Вернём компьютингу фан!

Технологии
автор: Евгений Золотов  05 января 2017

Неделя праздности располагает к несерьёзным размышлениям. И встретив 2017-й год, отметив тридцать пять лет BBC Micro, C64, ZX Spectrum, тридцать лет VGA, четверть века Wolfenstein 3D, двадцатилетие победы компьютера над человеком в шахматы, давайте порассуждаем о парадоксе, который знаком каждому, кто повидал или по крайней мере помнит прошлые вершины. Почему компьютеры больше не доставляют того удовольствия, какое доставляли раньше? Перефразируя наших англоговорящих друзей, интересующихся тем же вопросом, куда из computing’a подевался fun? И можно ли его вернуть?

Стареть — страшно, брюзжать про «счастливую молодость» ещё страшней: раньше, как известно, и трава была зеленее, и солнце ярче, и компьютеры хоть и восьмибитовыми, зато тёплыми, одухотворёнными! Всё так, но только списать всё на субъективность восприятия здесь не получится. Есть ряд совершенно объективных аргументов, свидетельствующих об утрате информационными технологиями вообще и компьютерами в частности свойств, которые делали их «особенными».

Возьмите магический ореол, окружавший компьютеры и ИТ ещё четверть века назад. Умение управляться с ними делало вас волшебником в глазах большинства! В какой момент, почему это волшебство было потеряно? Может потому, что сбылась мечта Гейтса и персоналка стала просто ещё одной вещью, вроде утюга, присутствующей в каждом квартире, каждом доме? А уметь починить утюг — полезно, но по разряду волшебства уже не проходит?

А разочарование в технологиях? Никакие цифровые технологии за последние тридцать лет так и не смогли совершить революционного скачка! Звук, графика, виртуальная реальность, интерфейсы, средства ввода и отображения, накопления данных — ничто не отличается принципиально от разработок 30-летней давности: всё или уже было, или как минимум исследовалось. 30 лет эволюции подарили нам гигагерцовые микропроцессоры и терабайтные винчестеры, но, положа руку на сердце, разве об этом мы мечтали? Ведь гигагерц — это просто в миллион раз быстрее мегагерца, на котором работали Z80 и КР580. Это быстро, да, но… без волшебства?

Сказалась и потеря лёгкости программирования. Требовалось меньше часа, чтобы написать осмысленную программу на восьмибитной машине, полученной в подарок. Вы просто запускали встроенный бейсик! На современных персоналках этот час уйдёт только на то, чтобы обновить систему до актуальной версии. А потом придётся доставать и изучать документацию по средам разработки и библиотекам, потому что многие вещи, делавшиеся запросто тридцать лет назад, сегодня требуют огромного объёма предварительного труда: попробуйте-ка нарисовать на экране линию!

А прямой доступ к аппаратным и программным ресурсам? Восьмибитные машины позволяли напрямую обращаться к портам и видеопамяти, ко всей оперативной памяти и хранящимся в ней программам (системные подпрограммы, BASIC как минимум). Хочешь вывести звук? Отправляй биты прямиком в порт динамика. Поставить точку на экране? Пиши напрямую в видеопамять или пользуйся тривиальными командами того же бейсика. Сегодня ничего подобного просто нет! И убедите меня, что нынешним детям это не нужно!

Наконец, за тридцать лет случилась трагическая потеря приватности. Всё и вся сегодня пытается контролировать пользователя, следить за ним, эксплуатировать результат. Софт и контент опутаны средствами DRM. Разработчики апп-сторов имеют власть над конечными устройствами — и способны удалять приложения без спросу, обновлять приложения без предупреждения. Вирусы, назойливая реклама — из той же области: всё ради информации о пользователе, всё против него! Ничего этого не было тридцать лет назад. Жизнь была проще.

Я буду рад, если вы дополните этот список, но и того, что уже названо, достаточно, чтобы утверждать: тоска по компьютингу 80-х и 90-х имеет под собой прочную и совершенно объективную основу. К сожалению, вернуться туда не получится. Да, можно раздобыть те самые компьютеры и попробовать их запустить и настроить. Опыт, накопленный здесь энтузиастами, говорит, что четверть века для восьмибитных конструкций — не проблема: максимум, придётся заменить электролиты и почистить контакты клавиатуры. А можно и вовсе отыскать современный радиоконструктор и собрать аналог древней машины самому.

Можно, но… Такой вариант не даёт практичности. А ведь восьмибитные машины применялись для решения вполне себе полезных задач: на них и учились, и считали, их использовали для управления другими устройствами, на них играли, на них строили бизнес (помните студии кабельного телевидения?). Сегодня применять их так — глупо, с их-то скоростями, интерфейсами, объёмами памяти!

И всё-таки прошлое не ушло безвозвратно. Если душа просит «тёплой восьмибитовой старины», рискну утверждать, что рецепт — есть. Снова не бесспорный (и я буду рад, если поспорите, если добавите!), но по крайней мере дающий надежду. Если не пригодится вам, может быть поможет вашим детям? Вот три его компонента.

1. Нужна система, которую вы не будете бояться испортить и которая будет достаточно «сырой», чтобы не прятать железо от пользователя. Прямого доступа к железу, конечно, не получить — для этого пришлось бы уйти к самым простым микроконтроллерам, что стало бы потерей даже по сравнению с 80-ми. Но Raspberry Pi и конструкторы Arduino вполне подойдут: ценой, компактностью, простотой.

2. Софт, без вопросов, должен быть только свободным. Linux, коллекции GNU. Не для того, чтобы изучать исходники — но ведь к этому и раньше никто не принуждал! Свободный, потому что только так можно избежать посягательств на свободу потребления информации и свободу эксперимента, только так гарантировать, что за вами никто не следит и только вы контролируете происходящее на своей машине!

3. Простотой программирования, увы, придётся поступиться. Предстоит учиться современным инструментам и трюкам — но не забывайте, что и возраст у вас уже не тот: вы — можете, а значит, вы должны! Самые свежие рекомендации по языкам на 2017-й год: Javascript и SQL. Близки к ним по востребованности Swift, Ruby, PHP, вечные Python и C/C++. Да, это уже не так просто, как бейсик, но помните, что необходимо не только вернуть «теплоту», а и сохранить практичность. Бейсик практичность давно потерял, он годен лишь в качестве первого языка.

Скажете, парадоксальный набор? А то, что вы когда-то осваивали программирование на компьютерах с объёмом памяти, в котором не уместилась бы эта веб-страница и пытались применять их для практически полезных задач, вам парадоксальным не казалось? ;-)

P.S. Использованы графические работы Staffan Vilcans, Nick Gray, Shever, Alessandro Grussu.

