Звали его Хельмут Карл Бернхард фон Мольтке, графский титул ждал его впереди. Было ему семьдесят лет, служил он начальником Генерального штаба. И в день, когда Пруссия объявила мобилизацию – Наполеон III, Napoléon le Petit по определению Виктора Гюго, наконец-то напросился на войну – генерал Мольтке лежал на диване и читал популярный в викторианской Англии роман Lady Audley’s Secret забытой ныне писательницы Мэри Элизабет Брэддон. Больше ему в этот день делать было нечего – превосходнейшая машина военной бюрократии была запрограммирована и пришла в ход.
Нет, провести всю Франко-Прусскую войну на диване Мольтке не удалось. Он исполнял функции главнокомандующего коалицией германских государств, спланировал блистательнейшую операцию при Седане, в которой галлы были разгромлены, а их император пленен, осаждал Париж, в котором были заперты превосходящие силы французов, стоял у колыбели второй Германской империи. Но в день начала мобилизации, критически важный для войн массовых армий («Мобилизация — одиум войны» – напишет потом маршал Шапошников) дел у него не было. Механизм работал сам.
Информационных технологий в современном смысле этого слова еще не было. Существовало лишь то, что через несколько десятилетий Макс Вебер назовет рациональной бюрократий. Прусские штабные офицеры и писаря, обученные прусским школьным учителем, с помощью перьев-вставочек и счета в уме решали задачи того, что позже назовут линейным программированием, составляя расписания движения составов и оптимального развертывания войск. Учитывая, что концепцию молниеносной войны разработали именно Мольтке и Роон, опробовав в 1866 году на Австрии, то роль ускоряющих процесс предварительных заготовок была крайне высока.
Расстанемся же теперь с графом Мольтке – он был любим нашей страной, имел Георгия 2-й степени и почетное звание генерал-фельдмаршала, ибо без пролития русской крови избавил империю от позора Крыма – и вернемся к временам настоящим. А они не менее забавны… Дело в том, что начальник штаба Армии США (Сухопутные войска там имеют свое министерство, то есть подперты политическим аппаратом) генерал Марк А. Милли (Mark A. Milley) назвал полномасштабную войну с Китаем или Россией «практически гарантированной», «almost guaranteed,»…
Об этом поведала статья Future war with Russia or China would be ‘extremely lethal and fast’, US generals warn в Independent. Статья на самом деле сенсационная. О войне с Россией – особенно в последнее время – говорили многие. Но – это были либо политики, не занимающие государственных магистратур, либо отставные военные, либо эксперты; публика в высшей степени безответственная. А тут о практической гарантии войны говорит высокопоставленный военачальник США, член высшего военного руководящего органа единственной сверхдержавы мира.
Кстати, к грядущей войне американцы относятся в высшей степени серьезно. Конечно, географическое положение и наличие сети военных баз, опирающихся на многочисленных союзников, позволяют им надеяться на то, что воевать они будут на чужой земле. Только вот на то, что удастся обойтись малой кровью никто не рассчитывает – генералы вероятного противника (о, как три дюжины лет с плеч скинул!) полагают, что их ждет «violence on the scale that the US Army has not seen since Korea”, насилие в масштабах, которого они не видели со времен Корейской войны.
То есть – речь идет о конфликтах, в котором будут задействованные миллионные армии, и потери в котором ожидаются в сотни тысяч человек убитыми и в разы больше раненными. Причем это – при применении только обычных вооружений, без использования не только компонентов ядерных триад (оптимизированных для массового уничтожения населения и инфраструктуры противника) но даже и без применения тактического ядерного вооружения. Возможность таких войн диктуется модернизацией вооружений КНР и РФ.
