«Пешеходов надо любить. – учили классики, – Пешеходы составляют большую часть человечества. Мало того – лучшую его часть. Пешеходы создали мир…». К их заветам не прислушались, а зря – стоило задуть ледяным ветрам экономического кризиса (местный он, или глобальный, пусть спорят экономисты и политики), как проблемы стали возникать уже у тех, кто кормился вокруг самобеглой коляски. Сначала стройными колоннами пошли на вольные хлеба автомобильные журналисты («Яндекс» уволил всю редакцию Auto.ru).

Ну, отказ от создания местного «автомобильного контента», пожалуй, объясним, учитывая некоторую специфичность отечественного автопрома. Да и сами флагманы автомобильной промышленности изрядно забавляют – «На митинге в Тольятти потребовали прекратить сокращения на “АвтоВАЗе”». Митингующие выходили с требованиями «прекратить сокращения, повысить зарплату, национализировать предприятие», демонстрируя крайне оригинальный подход к решению проблем конкурентоспособности…

Борьба с падением продаж путем повышения зарплат и сохранения численности персонала вызывает сильные подозрения в том, что, несмотря на четверть века экономических реформ, профсоюзные активисты не имеют ни малейшего представления о принципах функционирования рыночной экономики. А национализация предприятий, не сумевших наладить выпуск конкурентоспособной высоколокализованной продукции несмотря на сверхблагоприятные стартовые условия и тянущийся десятилетиями протекционизм, будет, пожалуй, поразрушительней приватизации в отечественной форме.

Хотя, будь эти митингующие знакомы с экономикой, им стоило б скорее всего требовать изменения постоянной Планка или иных каких мировых констант. Ведь требование снижения трансакционных издержек непременно приведет к тому, что может рассматриваться как покушение на основы существующего строя со всеми вытекающими последствиями. Ну а глобальное потепление конкурентоспособность местной промышленности вряд ли повысит, останутся гигантские транспортные издержки сухопутных путей. Так что менять – так мировые константы, что б оказаться на островах с субтропическим климатом, а супостата-конкурента вовсе не было!

Теперь же, снабдив рабочий класс целями для его борьбы, поговорим о том, что делать классу другому, буржуазно-эксплуататорскому. Тому, что зовется предпринимательским. И надо отметить, что класс этот ведет себя вполне здравомысляще. Об этом говорит, в частности, это – «Из России за 19 лет незаконно вывели более $1,3 трлн», «По подсчетам экспертов, только в 2010–2012 годах из России незаконно вывозилось более чем по $140 млрд в год. Причем капиталы выводят не только олигархи, но и покидающие страну мелкие бизнесмены»…

Но уезжают не все. Кому-то элементарно не с чем, а вливаться в эксплуатируемые массы не хочется. А кто-то понимает, что и в условиях кризиса люди по-прежнему будут вести свою обыденную жизнь. Будут питаться, и калорийно, климат – и аграрии с пищевиками крайне довольны тем подарком, который им учинили в виде продовольственных контрсанкций. Будут одеваться, холодно голыми и босыми ходить – падение зарплат в России до уровня в 0,75 от китайских, оживило местные швейные фабрички.

И понятно, что несмотря на героические меры муниципалитетов по борьбе с пробками путем введения тотально платных парковок, население продолжит ездить на индивидуальном транспорте, и не вернется в ряды пешеходов или велосипедистов. И поскольку денег на новые машины у очень многих не случится, то будут покупать машины подержанные. А те, кто станет их продавать, пренебрежет удобствами и экономией времени трейдина, а постарается выжать максимальную сумму…

И вот на этом-то взаимном интересе и построена новая стратегия Auto.ru. И для упрощения решения данной задачи на ресурсе в этом году появилась зеленая галочка «Проверено Автокодом». Наличие этой галочки есть акт не столько технологический, сколько правовой и экономический. Она говорит, что произведена проверка предлагаемой машины по VIN-номеру на угон, равно как и проверку на запрет регистрационных действий. То есть, в автоматическом режиме проверяется, не является ли приглянувшийся автомобиль криминальным, заложенным банку или оспариваемым бывшей женой.

А это населению – юридическая грамотность которого далека от идеальной – весьма полезно. И в конечном счете снижает трансакционные издержки покупки-продажи автомобиля. Правда, кажется все еще только в столицах – а угнанные машины поприличней обычно сбывают в других регионах. Но это уже дело времени. То есть – сделаем первый вывод – даже в условиях отечественного (глобального?) кризиса информационные технологии берут на себя роль частичного юридического сопровождения сделок с бывшими в употреблениями авто.

Но это так, сфера быта, «маленький мир», говоря словами Ильфа-Петрова. Ну а что там, «в большом мире», где «изобретен дизель-мотор»? Как там со связью информационных технологий, экономически-юридических проблем и автомобиля? Стоит взглянуть попристальней, мы увидим, что связь эта в ближайшее время окажется критически важной для массового внедрения той технологической новинки, которой окажется автомобиль без водителя. Об этом рассказывает статья – Is Pay-Per-Mile Insurance the Answer for Self-Driving Cars?.

720-xc_22_dwn_18_2014_hres

О том, что без страховки выезжать на улицы нельзя, знают уже все. И понятно, что и машинам-роботам потребуется такая страховка. А как показал отчет, подготовленный KPMG, одной из ведущих глобальных аудиторско-бухгалтерских сетей, 74 процента компаний, оказывающих услуги автострахования не готовы к работе с автомобилями без водителя. А это более чем серьезно – все технологические достижения могут быть обнулены, если не будут подкреплены юридическими документами страховых фирм.

И вот один из вариантов решения проблемы предлагает сервис автострахования Metromile, доступный в штатах Вирджиния, Вашингтон, Иллинойс, Калифорния, Орегон и Пенсильвания. Идея, лежащая в основе этого сервиса – дифференциация страховых платежей в зависимости от условий использования автомобиля. В принципе так было всегда – страховщики брали с тех, кто отправлялся в Южные моря куда больше тех, кто возил уголь малым каботажем. И нынче стаж и былая аварийность скажутся на цене страховки.

Но основатель Metromile Берни Симпсон решил дифференцировать страховые платежи за счет дополнительной информации о режиме эксплуатации автомобиля. Информацию эту собирает устройство Pulse, которое пользователь Metromile получает бесплатно и подключает к диагностическому порту OBD-II своего автомобиля. Программное обеспечение сервиса скачивается из одного магазина приложений на свой смартфон.

Далее начинается работа устройства, сбор информации о времени и режиме эксплуатации автомобиля. Страховые взносы начисляются за милю пробега, что позволяет среднему водителю экономить в год полтысячи долларов по сравнению с «традиционными» тарифами. Экономия образуется за счет того, что сервис знает о клиенте куда больше, чем знают о потребителях традиционные страховые компании. И на этом принципе может быть основан и сервис страховки беспилотных автомобилей – ведь Metromile получает информацию об автомобиле и тогда, когда в нем нет водителя. Эта информация используется при обсчете выплат за повреждения стоящего автомобиля и т.п.

Так что можно сделать вывод, что выходу на улицы автомобилей-роботов будет предшествовать резкое увеличение объема информации, несомненно до уровня Big Data, собираемой страховыми компаниями об участниках автомобильного движения, в том числе и белковых. И дифференциация страховых платежей послужит мощным инструментом, способствующим внедрению машин без водителей.