Поделиться
Поделиться
Tweet
Google
 
Читайте также
Компьютер будущего: взгляд из (недавнего) прошлого
Компьютер будущего: взгляд из (недавнего) прошлого
Тоска по аналОгу
Тоска по аналОгу
Подарок для айтишника: сырое — великолепно!
Подарок для айтишника: сырое — великолепно!
  • Никакого лыка в Ваши строки!
    И с диагнозом согласен и с лечением. Могу еще добавить к «безжалостному» оборудованию старые смартфоны, хотя с ними (соглашусь) и эксперимент начать сложнее.

  • Владимир

    А чо, Embarcadero C++ рулит тоже (наследник Borland) и стоит недорого….
    C++Builder 10.1 Berlin Starter Новая лицензия Named

    16 999,00 руб.
    и все есть для души)
    (если что, отношение к этой конторе не имею)
    С уважением.

    • Anqrew

      Зачем, если можно бесплатно Eclipse или NetBeans пользоваться? Научить кнопки на форму мышкой добавлять можно и обезьяну, интереснее сами алгоритмы..

      • 野上上部

        Например, затем, что Eclipse — нечеловечески глючное поделие.
        (Если, конечно, вы не изучили его в совершенстве, так что считаете баги особенностями и пользуетесь ими, а не страдаете. («Вас мучают кошмары? — Нет, я ими наслаждаюсь.»))

    • Igor Borski

      Lazarus — эдакий опенсорс Делфи, естественно бесплатен.

      • Кстати, Lazarus включен в школьную программу по информатике в Казахстане.

    • Denis Mitropolskiy

      Visual Studio вообще бесплатен

      • Victor Serpentus

        Да! Visual Studio Community почти ничем не отличается от Professional версии по части функционала и при этом совершенно бесплатна для частных разработчиков, в том числе, для коммерческого применения.

        • Victor Man

          только на освоение этого Visual Studio Community уйдёт столько времени, что студент станет дедушкой. Поэтому он бесплатный — чтоб школьники ставили и постигали азы (азы вечного апдейта и изменений синтаксиса)

  • Igor Borski

    А чем тот же бейсик или Lazarus IDE/Free Pascal не угодили?

    Scratch опять же. (Ruby / Python / Go для гордых :) )

    Рисуйте себе линиями и точками.
    И полезная программа снова пишется за час-два :)

  • Инженер

    Кино тоже не радует. Если первые «Звездные войны» восхищали спецэффектами, предпоследняя серия показалась скучной, а на последнюю не пошел. Зная, что компьютер обсчитает все, что угодно, трюки уже не впечатляют.

    • Domo

      В первых звездных войнах каждый кадр блистал новизной: световые мечи, летающие по пустыне скиммеры, бар с инопланетными бандитами, подводные монстры в канализации. Все эти приемы были в течение последующих лет растасканы и повторены по сто раз. Игра «space quest 1» на 99% состояла из этих же украденных идей и потому пользовалась бешеной популярностью. Так что идеи первичны, а спецэффекты вторичны…

      • Инженер

        Звездные войны» — только пример. Другая фантастика и фэнтези, блокбастеры, типа «Орешков», все, что построено вокруг спецэффекта — отношение то же самое.

        • Старое-доброе кино. Честные трюки без мультиков. Это да.

      • TG387R

        Не соглашусь. Я недавно посмортел восстановленую первую часть чужих на блурее. Получил огромное удовольствие. Все декарации сделаны идеально спецеффекты тщательно выверены . Ну просто сплошной кайф! Вторая часть тоже ничего. А рстальные части полный шлак.
        А вот современные фильмы с компьютерными эффектами мне не нравятся. Почти всегда чувствуется обман компьютеиной графики, она похожа на какойто мираж в тумане. Есть исключения например фильм аватар там графика на столь высоком уровне что смотреть приятно. Но это один фильм и ничего и рядом не стояло.
        Это как эффект мп3 вродебы все на месте музыка детальная все частоты слышно и песня знакомая, но ощущение что тебя обокрали но ты незнаешь где и как.
        Дешевая компьютерная графика вродебы создает подную иллюзию но огрехи физики какието штрихи к динамике движения недают полностью погрузиться в мир фантазии.

        Хорошо если сюжет и игра актеров такова что эмоции в вашей голове отвлекают вас от картинки , но это тоже редкость.

        • Domo

          Хоть режьте меня, а все равно главное — идея. Вот, вы говорите, Чужой. Шикарный фильм, теперь и самому захотелось пересмотреть. Но ведь дело не в спецэффектах, а в желании _поверить_ в них. Потому что в Чужом это было чудом, а в новых фильмах это — плагиат, в лучшем случае. Аватар — редкий случай, когда еще хочется поверить.

          • TG387R

            Чужой это блокбастер с рекордным по тем временам бюджетом а это означает что можно выделить милион долларов или пять и бригада мастеров сделает вам интерьеры космического корабля в мельчайших подробностях, и кнопочки будут нажиматься и экраны будут настоящие и двери слайдеры будут красиво открываться, и при этом дизайнеры будут иметь возможность по пять раз переделать то что им непонравилось и смогут заказывать изогнутые стекла для капсул и стен. Точно также будут сделаны модели персонажей чудовищь со сложнейшей механикой и мимикой.

          • Сергей Глита

            Точно также будут сделаны модели персонажей чудовищь со сложнейшей механикой и мимикой.

            Не получится, H.R. Giger — всё!

          • Domo

            Существуют инди-игры, сделанные с минимальным бюджетом и большим вниманием к _идее_. Просто нужен человек, который вложит в это душу. И действительно, когда есть большой бюджет, то такого человека можно найти и нанять. Конечно, сложных бегающих чудовищ без бабла не потянуть, но интерьеры кораблей — вполне.

        • Сергей Глита

          А Дюна Линча вообще из говна и палок сделана, но как смотрится!

          • Domo

            Именно!

            Еще вспоминается игра vvvvvv, до сих пор в нее режусь.

  • Domo

    Еще момент: раньше было много нерешенных проблем. Сейчас попробуй что-нибудь сделать: это либо сделали до тебя (и сделали лучше), либо прибегут с советами, как это надо было делать наиболее правильно, либо будут _требовать_ переделать/обновить/улучшить.

    • Ну, например, сканер Wi-Fi сетей, запоминающий все источники с географической привязкой. Работающий на смартфоне в фоновом режиме — идешь и сканируешь. На Android есть что-то блекло похожее, на iOS даже похожего нет.
      Возможно, это не проблема :)
      А, скорее, проблема в другом — писатель создает вымышленный мир, потому что знает мир реальный. Программист должен знать мир, а они сейчас знают только содержимое соцсетей. Отсюда и мысли и программы.

      • Domo

        Это сканер для последующего подключения, или просто для сбора статистики? Я и сам думал о таком, но ради интернета, в условиях большого города, думается, больше мороки. 4G уже сейчас часто лучше вайфая. Или мы, москвичи, зажрались? ;)

        Насчет писателей — это да. Для этого нужны симбиозы писателей и программистов. Лучшие инди-игры именно так и сделаны.

        • Сканер для статистики. Был у меня на Android — «Wi-Fi -Analyzer» — сохранял текущий замер в список — SSID, канал и мощность. На детской площадке рядом с домом (30*30м) по четырем углам в сумме получалось свыше 40 источников.
          Потом (а работаю в провайдерской конторе) по МАС адресам сравнил:
          а) точность «вычисления» места вещания (почти как в кино про шпионов — но без направления, по падению мощности сигнала) с реальным адресом,
          б) если МАС в нашей базе не найден — это абонент конкурентов :) Так еще определил наше место в городской сети ;=)
          А на iOS — с таким же названием программка для попыток взлома — что совсем неинтересно.
          Кроме статистики был еще интерес — настроить свою домашнюю точку на редкий канал. Реально использовались в основном одни и те же (софт на роутерах, наверное?). Вручную назначив редкий, ощутил бОльшую стабильность беспроводной сети.

          • Victor Man

            про свободный канал плюсую люто. У самого такая же история. Пересел на … не скажу :-)

  • Alexey Zharikov

    Я бы не сказал, что SQL сложнее Бейсика.

  • IF

    8 бит — не спортивно. только логарифмическая линейка. дает полный доступ к железу, все свободно, но, да — трюкам учиться придется

  • Пётр

    Люди разные не все получат удовольствие от возни с программированием и электроникой. Просто раньше это все было довольно сложным занятием, т.е. требовало упорства и сообразительности. Сейчас же всё упростилось до невозможности, вот и нет детям никакого удовольствия с этим возиться.

    Как с играми. Производителю выгоднее выпустить фигню, которую купят большинство, чем что-то стоящее, что понравится лишь небольшому числу игроков.

    Можно хотя бы сравнить учебники по программированию раньше все объяснялось на примерах из математики и физики (т.е. на чем то, что можно было применить реально) а теперь всякие бесполезные перемещения предметов и рисовалки.

  • Лев Алёшин

    Вот ардуино самое товместо бейсика. Только он на примитивном микроконтроллере АВР запускается. А можно и на чистых сях писать в АВР студии. Только это больше не компьютерным а аппаратура. Никто не мешает поставить бейсика на Винду и чертить линии. А практическая польза сейчас равно принудительно изучать матчасть библиотеки и прочее.

    • TG387R

      Я пробовал . Не так уж просто найти бейсик во вторых у него куча диалектов и в итоге его нужно изучать снуля. Современные бейсики нафаршированы дерьмом призванным поднять его на уровень си или гдето рядом. Там тебе и компилятор и всяких усложнений синтаксиса столько что проще и разумнее изучать си.
      И главное что он не имеет прямого доступа к ресурсам, используя его совершенно невозможно почувствовать возможности компьютера..
      А в спектруме был бейскик с уникальным способом ввода целых команд со всей пунктуацией что ускоряло написание простых программ в десятки раз. Написание программ было похоже на игру на пианино, вы то что пр думали то тутже и пишете с минимальным количеством багов.

      • Лев Алёшин

        Был у меня такой, вводились только ключевые слова, несколько шифтов. Неудобно было, я пользовался вариантов где все побуквенно. Сейчас у меня qb64 для бейсика. На современном компьютере напрямую не поуправляешь переферией черезпорты, все усложнили. Да и зачем, все равно во взрослом программировании все через операционную делается. Это дорога в никуда.

  • Fenyx Dml

    Да, первый вульфенштейн был чудом! Дум чуть меньше, но за счет бОльшей монструозности и получше графики — был круче! Квак туда-сюда, т.к. более честное 3D по сравнению со всеми остальными копипастами того же дума. А что дальше? Графика лучше, видюхи монструознее, а содержимое — как санта барбара — пропустил 10 серий и как будто ничего не произошло. Апофеоз всего — «кризис». Игрушка пустая как манекен! Снаружи напялено и намалевано как будто это королева, а внутри пустота. Фантик от конфеты, только без самой конфеты. Вот и всё такое стало — обман! Одни фантики, а внутри ничего. Наверное я тоже постарел. А может культурный кризис в мире. Но ведь взамен ничего нет. Когда-то на смену театрам и уличным музыкантам пришло кино, затем его сменило телевидение и радио, затем компьютерные игры.. Сейчас пытаются продвинуть VR, но это не полноценная смена. Это то же самое, только опять же в улучшенном виде. А какой смысл делать более красивую упаковку, если внутри та же пустота? Вот и не рвется народ в виртуальную реальность. Нет там реальности — вакуум один с более или менее красивыми обоями на стенах.

    • Vicktor Brovikoff

      Ну, на рынке FPS всё же были ещё прорывы. Например, напрасно упускаете Half-Life (вместе с Opposing Force и Blue Shift), в котором у нас впервые появился в шутере вменяемый сюжет, персонажи и т.д.

      • Victor Serpentus

        Да полно прорывов было, в самых разных жанрах. И сейчас встречаются маленькие шедевры от инди-разработчиков.

        • Fenyx Dml

          Ну, халфа, само-собой, перл в куче мусора — я его не упомянул только чтобы сильно не размазывать пост — я же не статью писал. Но это как бы не прорыв, в смысле чего-то кардинально нового! Это просто уже известный жанр, доведенный до почти полного совершенства. Это немного другое. И когда ж это было! А еще была игрушка радуга-6. Тоже вроде бы шутер, но нет, не такой. Совершенно отличная от других вещь в себе! Но всё это уже дела давно минувших дней. Все находки благополучно превратились в сериалы со всё более убогим наполнением. Возьмем к примеру дьябло. Первая часть — вещь в себе, вторая — доведение идеи до технического максимума на тот момент (с сюжетом похуже, но т.к. он изначально был оригинальным, сойдет). А третья? Вы видели это убожествопестрящее винегретом вспышек, убивающее мышь нескончаемой очередью кликов с бессмысленным сбором ненужного хлама? Я посмотрел со стороны и меня затошнило. И так всё. Если изначально и была неплохая идея, то в дальнейшем она теряется, уступая место пустым спецеффектам. А возьмем «портал». Абсолютно свежая идея (я, кстати, играл еще в игру-прототип, права на которую вместе с самими порталами вальве купила у её автора). Там только за счет сюжета и головоломок всё и держится.. Если бы это был какой-т ооригинальный шутер, то выпустили бы уже 3-4 новых клона с тем же сюжетом или вообще без оного, закрыв пустоту тоннами взрывов и кровищи. Но у портала нет взрывов и кровищи, если убрать сюжет, то ничего и не останется. Потому и нет продолжения. Трудно это. А скорее невозможно (один раз сумели повторить, а второй раз уже ерунда выйдет). Потому мы и видим что в кино что в компьютере одних трансформеров без мозгов и здравого смысла.

