Международная компания Veeam Software провела 2 июня свой первый российский форум. На VeeamON Forum Moscow были представлены концептуально новые подходы к резервному копированию и восстановлению данных. Мероприятие посетили свыше шестисот ИТ-специалистов ключевых отраслей и журналисты профильных изданий, среди которых была и «Компьютерра».
Своими историями успеха на форуме поделились представители банков, операторов связи и многочисленные партнёры. Ранее подобные встречи устраивались только в Лас-Вегасе. Они интересны форматом общения, в ходе которого разработчики и руководители ИТ-отделов делятся опытом по решению специфических задач. На этот раз обсуждались действенные подходы к управлению бэкапами, защите виртуальных машин и повышению доступности данных в масштабах от рабочих станций до физически разделённых серверов дата-центров.
С каждым годом в любой компании растёт объём данных и скорость его приращения. Это создаёт трудности при разработке плана резервного копирования, аварийного восстановления информации и физической миграции на другие системы хранения. Меняются масштабы и темпы обработки данных. Простой в несколько часов уже недопустим для крупных фирм, поскольку сопряжён с серьёзными финансовыми и репутационными потерями. Бизнес предъявляет новые требования к скорости восстановления данных, но большинство системных администраторов не могут её обеспечить, поскольку продолжают ориентироваться на устаревшие методы.
Исследование, проведенное в 2014 году на основе онлайн опроса 760 руководителей ИТ-отделов, показало, что 82% из них сталкиваются с ограничениями доступности данных и не способны организовать непрерывную работу обслуживаемых сервисов. Оценка связанных с простоями потерь превышает $10 млн в год.
По стандартам нулевых годов период между бэкапами в лучшем случае измерялся часами, как и время восстановления до рабочего состояния. На практике любой сбой зачастую приводил к потере целого рабочего дня. Для современных компаний с миллионами ежеминутных транзакций это абсолютно неприемлемые цифры, но именно на них до сих пор ориентируется большинство разработчиков средств резервного копирования.
В основанной девять лет назад двумя российскими бизнесменами компании Veeam Software изначально выбрали перспективный сегмент, где можно было бы сразу предложить новые подходы к организации бэкапа и сопутствующих процессов, не испытывая существенного конкурентного давления. Им стала экосистема виртуальных машин, которые широко используются в инфраструктуре с высокой операционной нагрузкой, но не имеют специфических средств защиты.
Реализовав в решении Veeam Availability Suite концепцию с говорящим названием Always-On Business, разработчики добились снижения целевого показатели времени и точки восстановления в восемнадцать раз: с 4,5 часов до 15 минут. Однако речь идёт о гораздо больших изменениях, чем многократное ускорение основных операций. Согласно доминирующим до сих пор подходам, оператор разрабатывает план резервного копирования, исходя из важности отдельных файлов и каталогов для нормального функционирования компании. Выделяются приоритетные приложения, чьи базы данных и рабочие каталоги сохраняются в резервной копии как можно чаще. Остальные считаются менее критичными и попадают в бэкапы по остаточному принципу – раз в день или даже раз в неделю.
Проблема такого подхода состоит в том, что в современных бизнес-процессах все ИТ-сервисы переплетаются. Взаимосвязи между ними настолько сложны, что их зачастую технически невозможно учесть полностью. Деловое общение может начаться в почте и продолжиться в Skype или Hangouts. Процесс согласования будет идти в корпоративном чате и частично через мессенджеры на собственных гаджетах сотрудников. Планирование встреч доступно в десятках органайзеров, а важные документы хранятся на множестве устройств – от рабочей станции до чужих серверов где-то в облаках. Поэтому подписание важного контракта может сорвать отказ любой второстепенной службы, где будет находиться часть срочно потребовавшихся данных.
В решениях Veeam за счёт глубокой оптимизации подходов к бэкапу теперь больше нет необходимости назначать приоритеты различным приложениям и сервисам в плане резервного копирования. Все они получают высший приоритет и могут быть оперативно восстановлены в любой момент со всеми взаимосвязями.
Резервные копии можно использовать не только для восстановления, но и для оптимизации ИТ-инфраструктуры. На уровне дата-центров и гетерогенных сред это просто незаменимый вариант. На форуме своим опытом поделился руководитель департамента управления базовой ИТ-инфраструктурой Райффайзенбанка Сергей Квашук.
«У нас была задача по консолидации двенадцати региональных дата-центров в один московский. Для этого мы создали 12 платформ виртуализации в разных городах. На них были виртуализированы все местные физические серверы. Затем с помощью Veeam мы создали их резервные копии и передали их в центральную систему. Впоследствии их синхронизировали с бэкапами на местах с использованием технологии Veeam WAN Acceleration. В назначенный для каждого дата-центра день из регионального бэкапа были развёрнуты виртуальные серверы уже с готовыми сетевыми окружениями. Их запустили в московском дата-центре вместе с обновлёнными платформами VDI, и вся миграция прошла без прерывания рабочих процессов», — сказал он в своём выступлении.
Оптимизировать технологии гораздо легче, чем перевоспитать людей. Обучение ИТ-специалистов часто ведётся по устаревшим материалам. Приходя на работу, они внедряют утрачивающие актуальность решения, искренне считая их общепринятым стандартом. Дополнительной проблемой становится обычная человеческая лень. Как гласит поговорка, администраторы делятся на два типа: тех, кто не проверяет резервные копии и тех, кто уже проверяет.
Связано это с тем, что процесс проверки резервной копии в большинстве программ требует почти столько же времени, сколько её создание. Поэтому им часто пренебрегают, особенно когда речь идёт не о единичных бэкапах, а об управлении сотнями ежедневно обновляющихся. Многим кажется, что лучше успеть сделать более свежую копию, чем тратить время на проверку ранее созданной. В итоге рано или поздно события развиваются по типичному сценарию: потеряв на восстановление из непроверенной копии полдня, администратор разводит руками – не получилось!
Приходится брать более ранний бэкап (если он вообще есть) и начинать всё сначала. Зная об этой проблеме, специалисты Veeam Software сделали предотвращение потерь данных одним из ключевых принципов. Фирменные решения обеспечивают практически непрерывную защиту за счёт целого ряда ноу-хау, таких как оптимизация трафика, сверхбыстрый процесс создания резервных копий на основе аппаратных снимков и их автоматическая фоновая проверка по собственной методике. Технология SureBackup не просто сравнивает контрольные суммы, но и проверяет работоспособность всех защищаемых сервисов в отдельной виртуальной среде.
В России решения Veeam внедрили МТС, банки Райффайзен и Юниаструм. Общее число клиентов компании в мире составляет около 150 тысяч, а новая версия Veeam Availaility Suite v8, объединяющая возможности Veeam Backup & Replication и Veeam ONE, загружается более тысячи раз в сутки.
Менее чем за десять лет Veeam Software превратилась в крупную международную компанию со штаб-квартирой в швейцарском городе Бар. К настоящему времени её региональные представительства открыты в пятидесяти пяти странах мира, а общее число сотрудников приблизилось к двум тысячам. В России ключевым подразделением компании стал Центр разработки и технической поддержки, расположенный в Санкт-Петербурге. Именно в нём прорабатывают инновационные подходы к защите данных и повышению их доступности, которые постепенно становятся новыми ИТ-стандартами.
Во время форума редакция «Компьютерры» смогла эксклюзивно пообщаться с Виталием Савченко – руководителем группы системных инженеров Veeam Software, который рассказал интересные технические подробности. Интервью с ним читайте в следующей статье.