Трудно сказать, когда и какая автоматика первой пришла в дом. Да и приходила она в разном порядке. Где-то это – в тех городах, где водопровод появился в эпоху паровых насосов, а то и сработанных рабами Рима акведуков – был поплавковый клапан бачка при санфаянсе. Где-то – пробка-автомат. Реле давления в газовой колонке. Реле-регулятор электрического холодильника. Термостат в котле АОГВ. Стиральная машина-автомат. Термостат в кондиционере…
Компьютерная революция добавила к этому лишь немного. Робот-пылесос и его младший брат, полирующий стекла. Но сейчас положение начинает меняться. Да так, что ветер перемен уловил даже кинематограф, в той его наиболее профессиональной части, что занимается высокобюджетными телесериалами. (Ну, когда вы переведете их на полноценный формат 4К, гады буржуйские?!!) В третьем эпизоде восьмого сезона сериала Castle, герой (писатель с лицензией частного детектива), удрученный уходом от него жены (капитана полиции, занятой вечной вендеттой убийцам матери) утешается необычным способом.
Нет-нет, никакого штукарства-извращенчества. Да и жена-то ушла от Касла не «налево», а из высоких соображений, чтобы не подвергать жизнь мужа опасности. Сугубый конфликт лучшего с хорошим, как в советской фантастике (хоть и снятый динамично, и с юмором). Так что утешается писатель с доставленной ему пирамидкой. Системой управления «умным домом», наделенной искусственным интеллектом. Которая, впрочем, не говорит ему ничего хорошего…
Но это так, частности. Главное то, что хорошо образованные и прекрасно оплачиваемые сценаристы высокобюджетных сериалов великолепно улавливают тот Zeitgeist, который создает в обществе массовый – какой только и может окупить разработки хайтека – спрос на очередную технологическую новинку. И очень и очень похоже, что новинками этими будут не очередные инкарнации в розовом свете популярных смартфонов, но куда более полезные и экономящие время устройства.
Причем устройства, во все большей и большей степени объединяемые в комплекс действительно «умного дома». Обратимся к главной коммунистической утопии – «Туманность Андромеды». Вот герой, также страдающий от чувств, бежит с археологических раскопок и возвращается домой «на попутке». «Через полтора часа первый же пролетавший спиролет повис над плотом. Дар Ветер сел в опущенный подъемник, на секунду показался под освещенным днищем корабля и скрылся в люке. К утру он входил в свое постоянное жилище, неподалеку от обсерватории Совета, которое не успел еще переменить. Дар Ветер открыл продувочные краны в обеих своих комнатах. Спустя несколько минут вся накопившаяся пыль исчезла.»
То есть, мы видим, что в мире светлого будущего, через несколько тысяч лет и спустя пару ядерных войн – «Уже много веков на планете отсутствовали какие-либо специальные уборщики помещений. Их функции выполнялись каждым обитателем, что было возможно только при абсолютной аккуратности и дисциплинированности каждого человека, а также при тщательно продуманной системе устройства жилья и общественных зданий с их автоматами очистки и продува.»
Судя по описанию, да и учитывая нравы и обычаи индустриальной эпохи, в которую писал Иван Антонович Ефремов, речь скорее идет о некой разновидности центрального пылесоса (central vacuum system), порой справедливо называемого и пылесосом встроенным. Суть этой системы в том, что воздух с пылью, забираемый пылесосом, не очищается от этой пыли с большим или меньшим эффектом в фильтрах – тряпичных, электростатических, сухих или влажных циклонах – для того, чтобы опять вернуть его в квартиру, а просто выкидывается вместе с этой пылью на улицу, где пыли этой и так хватает…
Система эта обеспечивает максимальную чистоту в квартире (любой фильтр имеет ограниченную эффективность), но вот только монтировать ее надо на этапе ремонта, одновременно с системой вентиляции-кондиционирования, учитывая ее потребности на этапе дизайна и разводки электроснабжения. В мире Ефремова, с его многовековым централизованным планированием и устоявшимся за столетия бытом, проблема-то решалась просто. А вот в нашем реальном мире, с этим делом сложнее.
