Октябрь. Самое время подумать, кем быть. Особенно, если учишься в выпускном классе. Или дети учатся в выпускном классе. Или внуки.

Времени впереди достаточно, чтобы решить без спешки, сделать научно обоснованный выбор. А потом и следовать этому выбору. Можно посмотреть фильм «Ленин в Октябре». Можно записаться на подготовительные курсы, очные или заочные. А если позволяют средства, заниматься с репетиторами. Конечно, помимо средств нужны и сами репетиторы, желательно преподаватели академий и университетов. Но если выпало жить в провинции, даже не в губернском городе, а в уездном, выбирать особо и не из кого. Ничего, и уездные города дают стране успешных граждан. Иной провинциал придёт в столицу вместе с рыбным обозом, а потом его именем университет нарекают. Или пароход. Или галантерейный магазин, что тоже неплохо.

Хотя знающие люди говорят, что думать о профессии нужно прежде. Классе в седьмом, восьмом, когда у человека уже сформировались и способности, и потребности. А оставшиеся школьные годы способности развивать и шлифовать, потребности приводить в соответствие со способностями. Или выискивать способ ввести поправочный коэффициент потребностей. Если хочешь работать в опере, а нет ни голоса, ни слуха, можно стать ассистентом осветителя, помощником машиниста сцены или красильщиком без опыта работы. Для начала. И дальше работать над собой.

Но, прямо скажем, людей, точно знающих собственные желания, не так уж много. Процентов пять от общего числа в каждой группе, начиная с детского сада и кончая пенсионерами. Остальные же более полагаются на случай. Везение или невезение. Стремнины, водовороты, омуты и водопады личной реки жизни нечувствительно приведут Куда Нужно. Правда, бывает, и часто бывает, что реку перегородят плотиной, и вместо оперного театра «ты с вершины будешь прыгать, ты машины будешь двигать», но почему бы и нет? Если таково веление времени, партии и правительства, можно и попрыгать.

Однако всё же хочется знать, в какое море или океан впадает река. Одно дело – в Ледовитый океан, другое – в Индийский, и совсем третье – в Аральское море. Печально вдруг оказаться в пустыне со звучным названием Аралкумы.

Чтобы в пустыню не попасть, желательно представлять, что будет через десять, двадцать, а то и тридцать лет. Ведь юноше, обдумывающему житьё, через тридцать лет будет всего сорок пять, кем работать тогда, чем заниматься?

Реклама на Компьютерре

Слушать прогнозы аналитиков? Ну, давайте вспомним, куда звали аналитики тридцать лет назад, в восемьдесят шестом (год двадцать седьмого съезда КПСС), какие профессии считали наиболее перспективными. Звали проектировать и строить приборы, самолеты, станки, экскаваторы, телевизоры и радиоприемники. Спустя десять лет после исторического съезда большинство инженеров и квалифицированных рабочих из тех, кто поактивнее, ездили в Турцию и Китай с огромными сумками, занимаясь импортозамещением. Ведь что, собственно, означает это слово? Замещение импортом отечественных товаров? Замещение импорта отечественными товарами? Замещение импорта гипнозом и престидижитацией? Известно: язык что дышло, как повернёшь, так и вышло, выходит и будет выходить.

Сегодня завлекают в IT-область, хотя вместо масла вологодского или крестьянского на хлеб труженикам IT всё чаще приходится мазать пальмовое, утешаясь, что так оно гораздо полезнее для Родины. А что будет через тридцать лет, сказать-то скажут, но верить этому не следует.

И потому, быть может, стоит вернуться к основам, к модульному характеру обучения, учить не профессии, а навыкам. Вот знаменитый поэт Некрасов учился в гимназии скверно, урокам предпочитал трактир, где наловчился в картёжной игре. И карты кормили его всю жизнь, и кормили щедро, а древнегреческий и латинский языки, которые вдалбливали в гимназии, остались втуне.

Слепо следовать Некрасову смысла мало, то был девятнадцатый век, а сегодня двадцать первый. Я бы, напротив, языки учил. Английский и китайский (японский – для тех, кого выведет на орбиту ракета-носитель). Причём учил бы с первого класса. Всерьёз. Чем лучше, тем лучше. Это первый модуль. Арифметика с навыками устного счета – второй модуль. Риторика – третий модуль. А там оглядеться и подумать, что дальше.

Мне кажется, что для гражданина без ракеты, способной вывести на геостационарную орбиту, подальше от очагов напряжённости, востребованными будут две основные специальности – воина и мастера-на-все-руки. Уже сегодня мы видим, что отдельные субъекты федерации имеют собственную армию. Дальше – больше, нет армии, нет и субъекта, потому выбор будет простой: либо тебя грабят и белые, и красные, либо грабишь ты, попеременно вступая в ряды то белых, то красных. Потому я не только приветствую начальную военную подготовку в школе – я не прочь, чтобы она стала основным предметом средней школы. Вторым основным предметом средней школы должно стать земледелие. Причем не только традиционное, но и городское. Чтобы в условиях многоэтажного дома выращивать грибы, овощи и мелкую, но полезную живность – кроликов, кур, мясных лягушек и медоносно-сторожевых пчёл. В подвале, на балконе, на стенах и крыше. Третий основной предмет – рукоделье. Шить, паять, лудить строгать, клеить, лучину щепать, а корпию щипать. Этому как бы и сегодня учат, но именно как бы. Сломается вещь, к примеру, наушники, там и нужно-то разъём перепаять, а либо в ремонт, либо на помойку. Не дружит молодёжь с паяльником в хорошем смысле этой дружбы. Не знает ещё, что в условиях импортозамещения работать на помойку глупо.

Ну, а в высшей школе, помимо шлифовки уже полученных общечеловеческих навыков, неплохо заняться чем-нибудь злободневным, в пределах горизонта. Тут, основываясь на непосредственных впечатлениях, можно и в юристы, и в экономисты, и в операторы-механики дронов двойного назначения, и даже на марсианское отделение Санкт-Петербургского горного университета подать заявление, пусть меня научат. Ведь основа заложена здоровая. Перефразируя известное высказывание, можно сказать, что геолог, владеющий стрельбой с обеих рук, способен добиться большего, нежели простой геолог. Хороший стрелок везде пригодится, независимо от цвета обложки диплома.