Вот, например, головная боль адмиралов США – противокорабельная баллистическая ракета 東風-21, Dōng fēng 21, буквально: «Восточный ветер-21». Это уникальное оружие, находящееся на вооружении Второй артиллерии НОАК, способно уничтожать крупные военные корабли на дистанции не менее 1600 км от берегов Поднебесной (точные характеристики неизвестны). Принципы работы системы следующие. Получив целеуказание от спутниковой группировки и иных средств разведки о нахождении авианосца в пределах досягаемости, пусковая запускает снаряд. Двухступенчатая твердотопливная ракета закидывает корректируемую боеголовку на высокую траекторию, откуда она начинает спуск к Земле.
Внешние средства слежения, бортовые радио- и электронно-оптические средства сопровождают цель и наводят боеголовку – причем в неядерном снаряжении – на такую лакомую и легкоуязвимую цель, как стоящий миллиарды долларов авианосец. Что именно выбрали китайские инженеры для поражения мишени, неясно. Например, с работой вполне справился бы сноп слегка разошедшихся над палубой ломиков из обедненного урана. Их высокая удельная плотность вкупе с приданной спуском из космоса скоростью обеспечила бы прошитие палуб, а химические свойства урана зажгли б в отсеках множество веселеньких огоньков.
И самое смешное – эгида ВМС США, зенитные комплексы Aegis, даже с ракетой SM-4 «Восточный ветер» не перехватят. Траектории и времена реакций не те, что достаточны для поражения ракеты, валящейся с зенита. Так что, 東風-21, впервые со времен Первой холодной войны бросают вызов гегемонии флота США, изолируя от него целые районы. Аналогичную задачу могут решать и российские ЗРК последних моделей, лишая ВВС США преимущества в воздухе. И значит, как пишет «Индепендент», США придется или уходить из регионов, над которыми развернут такой зонтик, или готовится к кровопролитным битвам.
И, самое интересное, не риск перерастания такого конфликта в глобальный ядерный – он рассмотрен в «Атомных букварях», работах по теории игр конца пятидесятых. Самое интересное – что на арену выходит новый игрок. Мольтке мог читать роман про мужеубийцу, ибо располагал бюрократическим аппаратом. Для мобилизации нужен грамотный почтальон (умение читать адрес на повестке!), нужна система нумерации домов… Только тогда маленькая Пруссия обретает динамику, позволяющую избить огромную Австро-Венгрию с союзниками. Вмешивайся Мольтке в каждый шаг – пришлось бы Бисмарку тяпнуть носимого с собой яду…
А для современной войны нужна многоуровневая система ИскИнов. Именно системы искусственного интеллекта и автономные системы оружия сделают, по мнению генерал-майора Уильяма Хикса грядущий конфликт быстрым и кровавым. Причем вероятность такого конфликта растет, а возможность остановить его уменьшается, а то и исчезает. Нет на секундомере войны кнопки, позволяющей остановить ее (аллегории не чужды и служащим Пентагона). И вот это-то самое смешное…
Отказаться от автономизации систем оружия нельзя. Скажем, сидит где-то на Ближнем Востоке база. И видят ее радары некие мутные сигналы, которые нейросеть интерпретирует как крылатые ракеты и постановщики помех, скребя брюхом по скалам пробирающиеся для подавления ПВО. Можно выстрелить – в том числе и гиперзвуковыми ПКР по кораблям вероятного противника, а можно долго согласовывать с Генштабом ответные действия. Вот вступивший в переписку – обречен, что знал еще Мольтке-старший. А автономная работа – с накапливающимися вероятностями ведет к войне.
Причем не потому, что военные этой войны желают. Просто, на нынешнем этапе технологий, как только политики сформировали конфликтную ситуацию, пошло накопление вероятности войны. Отсутствие биполярного мира, сокращение боеголовок и носителей ядерного оружия – все это, парадоксально, повышает вероятность не глобальных, но больших и кровопролитных войн. И отказаться от внедрения нейросетей и прочих ИскИнов в штабах и на бортах нельзя, сделавший это проиграет. Так что, нынешние мольтке вполне могут провести за чтением всю ближайшую войну, будем надеяться, что они достойные книгочеи, а не презренные потребители клипов.