Агентство перспективных оборонных научно исследовательских проектов США завершило предварительные испытания беспилотного противолодочного корабля. Он способен обнаруживать даже малошумные дизель-электрические субмарины при помощи комплекса современных гидролокаторов и массива магнитометров.
Конструктивно морской дрон ACTUV (Anti-Submarine Warfare Continuous Trail Unmanned Vessel) – это тримаран длиной в 40 метров изготовленный из композитных материалов. Обнаружив вражескую субмарину, он передаёт её координаты через спутник связи на ближайший эсминец или базу ВМФ США. При необходимости он может сопровождать подлодку и обновлять целеуказания для морской авиации.
DARPA отрабатывает взаимодействие ACTUV с патрульным противолодочным самолётом Boeing P-8 «Посейдон», стратегическим беспилотником Northrop Grumman MQ-4C «Тритон» и радиогидракустическими буями (РГБ). Получив данные от разведывательной сети РГБ или патрульной авиации, дрон направляется в сектор для подтверждения и идентификации обнаруженной цели.
На борту ACTUV размещены активно-пассивные гидролокаторы, работающие в диапазоне средних и высоких частот. Первые способны обнаружить подводные цели на дальних дистанциях, а вторые служат для уточнения их параметров. Дополнительную информацию собирают массивы магнитометров с цифровой обработкой сигнала. На малых дистанциях задействуется гидролокатор сверхвысокой частоты для получения точного «акустического изображения» цели и её автоматической классификации.
Пока на ACTUV не установлено никакого вооружения. Это лишь морской робот-разведчик для береговой охраны, сопровождения кораблей и поиска субмарин. Он может развивать скорость до 27 узлов (50 км/ч) и непрерывно находиться в море до трёх месяцев. Предполагается, что дрон будет действовать в двух сценариях: как автономный патруль береговой охраны или в составе ПЛО дивизиона АУГ.
Кроме обнаружения подлодок потенциального противника, ACTUV должен пресекать деятельность наркокартелей. На кустарных субмаринах из Колумбии в США ежегодно отправляются тонны кокаина. Часть из них идёт напрямую в Америку, но основной поток попадает окольными путями и проникает в США через Мексику.
Если в конце XX века самодельные подводные лодки были довольно примитивными и делались в основном полупогружными (частично возвышались над водой на несколько сантиметров), то в последние годы появились гораздо более совершенные образцы. Оперативники DEA захватили уже не одну субмарину из стекловолокна, а береговая охрана сообщала о подводных лодках наркокартелей, способных погружаться на глубину до сорока метров.
По оценкам американских аналитиков, за последние пятнадцать лет грузоподъёмность субмарин для контрабанды наркотиков выросла на два порядка. Если раньше все они относились к классу сверхмалых и могли взять на борт лишь тонну-другую полезного груза, то современные подлодки могут доставлять свыше ста тонн каждая. Как шутили по этому поводу обозреватели, одного успешного рейда ACTUV будет достаточно, чтобы дрон полностью окупил затраты на свою разработку и обеспечил весь персонал DARPA источником вдохновения на многие годы.
Уровень технологий и их доступности быстро растёт. Число субмарин серийного и кустарного типа также возрастает, а пресекать шпионаж и морские каналы ввоза контрабанды становится всё сложнее. Береговая охрана физически не может постоянно сканировать всю акваторию, поэтому для рутинной процедуры поиска подлодок в DARPA был создан быстроходный морской робот.
Кроме сложной задачи обнаружения субмарин, он выполняет и более простую – распознавание обычных кораблей. Для ACTUV были разработаны методы электронно-оптической идентификации надводных целей, работающих в комплексе с лидаром и радаром.
В ролике вы видите испытания так называемого «демонстратора» – полномасштабной модели ACTUV с командой специалистов на борту. Дальнейшие тесты запланированы на 7 апреля 2016 г. Если всё пройдёт успешно, серийным созданием таких дронов по контракту с DARPA займётся дочернее предприятие SAIC – американская оборонная компания Leidos со штатом в 19 тыс. сотрудников и штаб-квартирой в Рестоне (Вирджиния). Уже в ближайшие годы ВМФ США может обладать целой сетью автономных морских патрулей.