Полсотни смышлённейших готовы менять мир

Инновации
автор: Михаил Ваннах  25 июня 2015

Есть широко распространенное – во всяком случае, в технологической журналистике, мнение – что хайтек нынче совсем не тот, что раньше, и бизнес на нем тоже не тот. Мол, все стало привычным общераспространенным, и уходит в разряд инфраструктуры. Но вот если посмотреть на список полусотни смышленнейших фирм, составленный заокеанским журналом MIT Technology Review (50 Smartest Companies 2015), то мы увидим, что дела обстоят куда оптимистичней.

Ну, прежде, чем излагать чью-то позицию, посмотрим, насколько она серьезна и авторитетна. MIT Technology Review входит в «экосистему» Массачусетского технологического института, который имеет легендарное прошлое и получил в актуальном рейтинге высших учебных заведений планеты World University Rankings 2014-15 шестое место, пропустив вперед Калтех, Гарвард со Стенфордом да Оксфорд с Кембриджем. Так что изданию, подпитываемому живым общением (которое не заменяет ни почта, ни скайп…) с научными работниками и преподавателями одного из лучших вузов планеты вполне стоит поверить.

Таблица пятидесяти разумнейших компаний планеты. Цветами отмечены области деятельности – белый транспорт неотделим от общего фона.

Таблица пятидесяти разумнейших компаний планеты. Цветами отмечены области деятельности – белый транспорт неотделим от общего фона.

Итак, на первом месте находится Tesla. Она размечена белым фоном транспортных услуг, как и замыкающее список интернет-такси Uber, но в лидеры вывели ее отнюдь не электрокары, а домашние аккумуляторные батареи, о которых мы не так давно рассказывали в статье «Поворотный пункт в энергетике и в истории». Важность этого продукта, аккумуляторных батарей с высокоэффективной компьютеризованной системой управления и преобразования тока, в случае использования их в одной связке с солнечными батареями, трудно переоценить. И не только в технике и экономике, но даже в политике.

Вот, из Армении приходят тревожные вести о массовых акциях в знак протеста против резкого роста тарифов на электроэнергию («В Ереване разогнали митинг против повышения тарифов»). Шестнадцатипроцентный рост цен сделает плату за электричество слишком высокой для значительной части населения. А ведь дело происходит в стране с высоким уровнем инсоляции – почему бы глобальной армянской диаспоре не помочь своей родине, своим родственникам обзавестись децентрализованными системами энергоснабжения? Системами индивидуальными или локально-сетевыми, но не зависящими от произвола «естественных монополий»? И это лишь частный пример…

Частный пример того, как технологии могут преобразить мир к реальному благу обитающих в нем людей… А вот дальше мы увидим пример того, как разумная экономическая политика создает практически на пустом месте разумнейшие компании. Второе место в списке занимает Xiaomi inc., вспыхнувшая сверхновой звездой на красочном – куда там Южному небу – небосводе брендов бытовой электронике.

Xiaomi Tech совсем молода – ее хозяин, «китайский Джобс» Лэй Цзюнь основал фирму лишь в апреле 2010 года, когда в отечественные «корпорации развития» уже были вложены весьма большие государственные средства. И можно без усилия памяти припомнить, как покупал в подарок юной родственнице симпатичный смартфон неведомого качества, успокаивая себя соображением, что дареному-то коню в зубы смотреть не будут… А качество оказалось-то вполне приличным. Что и позволило молодой компании уже в 2013 году выйти на оборот $5,2 млрд. USD.

В апреле 2014 года Xiaomi Tech, прочно закрепившаяся на рынке Поднебесной, приступила к полномасштабной экспансии на внешние рынки, включая и российский. Ну а летом 2015-го шуструю пятилетку признали второй по смышлености корпорацией планеты – это объясняется как ее успехами в отработке программных оболочек, так и «железной» начинкой аппаратов. Да и политика готовности к работе с минимальными ¬ а по началу и с нулевыми прибылями, широчайшего использования онлайн-дистрибуции и рекламы в соцсетях сделала ее весьма солидным игроком рынка (Is Xiaomi Really Worth $50 Billion?).

Ну а теперь обратим внимание на четвертого и двадцать первого фигурантов списка. Это – китайский интернет-магазин Alibaba и китайский поисковик Baidu. Ну, говорить об Alibaba отдельно нет смысла. Если кто из читателей еще и не пользовался этим интернет-магазином, то наверняка воспользуется в ближайшее время – он приступил к очень серьезной экспансии в России, которой малоподвижная и склонная к гедонизму местная дистрибуция вряд ли способна составить конкуренцию. Обратим внимание лишь на интересный факт – «Основатель Alibaba Джек Ма — РБК: «Я не получал зарплату 12 лет»».

Да-да, трудовая этика что Лэй Цзюня, что Джека Ма, до странности совпадает с тем, что Макс Вебер называл «протестантской этикой». Скромность в личном потреблении, обусловливающая высокую норму инвестирования; акцент на достижении долгосрочных стратегических целей – а не краткосрочных, чем грешат современные западные менеджеры. Плюс – опыт игры на домашнем поле» гигантских размеров. Ну и – верность традициям, часто демонстративная; на эмблеме Xiaomi inc. ушанка с красной звездой, в которых «китайские добровольцы» остановили в Корее «войска ООН», понимание того, что за рынки сбыта стоит драться…

Кстати, Джек Ма надеться, что сможет вывести товары мелких российских бизнесменов (ежели вдруг такие появятся…) на необъятный китайский рынок. Очень интересная мысль – куда занятнее отечественных тенденций к автаркии-импортзамещению. Не зря ее высказывает руководитель четвертой по смышлености глобальной корпорации! Да и Baidu, выросшая за великим китайским файрволом, нынче настолько преуспела в инновациях, вроде распознавания образов – о чем мы пишем регулярно – что хоть и отстает от всемирного Google, но не радикально…

То есть – подытожим этот фрагмент – ошибаются те, кто считает Китай промышленной колонией Запада. Это высокоразвитая страна с высокоразвитым хайтеком и самыми передовыми фирмами. Мы видим те из них, которые уже «светят вовсю». Но ведь явно должны быть и те, кто еще «не разгорелся». Так что не надо успокаивать себя, что успехи китайских школьников в тестах PISA это всего лишь зубрежка. Нет, в Поднебесной нынче свершатся истинное творчество – как в купеческих республиках ренессансной Италии, как в Британии Промышленной революции, как в Калифорнии времен Компьютерной революции.

И такие же революции идут по всему миру. Ну вот SunEdison и SolarCity с их солнечными батареями, Aquion Energy и Imprint Energy с аккумуляторными батареями новых поколений – их продукция может в ближайшее время радикально перекроить наши представления об источниках энергии, снять множество экологических проблем и дать шанс на развитие странам Третьего мира.

А вот продукция фирм Universal Robots и Rethink Robotics (известной своим легко обучаемым роботом Baxter) сможет оказать крайне сильное и весьма быстрое влияние на рынок рабочей силы. Ну а ракеты от SpaceX вполне вероятно обесценят былые достижения в области коммерческой космонавтики, если конкуренты не станут бежать еще быстрее. И Microsoft опять вернулась в список смышленнейших – но уже с системой виртуальной реальности HoloLens. То есть высокотехнологическая жизнь – кипит.

Там, где уделяют серьезное – и подтверждаемое результатами международных рейтингов успеваемости школьников и качества университетов – внимание образованию. Там, где публикуют в нарастающих объемах научные статьи. Там, где низки трансакционные издержки. Там, где владельцы бизнесов вкладываются не в роскошные особняки и дорогие машины, а в высокотехнологические производства и сервисы. Ну а на что надеются те, кто этого не делают, сказать трудно… Разве что на то, что коллективно полученная Darwin Awards это тоже награда?!

Поделиться
Поделиться
Tweet
Google
 
Читайте также
Слушания очные или обсуждения сетевые?
Слушания очные или обсуждения сетевые?
Китайский путь из ловушки бедности для России
Китайский путь из ловушки бедности для России
Научно-производственные роты как помощь экономике региона
Научно-производственные роты как помощь экономике региона
938
  • Alexandr Filippow

    Я искренне не понимаю всех этих восхвалений аккумуляторных систем от Теслы, в них нет ну ничего нового, вот совсем. И ценник на них — далеко не каждая семья позволить может, и область применения, ограничена, особенно на нашем континенте, ввиду погодных условий. Пока не видел ни одного даже приблизительного расчёта, который бы убедил меня, что вложение моих личных денег в солнечные батареи+аккумуляторы окупится за срок жизни этих самых аккумуляторов. Батареи к слову тоже не вечные, в смысле панельки солнечные, и их амортизацию тоже никто не считает. Все это — какую-то грандиозную профанацию напоминает.

    • да ужж, солнечные панельки на крышах в Сибири ну ну интересно посмотреть конечно ,согласен это не наш вариант Путин правильно смеялся достаточно посмотреть в какой климатзоне большинство России находиться

      • филипп красивый

        Товарисч! Сообщаю по секрету! Сибирский федеральный округ – это 19 млн человек, т.е. менее 15% населения РФ.

        А есть ещё: Центральный – 39 млн, Южный – 14 млн, Приволжский – 30 млн, Северо-Кавказский – 10 млн, Крым – 2 млн. Итого под 100 миллионов. Вы про них не забыли?

        • отож в каких домах живут енти мульены, сколько будет стоить установка+эксплуатация на хрущевку ентого чуДа в С.Ф.О. и скоко достанеться одной квартире ентого чуДесного ликтичества (по какой цене с учетом понижения КПД в перспективе 3-4 года).
          З.Ы. Хайнлайна уважаю таки да.

          • IF

            в многоэтажных домах это смысла нет делать — в той же хрущевке на квартиру будет пятая часть ее площади приходиться. в пике при хорошем солнце — киловата 2-3 будет, наверное.

          • Garruz

            А необязательно устанавливать на саму «хрущёвку». Полно незаселённых пустынных мест в окрестностях городов – вот и место для большой солнечной энергостанции. Чем не вариант?
            Если даже не полная замена – то хотя бы частичная разгрузка «традиционных» поставщиков энергии.

          • Инженер

            Города и так подключены к единой энергосистеме страны, зачем там дорогая солнечная энергия? Вот в поселках, где электричество от дизеля, другое дело и топят там не электричеством а твердым топливом, поэтому большие мощности не нужны.

          • Garruz

            Это на нынешнем этапе развития (практически в зачатке) она дорогая.
            Но в перспективе – гораздо более дешёвая.

      • AlexHa

        В Германии тоже не солнечно, но там до 50% электроэнергии генерируют солнечные батареи.

      • unlike them

        В поселке Батагай, где прошло мое детство, установили солнечные батареи http://www.vesti.ru/doc.html?id=2633389. Я крайне удивлен. Поселок за полярным кругом, зимой солнце показывается ненадолго. Летом, конечно, наоборот, но как я понимаю, в высоких широтах солнце не поднимается так высоко, как на экваторе.

        • пМВ

          Сколько заброска соляра на Севера стоит?

          Правда, возможно ветряки были б эффективней.

          • unlike them

            вот придумали бы как энергию добывать из мороза… но это, скорее, к щепетневу

          • kue

            Все давно придумано: если долго тереть о шиншилий эбонитовую палочку, то тепло и энерджайзер приходят в дом вместе с тайдом

          • Саша Про

            Докторский фонарик запитает.. «ШиншилЛий», однако; будем внимательны к деталям!

          • AlexHa

            Пробурить скважину километров 10, там всегда тепло — перепад температур…

        • Саша Про

          Уй, круто: «Поселок возводился ссыльными лагерей Севвостлага, позднее Янлага.
          В марте 1941 года все промышленные объекты Яны были переданы в состав ДальСтроя НКВД СССР»
          Вот у Вас, надо полагать, «шкура дублёная», уж извините..

          • unlike them

            Не совсем понял, что вы хотели сказать. Геологи мои родители. Но колючая проволока и вышки в детских воспоминаниях проскакивают.

    • филипп красивый

      // И ценник на них — далеко не каждая семья позволить может //
      Хто вам такое сказал? В америках может легко!

      // особенно на нашем континенте //
      МРОТ даже в Армении больше чем в РФ.

      P.S. Забавно: из Википедии удалили статью «Минимальный
      размер оплаты труда по странам»: https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%9C%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BC%D0%B5%D1%80_%D0%BE%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D1%82%D1%8B_%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B4%D0%B0_%D0%BF%D0%BE_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BC&action=edit&redlink=1 вместо нее появился вот такой вброс: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD_%D0%BF%D0%BE_%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D1%83_%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%83_%D0%BE%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D1%82%D1%8B_%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B4%D0%B0 Ой ла ла!

      • Alexandr Filippow

        Вы, вот лично вы, в америках живете ? Если да — то чего делаете на русскоязычном сайте, для русскоязычных читателей, большинство из которых обсуждает технологии применительно к своей жизни и работе ?

        Купить можно даже слона, это никак не доказывает, что мне выгодна его покупка. Улавливаете мысль ? Я сколько не считал, для себя лично, домой в кирпичную квартиру, для малого предприятия на 200 человек, вся эта ахинея с солнечными панелями и аккумуляторами обходиться в разы дороже чем электричество с ТЭС/ГРЭС/АЭС.

        единственное применение нашел — это освещение и подогрев воды в бассейне, которым пользуемся в загородном домике раз в 2-3 дня. Вот тогда да, 2-3 дня панельки заряжают аккумуляторы, с них инвертер греет водичку, насосы, дает освещение. На 1-2 часа за 2-3 суток. А если я всё это на жилую часть масштабирую — то оно либо не будет успевать заряжаться, либо будет стоить как авианосец. А нахрена мне оплачивать квартиру по цене содержания авианосца ?

        • филипп красивый

          // Я сколько не считал //

          Так аккумуляторные системы от Теслы никто в РФ и не продает вроде. В Германии солнечными панелями и ветряками все облеплено. Все дело в приоритетах.

          // чего делаете на русскоязычном сайте, для русскоязычных читателей, большинство из которых обсуждает технологии применительно к своей жизни и работе //
          Осторожно! Началось анальное огораживание!

          P.S. Вот сколько себя помню: если дом с бассейном, то за рупь удавится…

          • Alexandr Filippow

            С моей точки зрения, «анальное огараживание» — у вас в голове. Еще раз — на сайте русском, описываются технологии и обсуждаются применительно к нашей повседневности, быту, работе. В нашей существующей объективной реальности — они экономически неэфективны, а вы мне тут про германию сказки рассказываете. На Венере КПД солнечных батарей будет вообще в 800 раз выше, это не повод же мне туда мигрировать, чтобы установить солнечные панельки ?

            Вы извините балабол, какие могут быть «приоритеты» — если солнечная энергетика для примерно 80% территории России банально невыгодны с точки зрения экономики ?

            Ах да, если вы считаете, что русскоязычный сайт, ориентирован на жителей германии или америк, с ихними климатическими условиями, то я разумеется неправ.

          • Сепулька

            «Еще раз — на сайте русском, описываются технологии и обсуждаются применительно к нашей повседневности, быту, работе.»

            На русском сайте — обсуждайте русские технологии.
            И немедленно растопчите Ваш нерусский планшет.

          • Alexandr Filippow

            У вас тоже проблемы с осознанием реальности ?
            Любая технология, имеет границы применения, обусловленные кучей факторов. Конкретно данная, описанная в статье, ограничена климатическими условиями, кои для России весьма суровы. И где-то там, в Армениях или солнечных Калифорниях, солнечная энергетика может и имеет право на жизнь. но если её начнут применять на дальнем востоке , или в регионах сибири, ничем иным кроме как бездарным попилом бабла и/или неэффективной тратой денег это не будет.
            Частник потому и не вкладывает в это денег, потому как технология для НАС тупиковая, бессмысленная.

          • филипп красивый

            Знаете, про «границы применения» и «кучи факторов» идите пионЭрам в четвертом классе рассказывайте. Факторов всегда куча. И один из них – приоритеты общества. Если у каждого сортира поставить человека с ружОм то «экономически эффективно» будет гадить прямо себе в штаны. Если огораживаться от всего мира, то солнечные панели у нас так и будут золотыми. А их ненужность можно объяснять суровым климатом и прочей ерундой (реальное объяснение – разрушение монополии энергокомпаний). Дорогу осилит идущий.

          • AlexHa

            Реальное объяснение — дешевизна электроэнергии. Популизм властей для предпринимателей, тех, что с бассейнами на дачах. Аналогично и с автоматизацией (дешевизна рабочей силы), и с энергосбережением (дешевизна энергоносителей) и со всем прочим.

          • Icon Lover

            Это не популизм, а реальная цена. Энергокомпании в РФ в прибылях. Массовое производство рулит, как в энергетике, так и в электронике. Никто же не собирает смартфоны на кухне, не строит домну во дворе

          • AlexHa

            Нет, энергокомпании в РФ уже не в прибылях. При чём здесь массовое производство, не понял. Чубайс РАО ЕЭС давно на мелочь раздробил и кресло управляющего с аукциона продал.

          • Icon Lover

            Что-то не наблюдается блэкдаунов в РФ.

          • AlexHa

            При чём здесь блэкдауны?

          • Сепулька

            Alexandr Filippow Вам пишет:

            «Вы извините балабол…»

            Не знаю, как Вы, но я после прямых оскорблений считаю, что дискуссант повержен, ему больше нечего сказать, и прекращаю с ним сношения, во всяком случае, по данному вопросу.
            Можно, конечно, продолжать, но тогда потребуются незакавыченные цитаты из Владимира Сорокина, как наиболее владеющего русскотатарским матерным.

            Впрочем, воля Ваша.

          • филипп красивый

            // Впрочем, воля Ваша //
            Ну, я его вроде сам поддел: «за рупь удавится» звучит тоже немного обидно. Будем считать 1:1.

          • AlexHa

            А в чём проблема с климатом? Вот у меня на полке стоит «Справочник по проектированию солнечных батарей» 1983 года издания, Энергоатомиздат. Глава 5 «Эксплуатация солнечных батарей». Раздел 5.8 «Температура»? Раздел 5.10 «Атмосферные осадки»? Назовите проблему, сверимся со справочником.

          • IF

            > русскоязычный сайт, ориентирован
            любопытно — на кого?

          • IF пишет:
            >> русскоязычный сайт, ориентирован
            > любопытно — на кого?

            На студентов в России,
            которым эмигранты,
            проживающие в США,
            рассказывают про
            «человека с ружОм»
            в России.

            IF, а Вы как думаете?

          • IF

            русскоязычный сайт? на знающих русский язык

          • IF пишет:
            > русскоязычный сайт?
            > на знающих русский язык

            Тавтология

          • IF

            можно и так сказать, но мне как-то непонятно, что еще может быть основой отбора — мотивация поситителей может быть очень разная, но знание языка безусловно необходимо

          • пМВ

            Меланхолично — Вот ни слова про оружейку в колонке, а ружье поминают…

          • IF

            «как ни собирал — автомат Калашникова получается»

          • Кира

            > эмигранты, проживающие в США, рассказывают про «человека с ружОм» в России

            Извините, не поняла. Это вы сейчас про кого? Про нее: http://lenta.ru/news/2014/02/13/minkovski/ или про него: http://www.vesti.ru/doc.html?id=400322

          • пГМ

            Да мы на пальцах считаем! Интересно иногда почитать сказки про «людей с пёсьими головами» у них там в германиях… Почитали — дальше пошли медведей выгуливать. Вот так и живём. Такие дела (с)…

          • Aleksandr Konosevich

            > На Венере КПД солнечных батарей будет вообще в 800 раз выше

            Не будет 8-) Но там другая фишка: атмосфера столь плотна и отражающа, что орбитальный аппарат получает «снизу» сопоставимо со «сверху»! %-()

            > для примерно 80% территории России банально невыгодны
            > с точки зрения экономики?

            Что входит в ВАШЕ представление об экономике?

          • Инженер

            Потому у него и бассейн есть, а у меня нету…

          • филипп красивый

            // Потому у него и бассейн есть, а у меня нету //

            Собственно, деньги — это ваш бог. В него все верят; он является источником всего и может время от времени творить чудеса. У этого бога есть апостолы-миллионеры, священные жития которых вы так ревностно изучаете. Регулярно каждый из вас проходит таинство причастия, получая в конвертике кусочек божественной плоти. А спросите ради интереса у любого: «Сколько ты получаешь?» — он же обосрется, будто его просят исповедаться. (c) Mr. Freeman

            P.S. У меня тоже нет. Наверное плохо верую…

        • AlexHa

          Солнечные панели во всю крышу в солнечную погоду дадут киловатты. У вас постоянно киловаттное потребление в доме?

          • пГМ

            Я таки извиняюсь за дичайший вопрос, но, зимой на крышу лезть каждый день чистить? С крана, шабы не топтать золотое оборудование? : — )))

          • Aleksandr Konosevich

            > зимой на крышу лезть каждый день чистить?

            Рассчитанная кривизна скользкой (гидрофобной) поверхности плюс эпизодический подогрев… B-)

          • AlexHa

            А вы вообще когда-нибудь в средней полосе в РФ солнечные батареи видели? Здесь есть, на крышах гаражей. На широте Москвы оптимальный наклон это почти вертикально, градусов 60 от поверхности. Они, кстати, еще и полупрозрачные бывают, напылённые на стекле. Можно веранду сделать, типа, с тонированными стёклами.

      • AlexHa

        Минимальная зарплата это не показатель.

        • филипп красивый

          Минимальная зарплата это ОЧЕНЬ важный показатель.

          • AlexHa

            В РФ это формальная цифра для расчётов штрафов и других обязательных платежей. Плюс средство стимулирования мелких жуликов, называющих себя бизнесменами. Минимум — в зарплату, остальное наличными просто так.

          • филипп красивый

            // Минимум — в зарплату, остальное наличными просто так //
            Так в этом и суть. Приближение минимальной зарплаты к средней характеризует цивилизованность общества. Там где декларируемая минималка подпирает реальную зарплату – там есть шанс отстоять свои права в суде и т.д. Плюс формируется нормальный рынок труда. А там, где МРОТ – 100 баксов а остальное в конверте – там все на милость барина. Хочет – заплатит, а захочет и пошлёт.

          • AlexHa

            Ну да, барин доволен и власть поддерживает. А работник хоть и не всегда доволен, но тоже поддерживает, потому что власть у него неучтённые наличные не конфисковывает и налогов с них не требует.

          • Garruz

            Вот именно поэтому в наших, постсоветских, широтах МРОТ – ни разу не показатель реального уровня благосостояния общества. Именно это и имел в виду AlexHa. О чём спорите – непонятно… =)

          • Саша Про

            Да ладно, Портос ещё сказанул: «Дерусь, потому что дерусь».
            (философски) «Впрочем, как Вы или я»..

          • Garruz

            Нууу… Отбросив ложную скромность и прочие буржуазные пережитки… Мы, всё же ж, пытаемся спорить только с наиболее оппонирующими мнениями или тезисами. А тут – оба про одно и то же, только никак не могут решить, с какого конца на эту тему заходить, ИМХО… =)))

          • Icon Lover

            Попугай это

          • филипп красивый

            Зачем пугать это?

    • Vokhsam .

      ага, у батарей кпд низкое, плюс стареют (кпд еще ниже становится), запыляются (опять же влияет на отдачу)

      • Alexandr Filippow

        Да, причем деградация характерна не только для панелей, но и для аккумуляторов. Средний срок службы которых вряд ли превысит 10 лет, а потом — только полная замена. Так у них ещ и характеристики в течении первых 5 лет эксплуатации упадут процентов на 30-60.

        • Aleksandr Konosevich

          > характеристики в течении первых 5 лет эксплуатации упадут

          (пожав плечами) ну так делайте стационарные супермаховичные, на магнитном подвесе — КПД >> 90%, гарантированные миллионы циклов заряд-разряд и т.д. …

          • Anthony Anikos

            http://geektimes.ru/post/252394/
            арабы тоже ждали термояда — да плюнули
            Дело в том, что страна сжигает 25% добываемой нефти, причём внутреннее
            потребление растёт на 7% в год. А ведь на экспорте этих объёмов можно
            было заработать большие деньги.

            Более того, если потребление будет расти и дальше такими темпами, то стране придётся импортировать
            нефть в 2038 году (расчёты британской компании Chatham House).
            Лишившись нефтяных доходов, страна просто развалится. Государство не
            сможет больше обеспечивать социальные выплаты для граждан, которые
            сегодня даже не платят налогов.

          • Aleksandr Konosevich

            Спасибо, ссылку почитал — может древние арабы и изобрели нынешние цифры, но их потомки пользоваться ими так и не научились… %~)))

          • Ramarren

            они индийские принесли, а не придумали сами )

          • Anthony Anikos

            Преследование греческих учёных-нехристиан в Римской империи V—VI веков
            вызвало их массовое бегство на восток, в Персию и Индию. При дворе Хосрова I они переводили античных классиков на сирийский язык, а два века спустя появились арабские переводы этих трудов. Так было положено начало ближневосточной математической школе[1]. Большое влияние на неё оказала и индийская математика, также испытавшая сильное древнегреческое
            влияние (часть индийских трудов этого периода была написаны
            греками-эмигрантами; например, известный александрийский астроном Паулос
            написал «Пулиса-сиддханта»). В начале IX века научным центром халифата
            становится Багдад, где халифы создают «Дом мудрости», в который приглашаются виднейшие учёные всего исламского мира. Большинство багдадских учёных этого периода были сабиями (потомки вавилонских жрецов-звездопоклонников, традиционно сведущие в астрономии) или выходцами из Средней Азии (Аль-Хорезми, Хаббаш аль-Хасиб, Аль-Фергани)[2]. На западе халифата, в испанской Кóрдове, сформировался другой научный центр, благодаря которому античные знания стали понемногу возвращаться в Европу[1]

          • Aleksandr Konosevich

            Так вот, оказывается, когда начались «патентные войны»(R)! %~)))

    • AlexHa

      Насчёт конкретно тесловских батарей согласен, а вот солнечные панели окупаются.

    • пМВ

      http://ria.ru/economy/20140618/1012499638.html

      В Тесле главное не батареи…

      • Alexander

        Извините, но гы-гы

        «Зимой же будут работать, сменяя друг друга, надежные и экономичные дизель-генераторы», — пояснил представитель министерства.»

        По вики там 140 штук жителей, 20 кВт МАКСИМАЛЬНОЙ мощности / 140 = 142 ватта на человека, это максимально. Тройку месяцев в году. В полдень. Внушает.

        • пМВ

          Надежные и экономичные…

          • Garruz

            Когда-то и само электричество было дорогим удовольствием… =)
            ИМХО, если удастся переступить «порог внедрения» – действительно настанет совершенно новая эра в энергетике (и, соответственно, в мировой политике – но не будем о грустном).

          • пМВ

            Я про дизели…

          • Garruz

            Так и я про них – в нынешнем сравнении с…

          • rey

            микротурбины (привет Capstone!) — наше все.

            А если туда еще и паровой цикл добавить… Фреон, Брайтон, например.

          • Alexander

            В авто нужны компактные и не очень тяжелые. В доме, а тем более если в масштабах поселка, это совсем не нужно. Не, не понимаю что такого в тесловских батареях для домашнего применения

          • пМВ

            Там самое интересное — схемы уравления и преобразователи. Ну и бизнес-модель.

        • Денис

          Если электричеством не топить, использовать экономично свет, комп выключать после использования, то мы в 4-ом 100кВт в месяц потребляем. Солнце в Якутии летом не заходит, примерно 5000 кВт даст их 20кВт панель за месяц. Сглаживается все накопителем на 96кВт. И дизеля наверно perkins или cammins. Лиотех на свои акки обещает 5000 циклов разрядзаряд. Похоже схема имеет право на жизнь

          • Alexander

            Там конечно белые ночи, но совсем не всё лето, да и на «солнце не заходит» это совсем не похоже. А зимой облачно.

        • rey

          не извиним. Там схема хорошо описана — при повышении нагрузки включаются дизеля.

          Надо общую рамку удерживать — это — схема экономии на объемах завоза топлива. И — она экономически оправдана.

      • levon1

        Они родимые. Ну не окупится система энергонакопления на литиевых батареях в принципе. Только один голый пафос.

        • Andrei Komelkov

          При массовом спросе окупится.

          • levon1

            Не окупится. Все это давно обсуждалось

          • Andrei Komelkov

            Что обсуждалось? Что вообще имеет смысл обсуждать в отрыве от реального производства? Как авторы тех былых обсуждений могли рассчитывать стоимость, не зная объемов производства и использования?

          • levon1

            Теперешних обсуждений тоже. Что вам неясно? Эксплуотационные характеристики ЛБ и фотоэлементов известны. Цена на них равно как на электричество тоже. Достаем калькулятор и считаем.

          • Andrei Komelkov

            Цена известна сейчас. Цена не известна через 5 лет жизни в мире, где электрокары продаются наравне с бензиновыми.

          • levon1

            Неизвестна цена чего? Лития? :)

          • Andrei Komelkov

            Разумеется, Левон! Сто лет назад урановая руда не стоила ничего. Через сто лет литий ничего не будет стоить. Диапазон широк ;)
            Ох, задолбала меня атмосфэра… Слава богу, обломилась командировка в Норвегию, поболтаюcь там пару недель после конференции, по фиордам да по долинам… ;)

          • levon1

            Странный вывод. Урановая руда от нуля до внушительных сумм а литиевое сырье от внушительных сумм до нуля? :) Впрочем вполне возможно, но при одном условии: Если этот литий никому станет не нужен. О чем я собственно и говорю. :) Литий дает максимальный теоретический потолок плотности запасаемой энергии И даже так потолок этот серьезно низковат для широкого распространения авто на батарейках. К тому же сырья для получения лития не так много и больше не становится. Отсюда Во первых ограничения области применения авто на батарейках, а во вторых ограничение технологического их удешевления. Андрей тупиковая технология это такая технология которая теоретически ограничена (по возможностям и стоимости)и эти ограничения близки и очевидны.
            Зы. В который уж раз предлагаю кофе. :)

          • Andrei Komelkov

            Вернусь из Норвегии — обязательно! ;)

          • rey

            чем кончилось-то, переубедили друг друга? ))

          • rey

            литий «традиционным способом», даже после троекратного роста цены — 8$ (не люблю североамериканскую нотацию) за кг карбоната лития. Из морской воды (оцените извелкаемые запасы!) нынешними технологиями — 22-23$ за кг. Из геотермальных вод (привет Йелоустоуну!) — где-то посерединке, ближе к первой цифре.

            Это раз.

            Два — для широкого распространения [личных] авто на батареях не надо гнаться за рекордом по плотности энергии, хватит и нынешних уровней. Там больше решают дешевизна и скорость/ удобность зарядки.

            Те же алюминий-ионные (алюминий, хлор, углерод), с углеродным электродом с большой площадью контакта на единицу объема, уже дают плотность лишь два раза меньшую, чем нынешние литий-ионные (и там, скорей всего, по площади не предел, т.е. результат, возможно, улучшаем) (привет Стэнфорду!). При том при желании — минутная зарядка. При том — десятки тысяч циклов. По идее, это не только на домашние аккумы может идти, такой аккум, заменяющий аккум Теслы — D, (~~600 км пути) даст ~~ 300 км пути, для городских нужд — с лихвой хватит.
            Это если что-нить, появившееся в радиусе «нескольких месяцев от «сейчас»» сходу взять.

            Ну и, возможные альтернативы (хоть я и сильно в том сомневаюсь) (дешевизна, скорость/ удобство зарядки) — flow battery.

          • rey

            февральские инсайды из Аргонна (давеча в статью в The Journal of Physical Chemistry вылившиеся) говорят о прогрессе в деле создания долгоживущей литий-кремниевой батареи.

            Нашли подходящий электролит наконец-то (и поняли, как и почему именно он — работает как надо).

            Я это к чему — это еще одно направление снижения цены на единицу энергоемкости. Переход к более емким батареям.
            ___

            Кроме того, Swansons law работает для практически любой продукции — падение цен происходит с увеличением объемов производства.

            Та же Гигафабрика дает Маску экономию в 30% на батареях, сделанных ровно по той же технологии, что и нынешние. Объемы, организация производства.

            Конечно, пределы тут есть, но надо понимать, что цель — не предел, а некое пороговое значение.

          • rey

            >И даже так потолок этот серьезно низковат для широкого распространения авто на батарейках.

            — я вас умоляю. Сделайте батарею емкости даже _нынешних_ массовых литиевых-в-авто, ОЧЕНЬ дешевой — и все, можете сделать ручкой бензиновым авто в сверхширочайшем классе приложений. Т.е. «практически везде».

          • levon1

            Серьезно? Сто лет боролись за длительность пробега на одной заправке и вдруг…

          • rey

            Серьезно. Прям здесь и сейчас нет времени разворачивать, почему все именно так, но вещи это очевидные, до них легко додуматься самому, приложив не ахти какие по серьезности усилия.

            Проще подумать «от примеров» если из абстракций думать тяжело.

          • rey

            Еще раз, помним, что я утверждал (см. выше):

            Сделайте батарею емкости даже _нынешних_ массовых литиевых-в-авто, ОЧЕНЬ дешевой — и все, можете сделать ручкой бензиновым авто в сверхширочайшем классе приложений. Т.е. «практически везде».

            Накидаю вразнобой.

            — электроавто привлекательны уже сейчас, по многим причинам:
            — стоимость владения, куда входят: ТО (расходники, работа), ремонт, регламентная замена деталей, проверки, etc.

            — потребительские качества — в первую очередь — ходовые (из-за неизменно высокого крутящего момента электродвигателей во всем диапазоне скоростей)
            — возможность «зарядить из розетки», малая зависимость от цен на нефть
            — для Теслы, и близких к ней — высокая безопасность (ибо низкий центр тяжести и отсутствие большого двигла в подкопотном, + отсутствие бензина).

            и, «туз в рукаве» — возможность встроить электроавто в цикл «автономное производство энергии — домашние аккумы — электромобиль».

            Это все играет роль и при нынешних ценах.

            Нынешнего пробега модели D (650, до 700 км) хватает даже для загородных поездок. Не для всяких, но не суть.

            Суть в том, что электромобиль (с супердешевым аккумом) — дешев, прост и привлекателен.

            в РФ минимум 70% населения — городское. По развитым странам еще выше процент бывает.

            В городе авто, с пробегом в 600 км — это оверкил.

            дальше мне что-то лень писать стало. Там очевидные вещи, которые долго и нудно писать.

            Будут супердешевые аккумы — электроавто бензин из города вытеснят, практически мгновенно (в масштабах нашей жизни если смотреть).
            Будут они с сверхбыстрой зарядкой — всем еще больше на пробег на одной зарядке наплевать станет.

            Это даже про сейчас речь, про нынешнее положение дел, в котором в Голландии аэропорты на Теслы переходят, подстчитав стоимость владения.

            А как появятся роботы-авто, и городской транспорт в виде роботов-автомобилей, заменяющих нынешние такси (такой ПАТ (персональный автоматизированный транспорт — вид общественного транспорта)), то и подавно это будут электроавто.

            Это хорошее, комплиментарное к СБ и ветрякам, решение. Вообще, комплиментарное к т.н. Smart Grid. Тем паче — вкупе с домашними аккумами.

          • rey

            BTW, а что это вдруг вас побудило вернуться к этому треду?

        • пМВ

          Там важнее конверторы и схемы управления. Технология батарей может меняться…

          • levon1

            Не батарей. Химические источники тупик.

          • пМВ

            К конверторам и сетевым коммутаторам можно и суперконденсаторы подключать, и маховики…

          • levon1

            Супермаховикам конверторы нужны как рыбе зонтик. Цепляешь на маховик супервариатор, а на него генератор, заводишь простенькую обратную связь с генератора на супервариатор для поддержания постоянной частоты вращения и вуаля имеешь стабильные 220 вольт 50 герц (ну или там 110 вольт 60 герц или любые другие напряжение и частоту которые пожелаешь) конверторы здесь полностью избыточны. А сетевые коммуникаторы? Так им в обед сто лет.

          • пМВ

            Была у меня чебурашка Ц-класса с вариатором. Ездить — прелесть, но обслуживать…

          • Andrei Komelkov

            Этим тупиком еще лет 50 будут пользоваться.

          • levon1

            20 потолок. Побился бы об заклад, да вряд ли доживу:)

          • Andrei Komelkov

            Ставлю ящик коньяку. Серьезно, забьемся. Через 20 лет от 2015 года встречаемся у первой колонны Большого театра ;) и оцениваем. И извольте дожить! ;) Я и сам постараюсь.
            https://www.dropbox.com/s/dhr63j11ugx7kww/Screenshot%202015-06-30%2000.12.46.png?dl=0

          • levon1

            Исключено. Я точно не доживу.