          • Vicktor Brovikoff

            Про дьяблу ничего не скажу, вот вообще не фанат этого жанра, а Портал ведь был охуенный. И песня в финале! :)

          • Victor Man

            Portal 2 ваще бомба

          • Vicktor Brovikoff

            ок, а Max Payne? Его трюки а-ля Матрица? :) А комиксовые комментарии к сюжету? А его нарко, видимо, трипы?

          • Fenyx Dml

            Макс пейн пример хорошей игры??? Да неужели? Пальба во всё что движется из разных видов автоматического оружия с глупенькими высказываниями это вы считаете достижением в игроделании? Ну тогда нам с вами друг друга не понять..

          • Victor Serpentus

            Я не понял, что вы считаете за прорыв? Новый жанр? Тогда конечно, таких игр будет выходить все меньше и меньше. И в других видах искусства (ага, я считаю, что игры тоже можно туда относить, раз уж современное кино и музыку туда относят) тоже самое: новый музыкальный жанр изобрести крайне сложно, а в кино — наверное, вообще невозможно. Но разве в рамках старых жанров не может выходить выдающихся произведений?
            Основное новшество Half-Life заключалось в том, что в FPS добавили интересный сюжет и кинемотографическую постановку, причем все было интерактивно, не в кат-сценах, как обычно. Доведение до совершенства — это вторая часть Half-Life. Получилось так здорово, что третья часть теперь никогда не выйдет, т. к. лучше уже практически некуда, а сделать просто на уровне — для многочисленных фанатов это будет разочарованием по определению.
            Diablo 3 ИМХО не так уж плох, но до первых двух частей ему, конечно, очень далеко. Игра очень средняя во всех отношениях. Просто очень хорошие игры в этом жанре (без всяких прорывов) — Titan Quest и его реинкарнация от тех же разработчиков — Grim Down.
            У Portal есть достойное продолжение. Ничего нового, но по-прежнему очень хорошо. Еще отличная игра в этом жанре — Talos Principle.

            мы и видим что в кино что в компьютере одних трансформеров без мозгов и здравого смысла
            И в кино, и в играх сейчас бюджеты крупных проектов перевалили за сотню миллионов долларов. Поэтому крупные студии боятся рисковать и делают то, что точно окупится. А это, увы, означает по-больше зрелищности, по-меньше напряжения для мозгов и по-меньше всяких новшеств и экспериментов, бал правят сиквелы, приквелы и спин-офы.

          • Fenyx Dml

            Последний абзац могли бы и не писать — это давно для всех очевидно, но не оправдывает индустрию по созданию блевотного контента никоим образом. Да и предыдущие тоже — вы сказали то же самое что и я, но от своего имени.

          • Vicktor Brovikoff

            Ну, настоящий фильм мы получили всё же только с Max Payne. В халфе был сюжет и некоторое погружение. Впрочем, гигантский прогресс по сравнению с Doom, где не было вообще ничего, Duke Nukem 3D (i’m here to kick ass and chew bubble gum, and, damn i’m out of gum’) и очень страным Blood.

    • JProgramer

      Играл в Quake 1 на новом движке: высокое разрешение, управление мышью как в Q2 и более поздних шутерах, все текстуры конечно перерисованы заново. Но все уровни, персонажи, звуки, обстановка — та же. Ощущения — как будто вернулся в старый quake, но играть намного удобнее, и картинка намного лучше воспринимается, типа такой всегда и была (хотя конечно помню, что разрешение у оригинального Q1 было не то). Кто сделал это чудо не знаю, лежит где-то в завалах на диске, не найду сейчас.

      • Victor Serpentus

        В Quake 1 и 2 управление ничем принципиально не отличалось. Это в Doom, Doom 2, Heretic, Hexen, Duke Nukem 3D и пр. «2.5D-шутерах» управление было заточено под игру с клавиатуры, целиться нужно было только по горизонтали. Хотя уже в Doom 2 поддержка мыши была, пусть и урезанная.

        • JProgramer

          Не, как помню в Q1 целился только по горизонтали, а продольная ось мыши перемещала вперёд-назад. Но тут сложно спорить: может потом Id software выпустила и такую версию. Но вот эта переделка поразила: как будто оказался опять в Q1, только матовое стекло перед глазами убрали (разрешение всё-таки много значит). А так атмосфера, уровни, монстры — всё тоже самое. Мог бы рекомендовать, если бы знал что :) Но думаю найти удастся, если интересно.

    • Victor Serpentus

      VR — это был бы самый сильный прорыв за все время, если бы не… Там проблем полно, самых разных, экономических (слишком дорого), технических (пока железо не тянет, манипуляторов удобных пока не придумали), физиологических (многим плохо становится после часа игры в ВР). Последняя проблема вообще вряд ли разрешится в обозримом будущем.
      Про «кризис» — полностью согласен. Это была более технодемка или бенчмарк, чем игра (хотя многим нравится!). Вот только «кризис» — это только одна игра, а хорошие и даже отличные игры выходили и продолжают выходить. Редко, да. Но шедевры на поток не поставить, иначе они перестанут восприниматься как шедевры.

  • JProgramer

    Появилась за это время ещё одна проблема: bloatware, на старом железе оно бы не выжило, а сейчас вполне… А увеличение сложности программирования не такая большая проблема: да,
    придётся освоить больший объём информации, но и программировать потом
    проще, многое делают библиотеки, главное знать где что лежит.
    >Бейсик практичность давно потерял, он годен лишь в качестве первого языка.
    Дейкстра считал что не годен :)

    • Victor Serpentus

      Дейкстра считал что не годен
      Так считают все преподы в ВУЗах, к которым приходят программисты, которых в школе научили писать программки на бейсике :-)

      • JProgramer

        Это не случайно: там учат структурному программированию, а Бейсик задаёт алгоритм в виде графа операторов. Это то, во что компилятор потом преобразует программу, но вряд ли так стоит писать человеку.
        У меня получилось забавно: первым языком в школе был по традиции Паскаль, и когда увидел прогу на Бэйсике так не понял что к чему. Потом разобрался конечно, но факт: представление в мозгу отличается.

