определяется не только качеством продукта, но и продуманной бизнес-моделью, умелым использованием лицензионных возможностей и адаптацией к предпочтениям потребителей. Иногда популярности проекту придает использование мема, как в «Русах против ящеров», иногда — ностальгический сеттинг, который сыграл роль в Atomic Heart, в других же случаях причиной может стать уже созданная вселенная — как Warhammer 40,000. В иных случаях это хардкорность, как в Escape From Tarkov. Монетизация возможна с помощью покупок игр или сопутствующих товаров, а также рекламных интеграций. 

Мы отобрали несколько известных, на наш взгляд, проектов с большим участием разработчиков из России, которые специально для «Компьютерры» прокомментировал Василий Овчинников, глава Организации развития видеоигровой индустрии (РВИ).

Warhammer 40,000: Space Marine 2

Интересный пример успешной бизнес-модели в современной видеоигровой индустрии — проект Warhammer 40,000: Space Marine 2 от Saber Interactive, основанной в 2001 году Андреем Ионесом, Мэттью Карчем и Антоном Крупкиным. Проект использует премиум-модель монетизации и подписку для доступа к мультиплееру. К разработке команда подходит ответственно. В качестве основы выбрана всемирно известная франшиза — и новый шутер этот бренд значительно усилил, что привело к росту доходов и лицензиата, и студии. 

О коммерческом успехе говорит тот факт, что всего за неделю с момента запуска расширенного доступа к игре 5 сентября 2024 года выручка в 1,87 раз превысила показатель 2023 года всех остальных игр Warhammer 40.000. Такие подсчеты о предполагаемых доходах сделал игровой аналитик Йост ван Дройнен. 

За период в 6 месяцев, завершившийся 1 декабря 2024 года, выручка британской компании Games Workshop, которая создала вселенную Warhammer 40.000, выросла в 2,5 раза по сравнению с предшествующим годом. Значительная часть доходов — лицензионные отчисления, в том числе от новых видеоигр. 

Кроссмедийность стала одним из главных трендов видеоигр в 2025 году, которые аналитическая компания Ampere Games выделила в отчете Gaming Convergence: The Multi-Platform, Multimedia Future. И вселенная Warhammer является отличным примером реализации такого тренда. 

Escape From Tarkov

Многопользовательский тактический шутер от первого лица Escape from Tarkov — хардкорная игра, жестокая к геймерам. Она отличается реалистичной механикой стрельбы и повреждений, глубокой системой модификации оружия, продуманной экономикой и торговлей между игроками. 

В вымышленном городе Тарков игрок становится участником военного конфликта между двумя частными военными компаниями — американской USEC и российской BEAR. Геймеры стреляют, собирают и продают лут, обустраивают убежище и даже майнят биткойны, курс которых привязан к курсу в реальном мире.

Некоторые журналисты говорят, что это интересный пример, когда когда российскую игру больше любят за рубежом. Ежемесячно в Escape from Tarkov играют до 1,5 млн человек, за день — более 500 тыс. В моменте это могут быть 135 тыс. игроков, а во время ивентов — более 150 тыс. 

Основной источник дохода Escape From Tarkov — продажа редакций игры с увеличением стартового снаряжения, размера схрона и репутации у торговцев. Издание Standard с базовой экипировкой и навыками в сентябре 2025 года обойдется в 1800 руб., а The Unheard с размером схрона 10х72, экипировкой и навыками The Unheard Edition, повышенным отношением со всеми торговцами в игре и доступом к будущим DLC — уже 8580 с учетом скидки. 

Кроме того, в 2024 году в игре появились платные услуги вроде размера схрона, доступа к кооперативному оффлайн-режиму и ранней разблокировки одежды. При этом комьюнити новость о микротранзакциях восприняло без энтузиазма — многие сочли это нарушением прошлых обещаний. Буянов отмечал, что на момент анонса микротранзакций игра работала уже 8 лет без дополнительных вложений — а это редкость для подобного типа игр.

Каков результат? По подсчетам Net Worth Spot, чистая стоимость студии оценивается от 50 до 100 млн долларов. 

«Русы против ящеров 2» 

В 2023 году Рунет заполонили мемы про древних русов, динозавров и ящеров — после успеха «лекций» ИИ-персонажа «Профессора Багирова», в которых до высшей точки абсурда были доведены сказки конспирологов-неоязычников. Ящеры с помощью такой лженауки, как математика, пытались помешать русам торговать с Африкой и в целом развиваться. 

И на фоне этих событий энтузиасты из студии TheBratans сделали игру-мем «Русы против ящеров» — и в первые недели входили в топ-10 российского Steam по продажам, стоила она 42 руб. Уже к ноябрю того года игра разошлась более чем 100 тыс. копий. Можно самостоятельно подсчитать, что таким образом за два месяца продажи составили до 4 200 000 руб., если не считать скидки. К маю 2025 года тираж достиг 750 тыс. копий, в сентябре этого года игра стоит 22 руб. 

К сожалению, при выводе средств из Steam до разработчиков доходит всего 50%. 

Чтобы получить физическую копию игры, можно было приобрести коллекционный комплект «Русы против ящеров» от студии VG Limited. 

Цену на вторую часть игры подняли. На старте в Steam она стоила 333 руб., а в сентябре 2025 года — 199 руб. со скидкой. В результате разработчикам удалось окупить ее менее чем за месяц, при меньшем количестве купленных копий.

Кстати, на май 2024 года в этой студии работали всего 4 человека, а самой игрой занимались 5 сотрудников (часть работ заказывали на аутсорсе). Костяк команды делал игры и раньше, но не такие успешные. «Предыдущие игры — это, откровенно говоря, шлак, на котором мы набивали руку», — говорил в интервью Даниил Косачев, сооснователь студии.

Интересно отметить дополнительный способ монетизации игр — реклама. В «Русы против ящеров 2» враги нападают на «Пятерочку», и магазин нужно защитить. В Steam есть ачивка с логотипом ритейлера, в игре — брендированные чит-коды, достижения и сцена-пасхалка, также провели серию стримов и запустили рекламные ролики. Ключевым элементом коллаборации стал морс «Богатырский». Также к стримерам приезжал богатырь с доставкой из «Пятерочки». 

Atomic Heart

Шутер в сеттинге альтернативной истории СССР вышел в феврале 2023 года. Игра распространялась по всему миру и доступна как на ПК, так и на PlayStation 4, PlayStation 5, Xbox One и Xbox Series X/S. Реализацией занимается французская компания Focus Entertainment. В России игру можно купить эксклюзивно на VK Play, из российского аккаунта Steam игра не доступна. На старте игра стоила от 2499 до 3599 руб.  в зависимости от комплекта, и сейчас на VK Play цена ровно такая же. 

В Mundfish уже в 2023 году говорили о том, что им удалось отбить затраты на разработку и маркетинг. А экс-владелец издания «Игромания» Гаджи Махтиев в том же году утверждал, что игра заработала в VK Play больше 10 млн долларов США. 

Разработчики считают коммерческой тайной информацию о том, сколько удалось заработать на игре. Поэтому единственный вариант — это использование информации из внешних источников. Например, на сайте steam-revenue-calculator подсчитали, что общий объем продаж превысил 27 млн долларов, а чистая выручка составила 8 млн долларов. 

«Сатурн»

Иногда первый блин выходит вовсе не комом. Для Ninsar.Games RPG «Сатурн» — это дебютный проект в игровой индустрии. В команде разработчиков были как профессионалы, так и молодые выпускники Национальной технологической олимпиады, которые оставили послание в виде диплома НТО в жилище главного героя. 

Более опытные члены команды работали над такими хитами, как Divinity: Original Sin 2 (по мнению «Игромании», это одна из лучших ролевых игр десятилетия, а то и всех времен и народов) и Baldur’s Gate 3 (91% рейтинг одобрения в Steam).

Игра «Сатурн» — бесплатная. При желании можно оплатить работу создателей, купив саундтрек к ней, иначе придется бороться с роботами и обследовать территории в тишине.

«Это первая полноценная игровая работа нашей студии. У Ninsar есть множество других проектов, но именно игровой продукт в таком формате — это первый опыт. Мы хотели заявить о себе на рынке, показать себя. Как нам кажется, отечественному рынку действительно не хватает игры с таким сеттингом, дизайном, звуковыми эффектами. Когда мы (разработчики) играем в нее, то погружаемся и кайфуем от всего, что происходит на экране. Я сам фанат нашего сеттинга, и этим все сказано. Поэтому мы решили поделиться игрой со всеми, чтобы каждый мог это почувствовать», — рассказывал в интервью Иван Орлов, PR-директор игры. 

Этим летом ИРИ объявил победителей конкурса на создание национального контента — в список вошло продолжение RPG с survival-механиками: «Сатурн. Наследие». Напомним, Институт развития интернета остается единственной государственной структурой, которая выделяет реальные безвозвратные деньги, и они действительно доходят до разработчиков.

Следующие игры в серии, а также будущие дополнения, кроме первого бесплатного DLC, будут распространяться уже за деньги. Поэтому разработчикам можно пожелать успеха — они сделали колоссальный задел. 

Резюме

Представленные примеры показывают возможности стратегий для достижения коммерческого успеха. Ключевыми факторами становятся не только качество продукта, но и умение использовать вирусный маркетинг. 

Монетизация может принимать различные формы — от традиционных продаж и платного DLC до добровольных пожертвований и рекламных партнерств. Заработать при грамотном подходе и доле удачи возможно как на крупнобюджетных блокбастерах, так и на нишевых проектах с уникальной атмосферой. 

Очевидно, что будущее индустрии за кроссмедийностью, глубоким погружением в игровые вселенные и построением долгосрочных отношений с сообществом. Хочется пожелать успеха российским разработчикам, которые уже демонстрируют готовность экспериментировать с форматами и бизнес-моделями и развивать проекты как на Родине, так и в других странах.

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях