Отец графического интерфейса и ООП о том, почему буксует развитие компьютеров

Алан Кэй — живая легенда компьютерной индустрии: он придумал объектно-ориентированное программирование, создав язык Smalltalk, он же разработал первый графический интерфейс, дальними потомками которого мы все сейчас пользуемся, он же вдохновил создателей ранних ноутбуков своим проектом Dynabook. Не удивительно, что Кэй ждёт и от остальных исследователей сравнимых успехов. «Люди, почему вы так надолго застряли со старыми и неудачными технологиями?», — примерно такого рода недоумение читается в каждой строчке его недавнего интервью журналу Dr. Dobb’s . Чем же так недоволен Кэй? Ни много ни мало — современными операционными системами, языками программирования и вебом.

«Представьте, вы открыли «Википедию» на статье про язык Лого. Можно ли там написать и запустить программу на Лого? Нет. И авторам «Википедии» такое даже в голову не придёт, несмотря на то, что всё происходит на компьютере», — говорит Кэй. Он считает, что раз компьютер создан для взаимодействия, значит нечего пытаться изображать старые, неинтерактивные виды медиа. «Веб-браузерам уже много-много лет — объясняет Кэй, — и несмотря на то, что они работают на компьютере, который может выполнять задачи А, Б и В, они позволяют делать только А и половинку Б».

В качестве примера Кэй приводит системы редактирования текста в вебе — WYSIWYG-редакторы подобные Microsoft Word. «Word был сделан в 1974 году. HyperCard — в 1989. Найдите мне веб-страницу, которая была хотя бы так же хороша как HyperCard. Веб был сделан позже, но людьми без воображения. Они просто попытались удовлетворить сиюминутную нужду», — объясняет он. Хоть Кэй и не видит ничего плохого в сделанных на скорую руку решениях, он приравнивает их принятие в качестве индустриальных стандартов к катастрофе.

Ошибка создателей браузеров, по мнению Кэя, заключается в том, что они решили наделить свои программы функциями. «Браузер должен быть мини-операционной системой», — говорит Кэй. А операционные системы он хотел бы видеть такими как UNIX: двадцать системных команд и ядро на тысячу строк кода. Всё остальное — от лукавого.

По словам Кэя, объектно-ориентированная система, созданная сорок лет назад его командой в лаборатории Xerox PARC, была именно тем, чем нужно было стать интернету. «У нас не было операционной системы, у нас не было приложений», — говорит он. Вместо сотен системных вызовов, которыми современные программы обмениваются с ОС, Алан Кэй предлагает объекты, загружающиеся по сети по мере необходимости.

Больше всего компьютерного патриарха печалит, что идеи, вложенные им в Smalltalk, были возвращены в каменный век из-за появления C++. «Этот язык был создан для программистов на C, и оказался ни рыбой ни мясом. И системы, которые мы теперь называем объектно-ориентированными, мало чем от него отличаются. Ни одна из них не объектно-ориентирована, если руководствоваться моим определением», — говорит Кэй.

Где-то по ходу интервью Алан Кэй произносит фразу, звучащую как финальный приговор всем современным программистам: «Раньше за переизобретение колеса давали по рукам, а сейчас заново изобретают проколотую шину».

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях