Ну что, дописались, фантасты?!!

Надо быть осторожнее с мечтами и желаниями – у них есть неприятное свойство сбываться. И тогда приходится жить без мечты, да еще и в мире, сформированном осуществлением этой самой мечты. И вот сейчас мы наблюдаем, как реализуется мечта фантастов о мудрой машине. И реализуется в самой что ни на есть болезненной для любого писателя сфере… В сфере творческого труда, причем с акцентом на научную фантастику!

События в области искусственного интеллекта идут сгущаясь. Вот AlphaGo обыграл с разгромным счетом 4:1 профессионального корейского игрока в го, обладателя 9 дана Ли Седоля. Респектабельнейший The Economist посвятил этому забавному событию материал под ехиднейшим – вполне в духе П.Г.Вудхауса – названием Showdown, да еще с не менее ехиднейшей картинкой… И что же в этом событии главное? Да то, что Ли Седоль игрок в го профессиональный. Зарабатывающий на этом деньги.

Punch нас покинул, но факел британской сатиры гордо несет респектабельнейший The Economist...
Punch нас покинул, но факел британской сатиры гордо несет респектабельнейший The Economist…

Причем, похоже, культ го в Стране Утренней Свежести не уступает любви, испытывавшейся в СССР к шахматам, и отображенной гением Ильфа-Петрова. И вот – облом! AlphaGo играет в го лучше… Да, конечно, игроки в го вряд ли исчезнут, но обычный принцип наименьшего действия подскажет, что соревнования теперь с неизбежностью сведутся к попыткам слегка проконсультироваться с ИскИном, ну и к действиям, направленным на пресечение попыток такой консультации (ну а это было отображено мастерством Леонида Гайдая более полувека назад…).

Ведь даже в обычном спорте идет, нынче, неустанная битва разработчиков допингов с борцами с оным. И вся призывы к чистому спорту надо интерпретировать правильно – как ведущие к созданию рабочих мест для сотрудников антидопинговых лабораторий, как дающие заработок «допинговым адвокатам»… Ну и по большому счету – отвлекающие внимание широких народных масс от реальных процессов в экономике и социуме. Идут из-за конца сырьевого суперцикла за ворота поселкообразующих заводов по производству стройматериалов по 30-40 процентов личного состава – а в деградировавшем до «доски» «ящике» сплошной мельдоний…

Так что интерес к го некоторое время продержится… Может быть! Ну и забавно будет поглядеть – а не подастся ли Ли Седоль в диссиденты, если таковые на Дальнем Востоке водятся… Но это все уже не важно, интересно одно – го уже не заработок. И не важно, как это сделано. 1920 процессоров и 280 видеокарт, работающих в распределенной сети, справились с задачей игры в го куда лучше, чем десятки и десятки миллиардов белковых нейронов головного мозга человека. Навсегда выведя го из списка подобающих человеку занятий…

Почему – «подобающих»? Об этом написал Станислав Лем еще в 1955 году, Obłok Magellana вышел в свет еще до Спутника. В рамочке «Магелланово облако» вышло у нас в 1960, щедро выливая ледяную воду за шиворот романтике космических полетов:

– Значит, человек уже не может управлять ракетой? – спросил я. – Но я хочу управлять ею! Неужели это кому-нибудь повредит?
– Да, повредит, – возразил профессор, и его брови задвигались, как бородки невидимых гномов. – Повредит, потому что ты выполнял бы это медленнее и не так точно, как автомат, а значит – хуже автомата, не говоря уж о том, что человеку неприлично заниматься работой, которую могут выполнить автоматы. Впрочем, ты сам знаешь, что это не годится.
– Но во время экскурсии или в горах мы часто сами пилим дрова, разводим костры, варим пищу, а ведь ее можно приготовить при помощи кухонного автомата!
– Во время экскурсий мы делаем то, что полезно для здоровья и доставляет человеку удовольствие, А если ты поведешь ракету, то этим подвергнешь опасности груз, не говоря уже о самом себе.
– Большое дело – одна ракета! – вырвалось у меня.
Профессор рассмеялся:
– Видишь ли, ты сам сделал невольное признание – мечтая о звездоплавании, ты не думаешь про труд и ответственность, тебе важна лишь их видимость, такая их доля, которая придаст самому полету «серьезность» и тем увеличит удовольствие. Двести лет назад звездоплавание было большим и трудным искусством, достойным настоящих мужчин, требовавшим всей жизни тех, кто ему отдавался, и имена великих астронавтов стали достоянием истории. Но то, что было тогда необходимостью, сегодня в лучшем случае будет забавой, а в худшем – бессмыслицей.

Не будем принимать во внимание, что Лем в 1955 году полагал, что в истории звездоплавания будет этап, когда ядерные технологии уже понесут корабли к планетам, а автоматы еще будут хрупки и ненадежны, чтобы поручить им управление ракетами. В написанной через год после «Магелланова облака» «Туманности Андромеды» И.А.Ефремова полярной звездой уже становится Альраи, гамма Цефея, но «До сих пор из-за большого веса, размеров и хрупкости нельзя было устанавливать на звездолетах электронную машину-мозг типа ИТУ для всесторонних операций и полностью поручить ему управление звездолетом»…

Вполне объяснимая ошибка. Слишком уж быстро урановые котлы и плутониевые бомбы сменились термоядерными зарядами – казалось в середине пятидесятых, что именно в ядерной технике будет наибыстрейший прогресс, ведь у обоих авторов фигурируют «искусственные солнца» над полярными областями… Но в реальности второй половины второго десятилетия двадцать первого века быстрее всего развиваются именно информационные технологии. И они очень бойко оттесняют людей от самых что ни на есть человеческих занятий.

Вот архетип рассказчика у очага. Говорит он, как правило, выдумки. Про драконов и людей с песьими головами. Про безукоризненную храбрость вождя («Я знаю, ты хитришь, ты бедных греков/Кидал вперёд, блистая медным шлемом,…» – напишут лишь через тысячелетия), про благочестие жрецов и внимание олимпийцев к их просьбам… Ну, иногда перемежая это технологическими прозрениями, вроде золотых прислужниц Гефеста («Кои исполнены разумом, силу имеют и голос»).

И вот сейчас ИскИн норовит оттереть человека от этого занятия. На проходившем в Японии конкурсе научно-фантастических произведений имени Хоси Синъити (рассказы этого автора не раз переводились в нашей стране, начиная с культового «мировского» сборника «Времена Хокусая») предварительный отбор успешно прошел роман, написанный ИскИном – AI-written novel passes literary prize screening. Рецензировавший рукопись (ой, а можно ли так теперь говорить…) писатель Сатоси Хасе (надо ж так человека подставить…) отметил хорошую структурированность романа, но недостаточную проработку характеров…

Обратим внимание – дело идет не о болтовне в чатах, с их урезанным до предела словарным запасом и циничным пренебрежением грамматикой. Речь идет о престижном литературном конкурсе, о произведении большой формы, оцениваемом профессиональными писателями. Профессиональными… Интересно, есть ли у них шансы лишиться их профессии? Сравнивать творение робота с шедеврами мировой литературы вряд ли стоит – знаете, то, чем набит ближайший книжный вряд ли, за редкими исключениями, стоит соотносить с большой литературой.

Хотя на создании этих текстов кто-то кормится. Правда, скорее всего и не так жирно, как Артур Конан Дойль во времена написания «Собаки Баскервилей»… Так про это, скорее всего, можно будет забыть. ИскИн будет писать дешевле и больше – Чосер и Мелвилл делали это в перерывах между службами на таможне, а он воспользуется простаивающими процессорами. Оригинальность сюжетов? Да нет ничего оригинальнее генератора случайных чисел. Незнание реальности, влекущее к нестыковкам в сюжетах – так недавно Дэн Симмонс в «Пятом сердце» поизмывался над классической шерлокхолмсианой.

Да и ИскИн, живущий в Сети, легко сможет делать то, что в повести Сергея Львова «Седьмой ход» делал редакционный отдел «Яды. Оружие. Техника» издательства «Цербер» – «Специалисты, работавшие здесь, отвечали за то, чтобы в детективе не было технических нелепостей. Если они читали в рукописи: «Он выстрелил в него из 17-зарядного кольта», они вычеркивали эту фразу, потому что фирма «Кольт» никогда не выпускала 17-зарядных револьверов. Специалист по вооружению вписывал на это место 9-зарядный парабеллум и снабжал соответствующую поправку сноской: «Превосходное и традиционное оружие знаменитой фирмы».»… Так что дописались, фантасты!

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях