Робот-собутыльник без малейшего зазнайства…

Пикирующие углеводородные цены волей-неволей заставляют все больше людей обращаться к опыту советского модернизационного проекта, в результате которого страна из крестьянской превратилась во вторую индустриальную сверхдержаву мира… И мало что окружено таким количеством разнородных мифов, как этот самый советский модернизационный проект. Причем мифотворчеством занимаются самые разные края политического спектра…

Ну, вот мифология почвеннеческая. Что, мол, мы все сами, и обгоняя всех… Апофеоза это движение достигло на рубеже сороковых-пятидесятых годов прошлого века, но даже школяры шестидесятых могли наслаждаться в учебнике воздушным шаром дьяка Крякутного и парящим в облаках самолетом Можайского (последний приветствовали передовые классы: мастеровой –картузом, крестьянин – треухом и студент – фуражкой…). Авторов учебника не останавливало то, что самолет Можайского летать в облаках не мог, а Крякутного целиком и полностью выдумал мастер фальсификации антиквариата Сулакадзев…

С ней смыкается мифология РКМП. В данном случае выглядящая – «Советскую индустриализацию сделали царские инженеры». Ну, роли академиков Винтера, Графтио, Жуковского, Ферсмана, генералов Дурляхера, Маниковского, Федорова, инженеров Бонч-Бруевича, Рамзина, Шухова, никто и никогда не отрицал. Только вот какая деталь – дореволюционных инженеров, при их весьма высокой квалификации, было мало. Очень мало – факт этот донесен до нас классиками в образе инженера Талмудовского, с энтузиазмом выбиравшего место работы среди строек первой пятилетки. А советскому индустриализационному проекту требовался специалист массовый.

И это наглядно видно по тиражам технических книг. До Великой Отечественной главным справочником в стране был Hütte – первый раз «Справочная книга для инженеров, архитекторов, механиков и студентов»была переведена в России в 1863 году, и издана тиражом в 1500 экземпляров. А смотрим пятнадцатый русский перевод 1933 года – 25000. И – сразу за ним издание шестнадцатое. Вот масштаб просветительски-модернизационного проекта. Но реализовывался он, как видим, на основе германского справочника, дополненного отечественными стандартами и нормалями.

Добротный перевод научной и технической литературы все время существования СССР был целенаправленной политикой. С шестидесятых годов прошлого века на этом специализировалось издательство «Мир», работу которого обеспечивали в высшей степени квалифицированные переводчики и редактора. Масштаб книгоиздания этого периода оценить трудно – книжки данного издания традиционно выходили в свет без указания тиражей (видимо из-за имевших место уже в те годы копирайтных игр). Но оперативное и широко распространенное представление о состоянии дел в мировой науке и технике они формировали прекрасно…

То есть – в индустриальную эпоху поддержка распространения научных и технических знаний было государственной политикой. Любопытно, каким образом сейчас предполагается «слезать с нефтяной иглы», которая и сама собой перестает обеспечивать благостную подкормку избаловавшегося организма социума, без формирования достаточно массового слоя квалифицированных – по мировым стандартам квалифицированных – специалистов?..

Но эпоха-то нынче другая, постиндустриальная. И к ее приходу редактора издательства «Мир» готовили детей шестидесятых. Вот вышел в 1968 году в серии «Зарубежная фантастика» – маленькие такие книжки, дефицитные в крупных городах, покупать которые приходилось в сельмагах и гарнизонных лавках – авторский сборник Генри Каттнера «Робот-зазнайка», мгновенно приобретший культовый статус. Заглавный рассказ – The Proud Robot – был в оригинале опубликован в октябрьской книжке журнала Astounding Science-Fiction за 1943 год.

И вот в этой фантастической юмореске изумительно точно обрисован образ постиндустриальной эпохи. Главный герой, изобретатель Гэллегер, работает по заказу владельца телевизионной компании. Но занимают того совсем не те задачи, которыми реальный Сарнов загружал реального Зворыкина. Нет-нет, все проблемы с качеством изображения и передачей сигнала давным-давно решены. Беспокоят же магнатов медиарынка пираты… Употребляющие телесигнал не так, как задумали телевизионные дельцы.

Не будем лишать тех читателей, кто не знаком с творчеством Каттнера, удовольствия прочитать рассказ. Скажем лишь, что в рассказе фигурирует робот, созданный для того, чтобы открывать банки с пивом… Вот какая задача ждала в постиндустриальном мире «умные машины». Оказаться кибернетическим прислужником древнеэллинского бога Бахуса… И то, что в разгар Второй мировой было веселой выдумкой, сейчас становится суровой реальностью.

Вот что нынче пишет пресса – Cheers! Meet Drinky, the shot-downing robot designed to get DRUNK with its owner. Южнокорейский изобретатель – по имени, правда, не Гэллегер, а совсем даже Ын-Чан Парк (Eunchan Park) – создал робота-собутыльника – по имени, правда, не Джо, как у Каттнера, а Drinky. Посмотреть на забавную машинку, жестикулирующую, с энтузиазмом опрокидывающий стаканчик правой лапкой, и мастеровито занюхивающую мануфактуркой, или чем там одета лапка левая, можно здесь.

Вещь – полезнейшая в эпоху распада социальных связей традиционного общества! Пить с ним куда интересней и продуктивнее, чем с традиционным «тренером»… Продавцам спиртного явно стоит проинвестировать массовое производство Drinky! И продавать их в качестве сопутствующих товаров в магазинах спиртного, а солидным покупателям выдавать в подарок после накопления нужного числа баллов на скидочных карточках…

Ну а если серьезно… Если серьезно, то многие авторы, которые описывают социальные последствия массовой роботизации, общем местом считают отметить, что единственной работой, остающейся молодежи, будет ремесло баристы, мальчика-девочки в фирменной курточке, разливающих вам кофе из автомата той или иной навороченности…

Ну, любой кофе, кроме как сваренный в мельхиоровой джезве ереванского завода из собственноручно помолотых зерен, есть общепитовское измывательство над продуктом, даже если он подается в керамике, а не в возлюбленном за океаном стироле… И непонятно, зачем вводить в технологический контур белковый элемент… Может, проще научить (не бездушно запрограммировать, а добросовестно обучить нейросеть!) эдакого робота варить кофе по традиционным технологиям? Именно такой, какой предпочитаешь…

Забавная мысль – на культуре кофе можно сделать много больше денег, чем на спиртном… А если серьезно – то простенькая игрушка Drinky говорит о серьезной вещи. Даже в сфере обслуживания робот окажется конкурентоспособней человека. И – весьма возможно – привлекательней. Это хорошая новость для тех, кто собирается строить карьеру в сфере «умных машин» и плохая для тех, кто хотел бы трудиться баристами и сомелье… Но мы пишем, вроде бы, не для последних!

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях