Планируемое повышение ставки НДС до 22% и снижение порога для уплаты налога могут привести к закрытию 10-20% пунктов выдачи заказов в России в 2025-2026 годах, сообщили в Ассоциации участников рынка электронной коммерции.

Планируемое повышение НДС может привести к закрытию от 10 до 20 % пунктов выдачи заказов в России. Об этом сообщила Ассоциация участников рынка электронной коммерции. Поводом стали инициативы Минфина: повысить ставку НДС с 2026 года с 20 до 22 % и одновременно снизить порог по доходам для уплаты этого налога с 60 до 10 млн рублей. Это означает, что под действие налога попадет большее число компаний малого и среднего бизнеса.
Согласно оценкам ассоциации, повышение ставки НДС может привести к росту цен на маркетплейсах в среднем на 1,7 %. С учетом увеличения затрат на логистику, сырье и комиссии площадок итоговое удорожание товаров может составить от 5 до 15 процентов. Компании с оборотом от 60 до 240 млн рублей, которые раньше были освобождены от уплаты НДС, для сохранения рентабельности могут повысить цены в среднем на 10–25 %.
В результате участники рынка прогнозируют снижение объема покупок, в первую очередь в сегменте товаров с высокой стоимостью, таких как премиальная техника, мебель и одежда. Следствием этого может стать трансформация рынка пунктов выдачи. По оценке Ассоциации, в 2025–2026 годах может прекратить работу от 10 до 20 % таких пунктов.
По данным ассоциации, инвесторы уже переходят от стратегии открытия максимального количества точек к открытию только рентабельных. Также отмечаются тенденции к развитию автоматизированных центров и постаматов, что связано с их более низкой себестоимостью и меньшей зависимостью от персонала. Ожидается, что реформа усилит консолидацию рынка: преимущество получат крупные игроки с развитой логистикой, а рынок покинут менее эффективные операторы. Наиболее уязвимыми, по оценке экспертов, могут оказаться небольшие франчайзинговые точки в центрах городов с высокой арендной платой и малотрафиковые пункты выдачи на окраинах.
По информации сервиса «Яндекс Карты», на начало октября в России насчитывалось 208,4 тысячи пунктов выдачи заказов.