Даже когда центральный пылесос и есть. Клался он в те времена, когда роботов-пылесосов не водилось. И роботы пылесосы с центральным пылесосом – являющим собой сугубо индивидуальную, хоть и сделанную из стандартных элементов, систему из труб и клапанов – взаимодействовать не умеет. А как бы было славно – подполз робот к централизованному пылесосу, присосался, да и очистил контейнер от пыли… Чистя при необходимости входные элементы центрального пылесоса.
Но – не умеют они этого. Не сведены в комплекс… И вот проблему эту стали решать, не ожидая прихода веков Упрощения Вещей и Переустройства, японские инженеры и предприниматели. Кстати, очень символично, что это оказались жители Страны Восходящего Солнца. Ведь у них стандартизация и упрощение быта существовало с давних лет. Достаточно вспомнить японское слово «татами». У нас оно как-то ассоциируется с тем видом спорта, занятия которым демонстрируют лояльность и гарантируют жизненный успех.
Но изначально – это понятие из сферы архитектуры и домохозяйства. Татами – это традиционный японский мат, сплетенный из тростника и набитый рисовой соломой, с обшитыми тканью краями. Размер татами – 0,9 на 1,8 метра. Толщина – пятьдесят миллиметров. Площадь традиционных японских домов измерялась в татами, которые служили и архитектурным модулем, и важнейшим инструментом организации предельно простого и предельно изящного быта. За подробностями отошлем к книге Всеволода Овчинникова «Ветка сакуры».
Ну а сегодня японские строители вместе с японскими производителями бытовой техники готовятся вывести на новый уровень идею «умных домов», обеспечив их взаимодействие с обитающими в них роботами. Взялась за это крупнейшая строительная фирма Daiwa House (которая выступает и продавцом силового экзоскелета HAL, Hybrid Assistive Limb), широкоизвестный гигант Panasonic и лаборатория seven dreamers (Восток – дело тонкое, то у них Четыре Красавицы, то семеро мечтателей…).
Началось все с того, что инженеры seven dreamers подсчитали, что средний человек тратит около девяти тысяч часов своей жизни только на то, чтобы сложить и упаковать свое белье и одежду после стирки. Это больше года! Новый японский Laundroid (laundry – стирка и droid…) поможет сохранить это время. По своему внешнему виду Laundroid больше похож на узкий и высокий шкаф, который легко впишется в интерьер современного дома. Схемы управления, исполнительные и вспомогательные механизмы размещены внутри. Все, что нужно пользователю – это просто положить сухое белье в специальный ящик и подождать несколько минут.
Благодаря специальному алгоритму Laundroid самостоятельно распознает тип загруженного белья – будь то рубашка, свитер или брюки. Затем автоматика включает специфический режим «упаковки» и механические «руки» и система роликов аккуратно складывают вещь, помогая избежать складок и заломов. В ближайшие годы участники проекта планируют разработать полноценный гардероб, объединяющий умную стиральную машину, устройство для сушки и робота, который сможет складывать чистое белье в аккуратные стопки.
Правда, есть одно «но». Поскольку разработана не андроид-служанка, но специализированный механизм, то внедрение его должно быть предусмотрено на этапах проектирования домов. Чем стирает стиральная машина? Правильно, водой… Вытаскивать трубы с которой за пределы «мокрых зон» квартир законодательством по понятным причинам запрещено. Следовательно, очень полезный в быту робот должен будет размещаться специфическим образом. Что легко заложить на этапе проектирования, но крайне тяжело и затратно сделать в существующих планировках. Поэтому-то и понятна роль девелопера в проекте…
Но в любом случае можно сказать, что роботизация быта и «умные дома» выходят на принципиально новый, комплексный уровень.