        • У меня была уникальная версия MS-DOS?
          И единственная в мире копия BASIC? С помощью на русском языке, возможностью писать структурно, с подпрограммами? Ну, с прямой работой с памятью там было не очень, соглашусь.
          Но вот именно учить — отличная вещь. Когда в одной среде сначала заставляешь компьютер реагировать на программу из 2-3 строк. А потом уже доходишь и до описания переменных (с областью «видимости») и до подпрограмм.

          • Doctor Y. Doodle

            Коммерческий вариант — QuickBASIC — позволял даже компилить стэндэлон-екзешники)
            А еще я щупал VisualBasic 1.0! Под DOS! С формами из псевдографики! :D

          • JProgramer

            Под MS-DOS Бэйсиком не пользовался, тут ничего сказать не могу. Но под БК-0010 (или похожий) видел, и помню не понравился. Некоторое время поизучал, но потом забил и вернулся к Паскалю :)

          • Максимально удобен из «бэйсиков» был именно QuickBASIC — просто начать, плавно перейти к структурам.
            Но, наверное, для серьезных программистов — это не инструмент. Мне он нравился для «поделок» — например, нарисовать «папоротник» в пару десятков строк, быстро сделать учебные образцы файлов с разной степенью сжимаемости и т.п. Вплоть до написания «вывод прописью» студентами с «нуля» за довольно небольшое время.

          • Инженер

            Последний раз пользовался им 4 года назад при ремонте одного цифрового блока. Навесил на LPT порт самодельную плату для генерации множества сигналов, которой управлял из программы. Пригодилось «Древнее Знание».

          • Victor Man

            и базы данных писались, и модульный подход был. Всё было.

  • Vicktor Brovikoff

    «Ведь гигагерц — это просто в миллион раз быстрее мегагерца»

    В тысячу. Поправьте, пожалуйста, понятно же что просто оговорка, но глаз режет. ::)

  • А вот и редкая птица — статья на КТ!

  • Victor Serpentus

    Компьютеры в те годы были «теплыми ламповыми» потому что:
    1. Это было в новинку, особенно в СССР.
    2. Это было очень дорого и сложно, а потому круто. Элитарно, как бы сейчас сказали.
    3. Мы были моложе, а мозги наши были менее забиты ненужной информацией, а потому мы были более любопытны.
    4. …. Всё, остальные причины не существенны. Домашний ПК в конце 80х — начале 90х был престижной, навороченной игрушкой, недоступной по цене и сложности освоения для большинства. В 80х же IBM PC вообще в магазинах не продавались (да и других особо не наблюдалось), что еще больше добавляло ему статусности.

    Вы просто запускали встроенный бейсик!
    Вы про компьютеры без установленной ОС? Часто сейчас с такими приходится сталкиваться? А во всех современных ОС тоже есть встроенные ЯП. В Windows есть Visual Basic и JavaScript (урезанные версии, через WScript), а еще PowerShell. В Linux почти всегда есть полноценный С/C++ (GCC же!). Кстати, встроенный ЯП был далеко не во всех компьютерах того времени, мне на память вообще кроме Spectrum ничего не приходит. IBM PC же вообще часто продавали без установленной ОС, так что для того, чтобы начать им пользоваться приходилось повозиться.

    Хочешь вывести звук? Отправляй биты прямиком в порт динамика.
    Так в Linux вроде бы и сейчас можно просто посылать байты из выходного потока в какой-нибудь /dev/audio0, разве нет? (Точно не знаю, я с Linux почти не знаком). А «совсем прямой» (из пользовательской программы) доступ к железу всегда отсутствовал в настоящих ОС (DOS — это «пускач», а не полноценная ОС).

    Всё и вся сегодня пытается контролировать пользователя, следить за ним, эксплуатировать результат.
    Так было еще при Царе Горохе, просто сейчас появились возможности делать это гораздо более эффективно.

    Вирусы, назойливая реклама — из той же области: всё ради информации о пользователе, всё против него! Ничего этого не было тридцать лет назад.
    Вирусов в 90е было полно, но они были другими. Рекламы не было, потому что не было постоянного онлайна. Хотя спам уже появлялся понемногу.

    Никакие цифровые технологии за последние тридцать лет так и не смогли совершить революционного скачка!
    А как же КПК (смартфоны)? Или вы считаете, что КПК — это тот же ПК, только меньшего размера? Ну тогда и ПК — это тот же mainframe, только меньшего размера. Да и интернет в современном понимании возник гораздо менее 30 лет назад.

    Но Raspberry Pi и конструкторы Arduino вполне подойдут
    Подойдут, точно. Но ИМХО можно вообще начать с виртуалки — это вообще бесплатно, не занимает места на столе и точно ничего не сломаешь.

    Самые свежие рекомендации по языкам на 2017-й год: Javascript и SQL
    Странные рекомендации для замены Basic. В JS много странностей для новичка, а SQL — это вообще в первую очередь язык для запросов к БД, а хранимые процедуры — это уже вторично. И уж на нем то точно нельзя ни звук на динамики посылать, ни пиксели на монитор. Как и на JS. В прочем, рекомендация изучать С++ новичку еще страннее.

    Да, это уже не так просто, как бейсик
    Почему? Python в качестве учебного языка ничуть не сложнее. И он намного «полезнее» бейсика, который, как известно, прививает дурной вкус в программировании. А главное, Python реально используемый в самых разных областях, даже просто на домашнем ПК он пригодится, для автоматизации каких-то рутинных задач. А вообще классический язык для обучению программированию, специально для этого созданный, — это Pascal. Но он скучный, да :-)

    • TG387R

      Современный бейсик это совсем не то что было на спектруме и дело не в синтаксисе и возможностях. Вы сможете не имея дисплея составить программу вслепую которая будет находить определитель матрицы третьего порядка и результат выводить серией звуковых сигналов? На современном пи си или маке это невозможно хотябы потому что надо установить среду разработки и без мышки вообще врядли вообще хоть что то выйдет. На спектруме такое возможно и делалось не раз за неимением телевизора. Пргораммы тамм вводились не глядя потому что зазора для ошибок попросту небыло, операторы выскакивали готовые с неудаляемыми скобками и запятыми и все они были написаны на клавиатуре и вызывались сочетанием клавиш. И скорость написания программы была в десять раз быстрее чем программирование на си. Мы вообще долго немогли понять зачем часами ловить глюки на 286 с турбо си когда точно такая же программа делалась на спектруме с его бейсиком за одну минуту а то и вовсе за секунды.
      Курсовая на спектруме делалась за полчаса, включая исследование интервалов каких то функций и перебор массивов и пузырьковый алгоритм а на языке си люди кодили это же самое по пол года вылавливая глюки забытые точки с запятыми и указателями которые указывают нетуда куда ожидалось. Один только оператор принтф чего стоит, чтобы понять как он работает надо неделю изучать и экспериментировать.

      • Victor Serpentus

        Вы сможете не имея дисплея составить программу вслепую которая будет находить определитель матрицы третьего порядка и результат выводить серией звуковых сигналов?
        А зачем такое извращение сейчас, в наши дни? Это из разряда стенаний, что раньше вот автомобили имели ручку вращения стартера, с помощью которой можно было запустить двигатель без аккумулятора.

        операторы выскакивали готовые с неудаляемыми скобками и запятыми и все они были написаны на клавиатуре и вызывались сочетанием клавиш.
        Это обеспечит только корректный синтаксис, что и так не проблема, если вы не второй день программируете. Синтаксические ошибки легко обнаружить и исправить, а найти семантические ошибки в программе вам это не поможет совершенно.

        И скорость написания программы была в десять раз быстрее чем программирование на си
        Си — язык более подходящий для системного программирования или для программирования на встроенных системах, потому что работает «близко к железу» и компилятор Си пишется элементарно. Не надо в наше время пытаться писать на Си какие-нибудь расчеты (хотя определитель матрицы 3х3 считается в одну строчку, хоть на бейсике, хоть на Си, хоть в «Экселе»), разве только для освоения языка. А вычислить обращение матрицы 100х100 на бейсике пробовали? Из-за того, что это чистый интерпретатор программа будет выполняться очень медленно, даже если вы ее на суперкомпьютере запустите. Кстати, в те давние времена для вычислений традиционно использовали фортран, а не бейсик. И до сих пор еще иногда используют, потому что ну очень много хороших библиотек на нем написано. И даже на Си стандарт де-факто для основных вычислений в линейной алгебре — библиотека CBLAS/CLAPACK — является всего лишь машинным (!) переводом с библиотеки BLAS/LAPACK на фортране.

        зачем часами ловить глюки на 286 с турбо си когда точно такая же программа делалась на спектруме с его бейсиком за одну минуту
        Либо опыта в порограммировании мало, либо, что скорее, неправильно выбран инструмент разработки. Для сколько-нибудь сложных математических расчетов обычно лучше всего подходит MathCAD (если что-то типовое), MathLab или Python со спец. либами (если хорошо понимаешь, что, зачем, как и почему не подходят предыдущие два). На С/С++ такое тоже иногда делается например, если необходимо выжать всю мощь из железа, причем нестандартного, или если вычисления — только часть коммерческой программы.

        Один только оператор принтф чего стоит, чтобы понять как он работает надо неделю изучать и экспериментировать.
        printf — не оператор, а функция из стандартной библиотеки, точнее, семейство функций. Чтобы понять, как работает, достаточно 5 минут почитать документацию. Чтобы во всех деталях изучить синтаксис форматной строки (а возможности форматирования там такие, что бейсику и не снились), придется потратить уже час или два, но никак не неделю.

        • TG387R

          я знаю для чего используется си. Бейсик был гораздо более дружелюбен и на его освоение уходил месяц. С языком си вам нужно год изучения и практи и толковый препод.
          Простые программы на бейсике спектрума писались сразу на одном дыхании что захотел то и написал без возни и лишних размышлений. Даже после года изучения си всеравно на спектруме все создавалось в разы бастрее.

          • Victor Serpentus

            Бейсик был гораздо более дружелюбен и на его освоение уходил месяц. С языком си вам нужно год изучения и практи и толковый препод.
            Все верно, бейсик предназначен для новичков и простых программ, созданных «на коленке», Си — до сих пор один из самых используемых языков для разработки ПО. Но, как я уже говорил, бейсик ИМХО уже не актуален, т.к. «питон» превосходит его по всем параметрам, имея при этом сравнительную сложность для освоения (в смысле для того, чтобы писать свои простые программы, а не разбираться в коде, написанном профессионалами). И, насколько я знаю, «питон» сейчас становится де-факто языком для первого знакомства, вытесняя не только бейсик, но и «паскаль». А тех умников-учителей, которые пытаются школьников сходу научить писать на С, а тем более С++ (да, есть и такие!), надо строго наказывать :-)

            Простые программы на бейсике спектрума писались сразу на одном дыхании
            Снова верно, но только очень простые и маленькие программы — не более пары сотен строк, иначе там черт ногу сломит, потому что структурированности в нем почти нет никакой.

          • TG387R

            Дело не в языке а в том как он был сделан на спектруме. Я запускал на спектруме более продвинутые версии бейсика но там обычный побуквенный ввод , медленный и чреватый кучей ошибок.

          • Victor Serpentus

            С одной стороны воде удобно, с другой — чем запоминать на какой кнопке какой оператор находится (их там много!), проще по буквам напечатать. И какая там куча ошибок может быть, это же не паскаль с его function, procedure и т.п., это бейсик: let, for, if, then, next, goto, on, dim, data, list… print — наверное, самый многобуквенный оператор. Ну где там кучу ошибок можно понаделать? Там не в операторах ошибки будут, а в goto с последующим указанием № строки и никак иначе — вот источник проблем. Даже в суперпримитивном интерпретаторе cmd.exe метки — символьные.

          • Alexandr Filippow

            интерпретатор спектрума позволял заводить функции, определяемые пользователем)
            и да — спекки forever in my heart.
            спасибо дядюшке-сэру Синклеру.

          • TG387R

            Нет не проще. Все это хорошо и легко запоминалось. И не так уж много там было операторов. Может штук двадцать.

          • 野上上部

            Насколько я помню, в Бета-Бейсике 3.0, был даже выбор: нажать кнопку с оператором или пробел (и наброть его по буквам).

    • Doctor Y. Doodle

      > В Windows есть Visual Basic и JavaScript (урезанные версии, через WScript), а еще PowerShell.
      Более того, если стоит .NET (а он есть в любой актуальной винде) доступны полноценные компиляторы C# и vb.net! Т.е. можно писать «настоящие» приложения прямо в блокноте (для эстетов) или акелпаде/ нотепаде++.
      Конечно, без IDE да всяких SDK это именно «спортивного» или образовательного толка занятие, но и под линухом без какого-нибудь Qt дальше консоли не особо уедешь…)

      • Вот, кстати, сборка комплекта для компиляции — это задачка. Аппаратно-программный мир усложнился, ставки для вхождения в игру повышаются. Хотя бы затраты времени.

        • Doctor Y. Doodle

          «ад зависимостей» — это всегда отдельная дисциплина, что уж там. :)
          С др. стороны, число разнообразных онлайн-репозиториев нынче стремится к бесконечности: тащи в проект, что душеньке угодно, ну и что, что разбухает, гигагерц/гигабайт простят. Проблема выбора, что именно тащить, конечно, но тут уже как сердце подскажет…;)

      • Victor Serpentus

        доступны полноценные компиляторы C# и vb.net!
        Хм, не знал об этом. Я думал, что в составе .NET Framework доступен только транслятор CIL, необходимый и достаточный, чтобы создать сборку при первом запуске .NET приложения. Погуглил немного — действительно, csc.exe входит фреймворк.

        • Doctor Y. Doodle

          Ага. Я сам случайно обнаружил: накидал как-то какую-то задачку на ходу, а потом подумал, ну как так, не может быть, чтоб целую студию нужно было тащить, чтоб пару десятков строк прогнать! Ведь ява-компилер идет в комплекте с платформой, маловероятно, чтоб микрософтовцы были сильно тупорылей ребят из сан оракл; полез в папки с дотнетом: ну конечно, вот они, родимые! :)

  • Tacit Murky

    «гигагерц — это просто в миллион раз быстрее мегагерца, на котором работали Z80 и КР580» — Евгений, не позорьтесь так явно. В этой фразе минимум 4 грубые ошибки и пара неточностей.

    «попробуйте-ка нарисовать на экране линию!» — запустите Пэйнт, Корэл Дро или Фотошоп. Это покроет 99% потребностей в задачах, где вам надо рисовать линии.

    «А прямой доступ к аппаратным и программным ресурсам?» — а прямая возможность парой команд завесить всю машину с потерей данных? Или сотней команд испортить всю инфу на долговременном носителе? Спички детям не игрушка, иначе такие игры быстро заканчиваются поломкой системы. Восстановить её можно, но чтобы не терять время, давно придумали песочницы и виртуализацию. Там можно пробовать писать что угодно и куда угодно.

    • TG387R

      Вы не поняли что имел ввиду автор. Если у вас небыло спектрума вы это и не поймете.

      • Tacit Murky

        Не было. Был калькулятор МК-52, для которого я составлял первые программы, Вектор-06Ц с Бейсиком, компьютерный класс с Ямахами, а потом двойки-тройки с Досом, Паскалем и вирусами, в т.ч. двумя моими. Так что я-то хорошо понимаю, что такое экспериментаторство. Но нельзя сделать на большом Мерседесе то, что вы в детстве вытворяли с игрушечной машинкой на батарейках. Хотите снова в детство — купите игрушку. Получите удовольствие от процесса, а не результата. Эти и хотел сказать автор.

        Помимо всяких Ардуинов, есть ещё Лего МайндБлокс (который с программируемым контроллером); а из чисто программных решений — Кербал Спэйс, Майнкрафт и куча всего похожего. Полно возможностей для экспериментов.

        • TG387R

          Вы не понимаете о чем речь.дело не в крутизне современного железа и софта а в том что сложность их устройства избыточна и расчитана на специалистов.
          Современный компьютер крайне недружелюбен к тому кто осмелится сам заниматься разработкой и внутренней настройкой. И это не потому что подругому нельзя а потому что так исторически сложилось.

          • Tacit Murky

            «сложность их устройства избыточна и расчитана на специалистов» — вы катастрофически не правы. Иначе не было бы миллиардов пользователей и сетян, от 5-летних детей до стариков.

            Лично мой ПК весьма дружелюбен и к тонкой настройке (через Биос и ОС), и к разработке софта. А разработка железа (и больших программ) сложна потому, что все простые вещи уже придуманы и проданы, а пользователи хотят „покруче“. Это долго и дорого. Быстро и просто получается телега и счёты.

          • TG387R

            Милиарды пользователей пребывают в беспомощном состоянии и из за лишней сложности они не знают и не могут использовать девяносто девять процентов возможностей которые могли быть им полезны.

          • поставте эмулятор БК-0010 и рисуйте линии line’ми :)))

          • TG387R

            эмулятор нужно поставить и он не создаёт программы и на нем не почувствуешь мощь и возможности современного железа.
            Ни аранее открытым окном и настроенным рендером.
            Мало того большинство сред программирования крайне не дружелюбны попробуй те как установить opngl в какую нибудь среду программирования на си. Вам гарантированны поиски курение мануалов раскидывание файлов по папкам и долгое изучение того как сделать инициализацию графики. И много много глюков и нестыковок которые вы должны преодолеть.
            Это заградительная система.

          • Victor Man

            +100500 про «Это заградительная система.»
            красноглазики пишут что-то сами для себя, а простой люд вечно в роли догоняющего.
            Обновляют библиотеки, меняют синтаксис, методы реализации…
            Я за Visual Basic 6.0 — отлично работает на Win 7 64bit
            (от бесплатной Windows 10 я отказался, откатившись на Win 7)

  • TG387R

    Если кто то сможет написать вирус под спектрум это будет сенсация. А современные ос это одна сплошная дыра с кучей кривых заплаток. По идее спектрум с гигагерцовыми скоростями флеш памятью и графикой 32 бита вполне мог решать все наши проблемы. Но он не приспособлен для маркетинговых манипуляций пропаганды и прочих вещей на которых держится трилионная отрасль.

    • Alexandr Filippow

      я вас расстрою. вирусы для спектрума уже ДАВНО были написаны. И один из первых — даже на бейсике. Распространялся с игрой) А для is-dos, вирусы уже писали и на асме. Хотя это всё равно было забавой. Даже когда спектрум был частью фидо.

      • TG387R

        Это были не вирусы в нынешнем понимании. Я не верю что под спектрум можно было написать такой код который бы внедрился в операционню систему и сам себя распространял вставляя себя в код всех запускаемых программ.
        А просто так сделать уставочку в игру которая показывает на экране задницу вместо финального босса это не уирус а просто хохма.

        • Alexandr Filippow

          Верующим просьба на выход, вас в церквях заждались.
          А на спектурм были написаны вирусы, которые незаметно для пользователя, переписывали бут-сектора дискет, цеплялись за оперативку, эмулируя ресет, и размножались себе спокойненько.
          Под is-dos что-то даже для hdd писали.

  • Dmitry Mind

    Пытался прочитать но не смог, из-за шрифта. Шрифт с засечками, да еще и с наклоном, если я захочу ослепнуть — то попробую прочитать это.

  • Григорий

    В комментариях много говорилось об отсутствии новых жанров игр, которые могли бы затянуть игрока в игру как в старь. Про жанр 3Д полностью согласен, сюжеты событий в играх не новы. Наблюдаю как играет в игры сын 10 лет. Такие игры как FarCry4 он чаще проходит не по сюжету, хотя и по сюжету тоже иногда проходит, а использует как «песочницу» — полетать на костюме-крыле, погонять на лодке или джипе стреляя во все стороны, поджечь всю траву в каком нибудь месте и т.д. И в этом случае современные движки, игровая физика, возможности персонажа, реальная графика дают качественное преимущество по сравнению со старыми играми. И это прогресс, а сюжеты ищите в старых книжках, их там хоть завались :)

    • По мне, хороши игры с возможностями «песочницы», где мир создан честно, и есть возможность менять способы достижения цели. Нравился старый DarkReign (где-то середина 90-х). RTS с возможностью изменения скорости игры. И невероятно гибкими возможностями по выбору стратегии и тактики. Хотя там тоже миссии. А онлайн так никогда и не сыграл — не разделяли коллеги увлечения.

  • Григорий

    Если честно хотел написать о другом :) Просто вступление получилось длинным и само собой оформилось в отдельный комментарий.
    Мне 44 года. Я уже ровно ДВА года играю в Iron Desert. Мне стыдно в этом признаться, но я трачу на эту игру по несколько часов в день, недосыпаю, временами играл целыми днями… Я никогда раньше не тратил на игры столько времени. У меня был Спектрум, я проходил СуперМарио3 на 8ми битной нинтенде от начала до конца без дудочек и с тех пор всегда интересовался и следил за играми. Но никогда не маньячил, не тратил много времени на игры.
    Если кто-то не знает про игры типа Iron Desert или Clash of Clans прочитайте их описание в ГуглПлэй или АппСторе. С виду обычная, не очень сложная стратегия, но есть совершенно фундаментальные отличия от игр где играешь один или с оффлайн друзьями и игр где играешь командой (2-8 человек) по сети. Да, АйронДесёрт скачали от 5 до 10 МИЛЛИОНОВ человек, в ГуглПлей оставили комментарии 260 тысяч….
    Я раньше играл в стратегии и там всегда можно было выиграть (или проиграть), поиграешь некоторое время и естественно надоедает, я же не маньяк :) А вот тут на старости лет затянуло, и я это осознаю, и многие кто играет в эту игру более полугода тоже это осознают и иногда пишут в общем чате, что мы все тут маньяки, бездельники и т.д., но игру не бросают :)
    Ну вот, интригу я вроде развил. Текста получилось уже много, поэтому я пожалуй на этом пока остановлюсь, я же не маньяк всё таки :)
    Если тема кому-то интересна, рад буду ответить на Ваши вопросы о причинах которые делают эту и похожие игры чем то наподобии наркотиков или религии.

    • Alexandr Filippow

      господи, в 42 года узнать про браузерки….

  • Dima Hrapov

    Согласен с автором, спасибо, помогли понять почему так тянет к arduino и raspberry pi!

  • ram

    Чорт. Мне даже пришлось ещё раз посмотреть имя автора, чтобы убедиться что это не С.Голубицкий. Вспоминаю одну из его унылых видеолекций, где он с видом уставшего пророка рассуждал о том, почему цифровой звук так выхолостил сущность музыки и что надо сделать для возвращения удовольствия от прослушивания. Кажется, всё сводилось к аналогу.
    Здесь практически тоже самое. Мне даже не пришлось придумывать определение этому явлению, оно уже придумано. Позвольте маленькую цитату:
    «Олдфаги – поколение 70-х – 80-х. Они
    видели с чего всё началось, очень этим гордятся и не упустят случая
    опустить какое-нибудь ньюфажное школоло. Консольные олдфаги обожают
    ностальгировать и десятки раз перепроходить хиты своей юности на
    эмуляторах, хотя это всё равно не сравнится со старыми-добрыми
    временами, когда можно было стрелять по уткам из светового пистолета,
    барахлящие картриджи начинали работать, если в них подуть, а сейвов не
    было. На современные консоли пересаживаются с мученической миной на
    лице. Когда выходит какая-нибудь новая игра, заявляют “ЭТО ВСЁ НЕ
    ТО!!1”, но тем не менее играют. А что делать. ПК олдфаги отличаются
    нежной любовью к древним рпг и квестам, а советские представители этой
    группы даже знают такую игру как Toppler.

    Очень редко бывает, что один человек одновременно является консольным и ПК олдфагом. Исключения являются ноулайферами со стажем.»
    На этом можно было бы и закончить, но для полноты картины хотелось бы упомянуть маленькую деталь:
    меняется окружение человека, но не меняется человек. По крайней мере последние несколько тысячелетий. Он не становится ни лучше, ни умнее, ни добрее. Ведь навык нажимать на кнопки компьютера не меняет глубинной человеческой сущности.

  • Victor Man

    +100500 к мнению автора статьи. Именно поэтому поставил себе Visual basic 6.0 — проще пареной репы. Параллельно стоит Visual Studio 2013, но он… просто стоит. Пробовал ещё Deplhi, но в нём и в помине нет той простоты Паскаля, какая была на первых персоналках. А Microsoft QuickBASIC ! Писать в нём было одно удовольствие — отличная среда, великолепная справка, просто, быстро и понятно. А вот от ассемблера я отказался как раз сразу как только пересел с ZX Spectrum на х86. И знаете что? Ассемблер на ZX Spectrum был прост и понятен, потому что всего 64 кб, и никаких сложностей с адресацией, всё ПРОСТО. А уже на ПК чем дальше в лес, тем больше ну его.
    Автору могу предложить обратить внимание на интерпретатор командной строки windows. Я до сих пор пишу небольшие помогалки для себя самого — отличная штука.
    План Б — пишите макросы в MS Office — там встроенный бейсик, доступны все функции. В своё время я произвёл фурор когда написал программу в… Excel’e. Понятно, что Эксель был только ширмой и движком, где на листе я расположил нужные кнопки, а вся «кухня» была на Бейсике под макросами.
    Зато БЫСТРО. Работает. И (ещё раз) очень быстро!
    А душа просит чего-то вроде QuickBASIC под современную операционку — с простым интерфейсом и толковой встроенной справкой.

  • Купить Arduino контроллеры с доставкой по России.
    А также множество полезных модулей для Ардуино проектов. Реле, датчики, LED-панели, ESP8266, Wemos D1 и еще много всего интересного.

Хостинг "ИТ-ГРАД"
© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2017
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.
«Партнер Рамблера» Почта защищена сервером "СПАМОРЕЗ" Хостинг "Fornex"