    • Andrei Komelkov

      В этом смысле Тесла похожа на Эппл. Она ничего принципиально нового не придумывает. Она просто хорошо и очень удобно делает уже разработанные решения и ПРОДВИГАЕТ ИХ В МАССЫ. А это самое главное. Есть огромное количество вещей, сделанных уже сейчас, про которые никто не знает и они никому не нужны. Если бы кто-то вроде Теслы ими занялся, они изменяли бы мир.

      • levon1

        Да в этом Маск копирует Джобса: под видом охренительного технологического достижения впаривает потребителю технологии вчерашнего дня с нехилой маржой. Правда есть и отличия: Маск все больше настроен не ездить по мозгам потребителю перманентно, как Джобс, а впарить созданный лохотрон кому нить еще и пусть тот сам разбирается с потребителями дальше.

        Какое в баню продвижение в массы? Продвижение чего? Литиевых батарей с всеми их известными траблами? Нахрена? Что нет ничего более перспективного? Впарить ЗАВЕДОМО неокупающуюся технологию уже восторг, а к тому времени как эта радость начнет воспламеняться прямо в домах Маск уже спулит это производство кому нить еще. Ой ё!!! Андрей, ну как можно на такое покупаться?! Одному уроду мы уже обязаны десятилетним застоем на рынке коммуникаторов, теперь другому такому же будем обязаны таким же застоем на рынке энергонакопителей и вас это радует?

        • Andrei Komelkov

          Левон, а вы не думали, какую роль сыграла Tesla в продвижении электромобилей вообще? Что касается батарей, то они ведь не сами по себе. Совершенно очевидно, что посыл Маска здесь — переходите все, кто может, на солнечнуюветряную и т.д. энергию. Конечно, серьезное производство на нее перейдет вряд ли, но причин, почему это не может сделать пости 90% домохозяйств на Земле, две: энергию негде хранить и все оборудование дорогое. По-настоящему широкое распространение подобных устройств может решить обе этих проблемы. Что, разумеется, не отменяет поисков лучших физических решений.
          Застоя на рынке смартфонов я не вижу для себя (я помню про ваши пожелания — стилус, раскладка и т.д.) . Мои задачи мои смартфоны решают.

          • levon1

            Какую роль сыграла Тесла? Никакую. То есть вообще никакую. Посыл Маска ? Господь с вами данный тренд существовал задолго до Маска и теперь он его успешно губит. Ваши задачи смартфоны решают? То то вы сидели до упора на стареньком аппарате на вин мобайл и перепрыгнули с него сразу на второй нот. Ага со стилусом. :)

          • Andrei Komelkov

            Как губит?! Тем, что с его подачи по всем Штатам собираются развернуть полноценную сеть электрозаправок? Тем, что покупать электромобиль стало модно — а это очень важно? Тем, что их цена падает стремительным домкратом, и тенденция эта усилилилась с ростом популярности Теслы? Я не делаю из Маска икону, он не гений и не провидец. Он успешный продавец. Без этого умения на нынешний по-настоящему широкий рынок сейчас не выйдет ни одна технология.

            >>>Ваши задачи смартфоны решают?

            Скажите, только честно, много у вас знакомых, которые нуждаются в условном смартфоне и при этом не смогли себе выбрать модель, которая на 80-90% им подходит?
            PS В результате стилусом я пользуюсь дай бог раз в месяц ;)

          • levon1

            1 Полноценная сеть электрозаправок? Андрей, это примерно то же самое что в начале двадцатого века строить полноценную сеть электрифицированных коновязей. :) Нахрена козе баян? Андрей, лет через десять двадцать авто на батарейках вернуться в свои узкие ниши: Ну там электропогрузчики, машинки на аттракционах и тому подобное. Кому они будут нужны на дорогах когда например будут полноценные авто на топливных элементах?
            2 Падение цены определяется падением реального спроса. Креаклы уже закупились. Дальше девать эту дрянь некуда.
            3 Андрей, еще раз. Десять лет назад пользователи смартфонов смартфонами пользовались в качестве рабочих инструментов. Сейчас в основном пользуются как игрушками. Вот и весь результат революции Джобса.
            4 И да корень спроса именно в том как соотносятся эти самые «успешные продавцы» с прогрессом. Способствуют ли ему или наоборот тормозят. Мое мнение что тормозят и очень сильно.

          • Andrei Komelkov

            1) ?!
            2)Какие еще полноценные авто на топливных элементах? Кому и зачем они будут нужны, когда везде будут заправки и электрокар будет стоить 10000? И какие креаклы? Обычные люди покупают и будут покупать.
            3) И сейчас пользуются. Кругом меня одни приложения для медиков, лаб, бизнеса и все это активно юзается.
            4) Левон, прогресс (в нашей нынешней цивилизации) зависит от того, что понравится большому количеству народа. Для этого надо это продавать. Мы уже сто раз обсуждали. Вам это может нравиться или нет, но это факт.

          • levon1

            2 Кому и зачем? За тем что 100-200 км на литре условного топлива для машин на топливных элементах не потолок, а при таком раскладе хоть бесплатно раздавай авто на батарейках все равно авто на топливных элементах будут выгоднее многократно. Есть у них и другие преимущества. Скажем отношение полезной массы к общей выше. А во всем остальном это точно такие же электрокары со всеми их преимуществами. ЭТО технологический мейнстрим, а вовсе не батарейки. И чем больше будут впаривать батарейки тем дольше этого ждать.
            4 Так я нынешнюю то полагаю безнадежно больной и не в последнюю очередь именно по этой причине.

          • Andrei Komelkov

            Левон, ответьте на простой вопрос: допустим, все так и есть и явное технологическое преимущество за топливными элементами. Почему Тесла продается уже десятками тысяч, а машин на топливных элементах не существует даже в виде рабочей серии? Вопрос на засыпку ;)

            @4 Так я нынешнюю то полагаю безнадежно больной@

            Сколько еще десятилетий она будет загнивать, и сколько Тесл, Фальконов и марсианских планетных роботов она произведет до окончательного загнивания? ;) Это я про биотех молчу…

          • levon1

            Андрей, ответ простой: Вот десятками тысяч все и ограничится. В то время как ВСЕ крупные автомобильные компании вкладывают огромные суммы в разработки топливных элементов. Прогресс в этой области огромный и тем не менее готового продукта конкурентоспособного по себестоимости и эксплуатационным характеристикам пока ни у кого нет. Тем не менее темпы прогресса в этой такие что 10-20 лет и продукт будет

          • rey

            «выгодней» не бывает «ааще», выгодней бывает для кого/ для чего (== по каком критерию).
            Если аккуратно приглядеться, можно увидеть, что по некоторым критериям системы с топливными элементами сливают вчистую. Например, по зависимости от топлива, отсутствию автономии в этом смысле. И (эти ГИПОТЕТИЧЕСКИЕ пока что системы) выигрывают в длительности автономного движения, удобстве обмена топливом, его хранении etc.

            Еще раз — именно гипотетические системы. Пока вопрос с насыщением ТЭ углеродом не решен ни на одной схеме, насколько мне известно. Т.е. — недолговечность, здравствуй (или — использование низкоуглеродного топлива). Для углеродосодержащего топлива — системы с высокой рабочей температурой (я тут не буду даже останавливаться на системах очистки топлива и требованиям к чистоте химсостава, прощай простые и дешевые заправки и средства транспортировки!), плюс — просто конская цена сегодняшний день (реально, погуглите). И просвета на сегодняшний же день — не видать. С аккумуляторами на сегодняшний день — диаметрально противоположная ситуация, я тут писать устану про «просветы», если возьмусь.

          • levon1

            Тогда объясните парадокс почему все серьезные игроки на автомобильном рынке вкладываются в РИД именно по ТЭ а вовсе не по батарейкам? По батарейкам страдают прежде всего производители мобильных гаджетов и это понятно и логично но не автогиганты. Почему. Да потому что все перечисленное вами имеет место быть но теоретический потолок есть теоретический потолок и он уже сильно давит на макушку. Сколько можно еще выжать по плотности заряда до теоретического потолка? 15 процентов? 30? А у ТЭ теоретический потолок определяется практически только энергетической плотностью используемого горючего, что даже в самом плохом случае в разы выше чем у батареек по запасаемой энергии на единицу массы Да пока очень дорого. Да пока технические решения мягко говоря не фонтан, но ключевое здесь слово пока. А у батареек для авто никакого пока нет. И разумеется батарейки никуда не уйдут. И разумеется и число циклов и максимальный ток заряда и разряда поднимут. Тут потолок не просматривается. Батарейки быстро эволюционируют именно в этом направлении. Ручной инструмент, мобильные гаджеты, часть бытовой техники вот где будут распространяться батарейки, но не авто

          • rey

            Тогда объясните парадокс почему все серьезные игроки на автомобильном рынке вкладываются в РИД именно по ТЭ а вовсе не по батарейкам?

            — легко! Суть его в том, что вы свое предположение («все серьезные игроки на автомобильном рынке вкладываются в РИД именно по ТЭ а вовсе не по батарейкам») некритично приняли за факт.

            Вот и все содержание этого парадокса, собственно.

            Тот же Илья Шкроб из Аргонна (shkrobius в жж) пишет порой, насколько большое ОГРОМНО количество сил вбухивалось и вбухивается в батерейные дела. И речь не об Аргонне, а о мире, о физхимии.

            Батереи — это возобновлялово. Это крутые своей привлекательностью решения — «я поставил СБ, и стал автономен (батарея в доме и на авто). А возобновлялово сейчас — мегатренд, никто не зочет зависить от мелких нефтяных тиранов, etc; и парится с топливами (даже не нефтью) не особо хотят ооооочень многие.

            Не говоря уже о двойном назначении устройств, о котором вы сами упомянули — батареи много где нужны.

            Ну и, как компромисс — например есть проточные батареи flow battary. Это тот же самый топливный ТИ, только обратимый. Что показывает, что ваше рассуждение «ТИ оооочень много куда расти есть, в отличие от батарей», немного неверное утверждение именно потому, что вы две эти вещи жестко разделили.

            >Сколько можно еще выжать по плотности заряда до теоретического потолка? 15 процентов? 30?

            ну давайте посчитаем. Литий-ионные с углеродным анодом собирают один атом лития на два атома углерода. А с кремниевым анодом — шесть атомов лития на один атом кремния. ЕМНИП. «Вот не эти два прОцента». Кроме того — современные, конечно, не во всю используют теоретические пределы. А ведь у современных анодов еще площадь поверхности на объем можно радикально увеличить, etc.

            Но главное — не суть, какие предельные там значения. Достаточно сейчас стоимость радикально понизить при той же плотности — и уже революция всечеловеческого значения произойдет. Ну а коль и плотность немного повысят — вообще хорошо будет, «мелочь, а приятно». Ну а, насколько я понимаю, скоро произойдет и то и другое.

          • levon1

            Даже когда топливо будете растить в горшке на окне? Как то вы совсем о зеленой революции забыли.

          • rey

            а) даже тогда. Топливо — это вполне опеределенного рода возня, с которой много кто связываться не хочет, если есть альтернатива. Топливо — это требование отдельного контура девайстов для рекуперации. Топливо не передашь по проводам.

            б) нет, Левон, я просто очень хорошо знаю ,что такое зеленая революция, а точнее — то, на что вы намекаете, производство биотоплива. Есть рост потребности в сельхозугодиях, есть ограничения по доступным легкообрабатываемым, есть деградация освоенных сельхозугодий, есть _невозобновимый_ (в масштабах, нам интересных, возобновление — ~~10000 лет) ресурс грунтовых вод, есть «фосфорная яма» вкуе с исчерпаемостью доступных традиционных фосфорных запасов в слишком малом пробежутке времени. И это не говоря еще о прочих проблемах биотоплива.

          • rey

            сеть электрозаправок позволяет продавать электромобили. По североамериканской сети заправок уже сейчас можно _бесплатно_ доехать от одного побережья США до другого. Вот и весь сказ.

            Про машины на топливных элементах vs машины на батарейках — электромобиль я могу включить в схему «СБ + домашний аккум + электромобиль», имея домик в субарбии (а это 50% населения США), и не платить за заправку электромобиля ничего, от слова «совсем». Падение цен на СБ и домашние аккумы будут делать начальные вложения в систему все меньшими и меньшими.

            Так что я бы еще подумал, давая прогнозы о безусловной победе топливноэлементныз решений, хехе.

          • rey

            Левон, я вас умоляю, «никакую». С них и начались массовые электрмобили в новейшей истории. Да-да, десятки тыщ таксо NY в десятом году (тысяча девятьсот десятом, ага), и жалкие поделия до Теслы, — знаем/ помним, но массово интересным для инвесторов (и корпораций) этот рынок стал именно после успеха масковской Теслы.
            Это просто факт.

            То же самое мы уже сейчас видим в сфере домашних аккумов, погуглите «тоже выпустит домашний аккум».

            (Ну и зерг раш у физхимиков/электрохимиков в области батарей именно тогда (с Теслы — авто) и начался (ибо инвесторы)), и это начинает давать плоды.

            Ровно та же ф-ция была и у айфона (BTW, я еще в 90-х про сенсорный экран во весь телефон думал, хехе, когда о предельном (в плане настраиваемости) интерфейсе задумался), и у айпада, вспомните-вспомните!

          • Doctor Y. Doodle

            Ага, я тоже долго сидел на винмобайл, перепрыгнул на нокию 820 (с меньшим PPI!). Если бы у тошибы G900 был раза в 2 пошустрее проц и раза в 2 меньше энергопотребление (т.е. примерно как у ноклы) + мультитач, так бы и сидел до сих пор. Потому что хардварная клава и сканер пальчиков-тачпанель.

        • Garruz

          Левон, на массовом рынке вопрос решает не высокотехнологичность, а сочетание «цена/качество» (понятие «качество» здесь в самом широком смысле). Возможно, есть что-то более перспективное – но сможете ли вы назвать технологию, которая может быть запущена в серийное производство (!) уже сегодня, и при этом останется в рамках цены хотя бы «тесловских» батарей?

          P.S. Давно вас не было. Приятно видеть вновь. =)

          • levon1

            Конечно могу. Супермаховики Гулия. Промышленные образцы накопителей уже существуют.

          • Garruz

            Нет, не можете.
            Маховики существуют давным-давно, но за десятки лет так и не пошли в серийное производство. Поскольку – цена вопроса. Даже не говоря о таких вещах, как трудоёмкость производства/монтажа, компактность и удобство эксплуатации. Да и в технических моментах не всё так гладко в сравнении с батареями. Поэтому вновь приведу собственную цитату из предыдущего поста:
            >>> на массовом рынке вопрос решает не высокотехнологичность, а сочетание «цена/качество» (понятие «качество» здесь в самом широком смысле)

          • levon1

            Повторяю уже есть серийные промышленные образцы. На уровне личного дома вопрос пока слишком дорог но на уровне небольшого поселка или предприятия по суммарной стоимости владения маховики превосходят литиевые аккумуляторы В РАЗЫ. А, самое главное, у маховиков 1теоретический потолок пока не просматривается, снижение себестоимости от технологического совершенствования и крупносерийного производства так же не имеет видимых ограничений. Совсем не то у литиевых аккумуляторов. где теоретический потолок в пределах десятков процентов и по плотности запасаемой энергии и по количеству циклов заряд-разряд, а себестоимость ограничена стоимостью довольно дорогого сырья. Маховики на уровне поселка уже сейчас рентабельны и нет технологических причин запрещающих эту рентабельность увеличивать. А литиевые батареи как были нерентабельны в таковом качестве так такими и останутся ВСЕГДА.

          • Andrei Komelkov

            Вот если их кто-нибудь умело начнет продавать, и они действительно так хороши — и только при ОБОИХ условиях — они пойдут.
            Вам тут правильно написали — нельзя учитывать только техническую целесообразность и продвинутость. Ну не работает это, как коммунизм. Не так человек устроен.

          • Garruz

            Образцы-то уже давным-давно есть. Так почему же не пошли в массовое производство? А ведь в те времена ещё даже не было пресловутой «невидимой руки рынка» (по крайней мере, у нас)… =)

          • levon1

            У нас как раз дело шло веселее. Не думаю что дело здесь в типе экономики. Но это долгая песня. Зато в штатах появились первые серийные образцы.

          • Garruz

            Янки пытались даже целую станцию забабахать. Но, увы…

            Видимо, всё же, есть факторы, не позволяющие сделать эту технологию массовой – если не пошло ни у нас, ни у них, даже при совершенно разных типах экономики (дело действительно не в ней и не в маркетинге, как видите). Поэтому, простите уж, но вновь та же самоцитата:
            >>> на массовом рынке вопрос решает не высокотехнологичность, а сочетание «цена/качество» (понятие «качество» здесь в самом широком смысле)

          • levon1

            Почему пытались? Проект не остановлен сколько знаю. Кроме того в мелкой серии есть небольшие (сравнительно) накопители

          • kue

            Возникает риторический вопрос: почему КТ не пишет о этой технологии? Патамучта не Маск?

          • levon1

            Патамучта Гулия. Непростой человек. Очень непростой. У него идея фикс ставить свои супермаховики на автомобили и только. Все остальное приходится из него клещами тащить.

          • rey

            Левон, если бы они превосходили (с-маховики — литиевые аккумы), то они и были бы «в народе». Капитализм-с.

            На всех графиках типа «Цена — другое качество накопителей» решения на с-маховиках — в верхней области графика, области высоких цен.

            Что до лития — Маск может себе позволить продавать по заявленной цене, с заявленным сервисом. Это называется «бизнес-стратегия» (и, возможно, «запланированная убыточность»). Это «пробъет» рынок, путь для таких решений (и мы уже можем видеть последствия — о заходе на этот рынок, о своих аналогичных решениях уже заявили несколько компаний; электрохимики/физхимики еще со времени появления Теслы (авто) говорят о наращивании сил в отрасли научных изысканий по батареям, дошедшим сейчас до масштабов зерг раша (и это дает плоды!)).

            Есть простое соображение, при достаточной дешевизне (и достаточных качествах компонент решения) решение «СБ+домашний аккум+электромобиль» станут выгодны для американской субарбии. Т.е. активизировав этот рынок, Маск создает потребителей для целого комплекта своей продукции — начиная от автомобилей и решений от SolarCity, кончая тем же домашним аккумом.

            Конечно, прорыв будет, когда для домашних нужд придут другие аккумы (за крайний год я видел трех претендентов (дешевизна, десятки тысяч циклов), но когда они придут, Маск только выиграет. Все выиграют, Win-Win.

            Я думаю и он, и его инвесторы считают, что новый хайп, новое место вложений

            поднимающейся после кризиса экономики будет как раз в системах автономного энергоснабжения. И триада «СБ+домашний аккум+электромобиль» как раз в условиях США (половина населения живет в пригороде, по данным на начало нулевых) — «это то, что доктор прописал», то, что сможет выстрелить.

            Глобальное переформатирование североамериканской энергосистемы, [практически] без приложения рук государством. Это дорогого стоит.
            _____

            P.S. И пару графиков про СБ (pv модули), так думали об этом в 2009-м:

            http://blogs.scientificamerican.com/media/inline/blog/Image/naam-solar-moore_s-law-6.jpg

            а вот бодрая реальность:

            https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/2/29/Swansons-law.png/640px-Swansons-law.png

          • levon1

            Цена с маховиков вопрос объемов производства и только Если есть только мелкие серии на пробу цена низкой стать в принципе не может. Ограничений по дефицитному сырью у них нет так что держат цену только объемы производства

          • rey

            в последнем предложении — логическая ошибка. В первую очередь цена — в производстве, в работе. Которое зависит от характера производимой продукции.

          • levon1

            Цена в производстве определяется отработанностью технологии производственного цикла и логистикой. И то и другое с ростом объемов падает

          • rey

            Левон, посмотрите — я там написал «в первую очередь». Есть база, которая не позволит цене опуститься до минус бесконечности ниже определенного предела. Суть утверждения, что эти базы у разных накопителей разные, и с.маховики тут проигрывают многим прочим накопителям (в цене).

          • Doctor Y. Doodle

            Левон, а как же стремление максимально избавлять технику от движущихся частей?.. Разве же не выбиваются из этого (логичного) тренда означенные маховики?

          • levon1

            А в чем по вашему логичность этого тренда?

          • Doctor Y. Doodle

            Эммм… Снижение износа компонентов за счет отсутствия механического взаимодействия меж ними?

          • levon1

            Кроме того маховики не единственная перспективная технология запасения энергии. Есть например химические тепловые аккумуляторы. В сельской местности где нет жестких ограничений по объему они УЖЕ высоко рентабельны. Себестоимость самого аккумулятора не высока, количество циклов не ограничено, а мощность легко масштабируется. Там все упирается только в занимаемое место и обслуживание турбин.
            Я уж не говорю про то что вот вот начнется бум индивидуального производства электроэнергии и не на проблемных солнечной и ветровой энергии а на топливных элементах где кпд теоретически очень высок а проблема запасения энергии стоит гораздо менее серьезно. И все это легче легкого могут подорвать игрища с литиевыми аккумуляторами дискредитировав саму идею энергонезависимости и превратив ее в пафосное занятие для креаклов. Так уже бывало не раз. Вот с теми же коммуникаторами например.

          • Garruz

            И вновь тот же вопрос – а почему не пошли в серийное производство?

            P.S. Со смартфонами тема отдельная, уже обсуждали как-то, насколько помню. Пока кто-нибудь не придумал ничего лучше – будет то, что есть сейчас, плюс-минус пара десятков ядер и дюймов дисплея… =)

        • rey

          Вай, Левон, не ожидал от вас такой слепоты.

    • rey

      «я не вижу расчетов == никто не считает», детский сад, право слово. И ведь детей несь заделал, голосовать ходит, etc.

  • Бумбараш

    Вчера была какая-то байда с Путиным, что-то вроде круглого стола насчет развития технологий. Один товарищ докладывает, что стоимость солнечной энергетики падает в разы, президенту смешно — мол это саудиты паникуют, боятся что нефть кончится. Выводы о наших перспективах делайте сами.

    • филипп красивый

      Если в кране нет воды…

    • Alexandr Filippow

      Для того, чтобы солнечная энергетика пришла в каждый дом, для наших территорий сибири и дальнего востока, себестоимость панелек и особенно аккумуляторов должна упасть на порядок! или повысить свои параметры на ту же величину.

      • alexrayne

        незнаю насчет акумулятора, (скорее всего в качестве акумулятора начнут в итоге генерировать какоето топливо, водород, перекись, или еще чтото), а вот стоимость панелей уже вполне привлекательна для тех у кого электричество еще не подведено. административный, бюрократический расход на тупо подключение настолько серьезен, что собственные панели в ЛенОбласти (даже не армения) уже давно пыхтят.

      • сомнительно .хрущевка в Братске (например) сколько будет стоить установка (с изменением профиля крыши) + поддержание работоспособном состоянии(бывает дождь в декабре,да и -40 тоже )и света зимой маловато

      • rey

        а для страны, _торгующей_ _нефтью_, вопрос не в том, когда она войдет в каждый дом _Сибири_.

    • пМВ
  • IF

    китайцы внимательно прочитали 24 иероглифа Дэн Сяопина

    • Саша Про

      «Таогуан янхуэй, дорогая редакция»

  • пГМ

    Данная статья Преподобного — лучший мотиватор к валению из этой страны. Того и гляди по поводу Мишани проверка возбудится. Тут и до подрывной деятельности недалеко. : — )

    • kue

      Подобный призывает не к «валению», а к эмиграции за новыми знаниями в новом мире порядка и дисциплины под иерархией протестантской этики. А затем, после получения новых знаний и умений, молодые блестящие умы обязательно — обязательно! — вернутся, чтобы поднимать отечественную промышленность и экономику! В этом нет абсолютно никаких сомнений, так что вы зря тут катите баллоны на подобного..

      • temp96

        А ещё — ИМХО — к деланию тут «тама», охарактеризованного в завершающем абзаце.
        Активно делайте так, неактивно делайте так, вставляйте палки в колёса тем, кто делает наоборот, поддерживайте тех, кто делает так, призывайте делать так, совсем нет сил — хоть лягте и лежите в направлении так…

        • kue

          Да всем понятно, что звуки «там-тама» так же магически действуют, как и звуки той флейты у того персонажа. Самое главное, что те же самые искусники сначала привели местных же бюрократов к власти и сегодняшней модели соц. устройства, а потом они же их и ругают за это. Классический вариант работы с туземцами, описанный во множестве худ. литературы.

      • пГМ

        Я не на Мишаню качу, я щаз на Вас буду катить, Куё. : — ) Кто решил остаться?! Соцопрос интеллигенции. Только не на публику? Кто желает своим детям будущего, которого не будет? Не в том смысле, шо нам физически каюк, а в том, что Россия перебарывает любые реформы, любые изменения к лучшему побеждает.
        P.S. Филиппины мне нравятся.

        • kue

          Вот, на меня катить можно и даже нужно в целях профилактики и воспитания уже понемногу отходящего от дел поколения (пока еще не в мир иной). Я не скажу ничего нового, — только старые банальности, которые звучат так: «где родился — там и пригодился». Учтите, слово «там» в этой древней банальности не поставлено в кавычки )

          • IF

            >»где родился — там и пригодился».
            угу, мне тоже проекты заселения космоса сомнительными кажутся

          • kue

            Да, хотя звание «заселенец космоса» звучит довольно таки гордо.

          • IF

            эх… грантодатели там эээ… пассивные какие-то

          • kue

            Конечно! Тут вот люди ищут 400 кг. лунного грунта для футбольного спонсора, а вы говорите! — тут..

          • IF

            «все тот же сон!»

          • kue

            А я знаю, что вас тянет читать старые газеты..

          • IF

            «интересно будет узнать»

          • kue

            Ну, как же! Древнее, бородатое:
            «Новый репатриант из СССР продолжает в Израиле читать советские газеты. — Не могу читать Израильскую прессу, — объясняет он. — В ней пишут, что в Израиле инфляция, коррупция, деморализация, и вообще Израиль накануне полного краха. То ли дело — советские газеты! Читаешь и видишь, что Израиль — мощная держава, захватившая половину земного шара и собирающаяся захватить вторую!»

          • IF

            хм, а старые газеты какой страны меня тянет читать?

          • kue

            Дзен-коммунисты не оракулы, но вдруг это «Женьминь Жибао»?

          • IF

            в середине 2000х делил офис с фондом, который работал на китайском нефтяном рынке. у них на стенах плакаты китайские висели (с рабочими в ушанках, крутящими какой-то то ли штурвал, то ли кран) и Жеминь Жибао выписывали. наверное, тогда и заразился

          • kue

            В Синьцзяне холодно, потому и в ушанках. А еще туда террористов вот завезли намедни, — тоже небось заразились

          • IF

            те террористы, вроде, где родились, там и пригодились

          • kue

            Да, хотя бы и в качестве навоза.

  • kue

    Под статьей реклама немецкого перегонного аппарата — бесплатная доставка на дом! Кому спасибо-то сказать за столь ценную рекламу по контексту статьи? Отзовитесь, невидимые профессиональные мастера троллинга! )

  • Лёнька

    Monsanto предсказуемо прячется?

    • пМВ

      У них сверхсильный юридический дивизион. В значительной степени их инновации работают только благодаря ему…

      • Лёнька

        Ну да, но и политическое лобби тоже никто не отменял. Кстати, не могу свою маму старенькую забороть — поливает на даче сорняки RoundUp, говорит, что очень помогает, отказываться не планирует. Все мои россказни про историю глифосата обьясняет моим же нон-конформизмом и глупыми теориями заговора.

        • пМВ

          Лобби мощнейшее…
          А у «золотого риса» его нет — так нет и золотого риса…

          • Andrei Komelkov

            Будет еще… Уверен, что втихую его уже кто-нибудь в ЮВА апробирует…

          • пМВ

            Посмотрим

          • Лёнька

            Я вообще вначале думал, что Синджента — дочка Монсанто. А потом, когда поехали судебные иски, даже не знаю. Информации по искам по своему скудоумию мне не найти в открытом доступе.

  • Aleksandr Konosevich

    > на эмблеме Xiaomi Inc. ушанка с красной звездой
    Щастье(tm) заключается не в ушанке, а в качестве той субстанции, что между ушами (у кого она есть в наличии, разумеется 8-)

  • IF

    только внимание обратил — количество в каждой категории:
    transportation 4
    computing 11
    biotech 15
    internet 13
    energy 7

    биотех впереди

    • kue

      Когда же они зубы научатся выращивать новые? (Жажду разорения всех стоматологов..)

      • IF

        есть подвижки: http://www.slate.com/blogs/business_insider/2014/05/31/scientists_have_figured_out_how_to_regenerate_teeth_with_lasers.html
        но стоматологов это не разорит

        • kue

          Про «потеншиал» и лазер я уловил, спасибо. Испытываю умеренный оптимизм и постараюсь есть меньше сладкого

          • Саша Про

            Умеренный оптимизм — хорошо. Чёрт, все мы хорошо знаем, чем что заканчивается…

      • Aleksandr Konosevich

        > зубы научатся выращивать

        Если склероз не врёт, британцы этим уже «баловались» — обходилось что-то порядка тысячи фунтов за зубик…

      • пМВ

        А выращивать зубы будут слесаря-сантехники??

        • Саша Про

          «Последний» сантехник, истый татарин, уволился сегодня из обслуги нашего офисного рая, торжественно роздал долги (мне — 200р. + «барбариску», для известных надобностей, хм); пойдёт обслуживать такое же допотопное здание «на раёне» (на десятку больше дают) — собственно, фабрику «Свобода» или филиал ейный. Молдаване (а их несколько), типа, вытеснили (кстати, нормальные ребята, по крайности, не пьют), причём, как о чём-то само собой разумеющемся, говорят — «Ну, на Украине — это лет на 30»).
          Сегодня, узрев Вас в Скайпе, подначивали с монтажницей друг дружку: «а я напишу пМВ то/сё..» Побоялись, однако ).

          • пМВ

            (Умиленно)
            Барбариска…
            Как же живучи традиции!

          • Саша Про

            Пьяненький был-с..

          • пМВ

            Традиции…

          • Саша Про

            Завтра «подругу милую» в больничку на «Яндекс-такси» везу, а что за ужасы: https://mediazor.ru/34820-vo_frantsii_idet_zabastovka_taksistov_protiv_uber.html
            Хм, «протестанты окружили автомобиль» — «Старое и новое»?

          • пМВ

            Очень закрытый бизнес — да и француза-таксиста ни разу не видел…

          • IF

            о, я как-то к француженке-такситке попал. чУдная — на хайвее достала карту, нацепила очки с сантиметровой толщины стеклами и искала адрес. время от времени очки снимала и недовольно смотрела на дорогу. взбодрила, в общем…

          • Саша Про

            Хм, может, понравиться хотела? Раз взбодрила..

          • IF

            ну, не знаю — какое «понравиться», когда того и гляди памперсы менять придется

          • Саша Про

            «Такси 6»? Впрочем, (горько), что я знаю об обольщениях?

          • пМВ

            Ой…

          • Саша Про

            Хотя да, мало ли чертовщины: http://www.bbc.com/russian/multimedia/2015/06/150624_v_migrants_france

          • Саша Про

            «Ну, за традиции!»

    • пМВ

      Тридцать процентов…
      И технологии — фантастические.

  • IF

    побочные эффекты солнечной энергетики:
    http://eandt.theiet.org/magazine/2012/03/solar-power-the-unexpected-side-effect.cfm

    загрязнение свинцом из-за проблем с утилизацией дешевых свинцовых батарей

    • Aleksandr Konosevich

      А причём тут СОЛНЕЧНАЯ энергетика, интересно? Идиоты не знаю как аккумулировать искричество(tm) иначе как в аккумах, выдранных из авто? Ну так это проблемы идиотов, IMHO…

      • IF

        возможность генерации повысила спрос на дешевые аккумуляторы. проблема, конечно, косвенная, но можно ожидать, что дальнейшее развитие именно солнечной энергетики ее усугубит.
        само по себе использование свинцовых батарей нормально, есть и предложения батарейных массивов для дома. только их утилизация аккуратности требует и инфраструктуры, ограничено доступной в той же индии

        • Aleksandr Konosevich

          > само по себе использование свинцовых батарей нормально

          Открытых автомобильных кислотников?! Давайте тогда уж ваши выкладки по КПД и себестоимости обслуживания/etc!

          > ограничено доступной в той же индии

          В той Индии куда ни плюнь — нищета и экологические ужасы: сам по Discovery (?) видел, как некоторые индусы зарабатывают подбором золотой пыли с помощью ртути (SIC!) с последующим её выпариванием. ПРИЧЁМ ГОЛЫМИ РУКАМИ, БЕЗ РЕСПИРАТОРОВ И ПРОЧЕГО ЗАЩИТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ! %-()

          • IF

            не, давайте я не буду давать выкладки. то, что я об этом знаю — это что такие батареи и их банки устанавливают (видел решения, когда сам про панели для дома думал). вот навскидку первая ссылка — http://www.voltaicsystems.com/blog/choosing-a-lead-acid-battery-for-solar-charging/

            >куда ни плюнь — нищета и экологические ужасы

            теперь еще добавится

          • пМВ

            Там элементарная антисанитария в нос бьет…

          • Aleksandr Konosevich

            > вот навскидку первая ссылка

            (поморщившись) вот не люблю я такие «первые ссылки», ибо «В действительности всё не так, как на самом деле»(C)

            Автомобильный кислотник соптимизирован ПОД ДРУГОЕ, нежели чем требуется от долговременной системы резервного электроснабжения, где каждая доля процента КПД буквально «влетает в копеечку»…

          • IF

            по ссылке рассматривают пригодность для зарядки от солнечных батарей. и это не автомобильный аккумулятор. вот вторая ссылка http://www.wholesalesolar.com/solar-battery-banks — массивы батарей под накопление

          • Aleksandr Konosevich

            Ребятки зарабатывают деньги на том, что есть в продаже — «Nothing personal, it’s just business.». Вас же не смущает раздельное существование стартерных и тяговых АКБ, например?

          • IF

            ну да, а чем не решение? со своими минусами и плюсами ( относительно низкая цена входа)

          • Aleksandr Konosevich

            > относительно низкая цена входа

            Как любила цитировать моя матушка народную присказку «дорого, да мило — дёшево, да гнило!» %~)

            На самом-то деле решение следует принимать как минимум с построения целевой функции/модели и поиска её минимумов. «Здравый смысл»(R) и тому подобное здесь могут сильно «подставить на бабки»…

          • IF

            это все прекрасно, только задача оптимизации помимо целевой функции в общем случае еще и ограничения содержит

          • Aleksandr Konosevich

            > еще и ограничения содержит

            Именно! И поэтому я желаю увидеть их ЯВНО и в цифрах, а не в духе «слющай, мамай клянус!»(ц)

          • IF

            йотить… ну, что я могу сказать… желайте

          • Aleksandr Konosevich

            ;-) «Хотеть не вредно — вредно не хотеть!»(ц)

        • пМВ

          Именно аккуратности — технологии-то древние и отработанные…

          • IF

            про биотех, кстати — недавно читал обзоры про медицинские тесты, разработанные специально для развивающихся, преимущественно африканских стран. неожиданная сложность — главным требованием к тесту оказывается время ожидания результата. если результат не почти моментальный и его приходится ждать, то тест можно не делать — пациент уйдет и не вернется. разово организовать осмотр можно, но результатами сами заинтересуются единицы. сложно аккуратности ожидать в условиях, когда собственное состояние безразлично

          • пМВ

            Да, «Врачи без границ» про такое-же рассказывали…

  • Саша Про

    Кажется, название статьи должно содержать ещё «… , а мы?»

    • контроль рождаемости?

      • Саша Про

        У ранних Genesis были всевозможные умудрённые тексты, которые всегда лень (да и не могу хорошо) переводить было, почему-то вспомнил:
        «This is an announcement from Genetic Control:
        «It is my sad duty to inform you of a four foot restriction on humanoid height.»

  • JProgramer

    >А ведь дело происходит в стране с высоким уровнем инсоляции – почему бы глобальной армянской диаспоре не помочь своей родине
    Проще будет оплатить электроэнергию на срок службы тех батарей. И много дешевле будет, скорее всего.
    >Ну а ракеты от SpaceX вполне вероятно обесценят былые достижения в области коммерческой космонавтики
    О да… Но боюсь не скоро :)

  • rey

    ой, да ладно чушь-то пороть! Они там, где они есть — ровно по своей вине.

    И то, что вы к природным явлениям отнесли — дело рук человека по большей части.

Хостинг "ИТ-ГРАД"
© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2018
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.
«Партнер Рамблера» Почта защищена сервером "СПАМОРЕЗ" Хостинг "Fornex"