Бум и крах дот-комов. NASDAQ на новой высоте

На днях у меня состоялся памятный разговор. Общаясь с человеком, работающим в ИТ, я упомянул бум дот-комов — и, получив в ответ вопрос «А что это?», на секунду даже растерялся. Попытался на скорую руку объяснить — мол, период, когда было много миллионеров, сделавших деньги слишком легко — но и сам понимал, что объяснение получилось слишком уж приближённое. А тем же вечером индекс NASDAQ Composite вышел на новую высоту, побив рекорд, установленный 10 марта 2000 года — да-да, во времена того самого дот-ком бума. Пожалуй, для моего собеседника (возраст 20+), который не был очевидцем тех событий, связаны они только общей датой, но на самом деле здесь куда более тесные и интересные причинно-следственные цепочки. Так что я решил пуститься во все тяжкие и отдать понедельник воспоминаниям 🙂 Всё-таки событие! Мы шли к этому полтора десятка лет.

Так что же такое был конец 90-х — начало нулевых? Короткий счастливый период, когда публика и бизнес сходили с ума по новым возможностям, открывшимся благодаря глобальным коммуникациям. Благодаря Интернету, проще говоря. За точку отсчёта принято брать IPO компании Netscape Communications, состоявшееся 9 августа 1995 года. Netscape была маленькой компанией одного года отроду, которая делала единственную компьютерную программу: первый настоящий «веб-браузер для всех» (Mosaic, что ни говорите, был экспериментом, а потому не считается). И когда её акции в первый же день торгов улетели «выше облаков» (с $14 до $75), стало понятно, что намечается что-то грандиозное. Браузер оказался окном в новое измерение, инструментом, меняющим всё, фундаментом для новой экономики: «интернет-экономики»!

Марк Андриссен

И это не преувеличение. Рецепт, на котором вырос бум интернет-компаний, был очень простым. Берёте любой офлайновый бизнес (а в те годы практически весь бизнес ещё был офлайновым) — например, книжный магазин. Ставите его на интернет-рельсы, то есть строите веб-сайт — с виртуальными книжными полками, электронным почтовым ящиком, торговым движком. И начинаете продавать! Чем эта схема лучше классического магазина? Так ведь покупателей здесь может быть на порядки больше, ведь поле игры теперь не город и даже не страна: вся Земля!

Узнаёте? Да, Amazon.com в чистом виде — выросший из захудалого магазинчика! И аналогичных историй успеха, случившихся на переломе XX-XXI веков — десятки, может быть сотни. А бумом «дот-комов» этот период назвали из-за того, что интернет-компании предпочитали размещать сайты в доменной зоне .com

Впрочем ещё больше примеров успеха (не уверен даже, что сегодня их возможно сосчитать) связано с компаниями, которые собрали миллионные инвестиции и провели многосотмиллионные IPO, хоть сами при этом не заработали и доллара. Как такое возможно? О, очень просто, если принять во внимание атмосферу того периода. Мне повезло дышать ею и писать о ней (полистайте подшивку «Компьютерры» тех лет: новостные сводки пропитаны неповторимым духом всеосуществимости), а суть, в общем, в том, что «крышу снесло» не только предпринимателям, а и инвесторам, и широкой публике. Они могли принять участие в становлении «интернет-экономики», купив акции интернет-компаний, либо непосредственно вложив в дот-комы свои средства. И не случайно, хоть «дот-ком ураган» охватил все развитые страны, центром его стали Соединённые Штаты — где инвестиционный климат сравнительно комфортный, то есть профинансировать начинающий бизнес легко.

NASDAQ_high-3

Так и сформировалась следующая схема. Инвесторы — всё увеличивающимися толпами — рыскали по Кремниевой долине и Манхэттену в поисках людей, у которых есть хоть какая-нибудь идея интернет-бизнеса. Найдя, немедленно вливали в них начальный капитал. Те в свою очередь регистрировали компанию и доменное имя, снимали офис, ваяли сайт с прожектами, а главное — отправляли заявку на биржу о проведении IPO, то есть о выпуске своих акций.

Нью-йоркская фондовая (NYSE) была тогда чванливой старухой, брезговавшей иметь дело с компаниями без прошлого (она исправилась, но было это уже сильно после того, как пузырь дот-комов сдулся). Поэтому основной поток заявок шёл на NASDAQ, где требования к соискателям были намного менее строгими. Спустя несколько месяцев акции очередного дот-кома выбрасывались на биржу — и тут их немедленно раскупали инвесторы попроще, в том числе и простой люд. Да, все, буквально все тогда верили, что интернет-компаниям нужно только помочь стартовать, а уж миллионы клиентов со всей планеты сделают любой интернет-бизнес прибыльным.

Так были проведены тысячи IPO. Любая, самая безумная идея финансировалась без проблем! Насыщенный интернет-компаниями индекс NASDAQ Composite (несколько упрощая, показывает совокупную стоимость всех компаний, акции которых торгуются в NASDAQ) стал барометром «интернет-эпохи», таким, знаете, доуджонсом нового тысячелетия. Основатели дот-комов и венчурные инвесторы, предоставлявшие начальный капитал, выпрыгивали из небытия прямо в мультимиллионеры. Чудовищные капитализации уже никого не пугали. Именно в те годы мы свыклись с мыслью, что интернет-компания — у которой и из имущества-то лишь компьютеры, да столы со стульями — может стоить миллиарды долларов.

NASDAQ_high-2

Обманывали ли интернет-предприниматели тех, кому сбывали свои акции? Я придерживался и держусь мнения, что нет. Когда в твоём распоряжении девятизначные суммы — частью деньгами, вырученными от продажи первого пакета акций, частью самими акциями — их можно потратить на расширение дела и приобретение конкурентов, и изменить мир даже не имея прибыли в классическом понимании. Уже упомянутая Amazon.com — отличный тому пример: спустя двадцать лет после основания её годовая выручка измеряется в миллиардах и стабильно растёт, а вот прибыли как не было, так и нет.

Увы, для большинства дот-комов период благоденствия оказался куда короче. Начались первые банкротства (первоначальный капитал неразумно быстро проедался, а доходы скудные), рухнули башни-близнецы, Штаты втянулись в новые войны, а вера в чудесные свойства «интернет-экономики» испарилась. Река венчурных инвестиций пересохла, индекс NASDAQ, загнанный на немыслимую высоту (шутка ли, отношение цены акций к выручке — P/E — для дот-комов, бывало, измерялось в сотнях), потерял четыре пятых своей стоимости и, сделав минимум в октябре 2002-го, уже никогда не вернулся обратно.

Что касается самих дот-комов, акции большинства из них обесценились в десятки и сотни раз, после чего компании канули в Лету, либо продали права на свои торговые марки третьим лицам. От Pets.com и Boo.com, eToys и Webvan, Napster и сотен, тысяч других не осталось ничего, кроме визиток, которыми потом обклеивали памятные стены в музеях. Выжили очень немногие: eBay, Google, Amazon, Netflix, да ещё несколько, чьи имена сейчас на слуху.

NASDAQ_high-4

Нынче времена другие. Интернетом никого уже не удивишь, у большинства он даже не в квартире, а в кармане. В NASDAQ почти вдвое меньше компаний, чем было на пике бума, но — сюрприз! — превзойдя на прошлой неделе доткомбумовский рекорд, он снова движим высокотехнологическими игроками.

Впрочем, дот-комы тех лет и сегодняшние — две разные вещи. У нынешних интернет-компаний за душой не только идея, но и реальные продукты, клиентура. Они старше по возрасту (в среднем почти вдвое). Они диверсифицированы: сегодняшние герои дня — это не только цифровой контент, но и большие данные, социальные сети, «умные» вещи, биотехнологии. Они оценены намного дешевле: параметр P/E для них по-прежнему демонстрирует повышенные ожидания, но в среднем на порядок меньше, чем пятнадцать лет назад (20 против 200). Да и кому гнать курсы акций за облака? Горячка спекуляций — после краха бума дот-комов и кризиса ипотечного кредитования — осталась в прошлом: американцы хоть и торгуют на бирже, но значительно осторожней, чем ещё десять лет назад.

Да, некоторые дот-комы и сегодня ещё выбиваются из общего ряда. Как Facebook, рыночная стоимость которой в 80 раз превосходит её выручку. Однако, если кто-то и имеет право на такую оценку, то именно она. Ей удалось осуществить мечту о «новой экономике»: её поле действия — и правда вся Земля.

P.S. В статье использованы иллюстрации GDS Infographics, LIFE, Nicola, NPR.org, Andrew Macdermott.

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях